МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2022 года Дело N 21-91/2022

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

11 марта 2022 года


Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу Страдиной Ирины Александровны на решение судьи Кировского городского суда Мурманской области от 22 ноября 2021 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Мурманской области N * от 8 октября 2021 года должностное лицо - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Хибины-Отдых" (далее - ООО "Хибины-Отдых", Общество) Страдина И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Кировского городского суда Мурманской области от 22 ноября 2021 года указанное постановление административного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Страдина И.А. просит вынесенные в отношении нее акты отменить.

В обоснование жалобы, ссылаясь на положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает, что при рассмотрении дела нарушен принцип состязательности сторон, поскольку она не была ознакомлена с доводами ответчика, в связи с чем, лишена возможности предоставить свои возражения.

Обращает внимание на то, что, поскольку валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов открывать на территории Российской Федерации банковские счета, в том числе, с целью получения заработной платы в безналичной форме, открытие такого счета является правом, а не обязанностью нерезидента.

Указывает, что в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации она, как руководитель Общества, обязана была своевременно выплатить работнику заработную плату.

Считает, что валютные операции между резидентами и нерезидентами согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" осуществляются без ограничений.

Указывает, что за одно и тоже правонарушение к административной ответственности она привлечена дважды: как генеральный директор Общества, а также как сособственник ООО "Хибины-Отдых", которое также привлеченного к административной ответственности за то же правонарушение.

Обращает внимание на то, что назначенный ей административный штраф в размере 20000 рублей несоразмерим тяжести формального правонарушения, не отвечает принципам разумности и справедливости, не может считаться адекватным характеру совершенного правонарушения, и является неоправданно карательной мерой ответственности.

В судебное заседание не явились Страдина И.А., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определены основные используемые понятия: валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); резидентами признаются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п.п. "а" и "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях" (п.п. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ (п.п. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (п.п. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 названного Федерального Закона).

Статьей 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не включено.

Как следует из материалов дела и установлено судьей, ООО "Хибины-Отдых" в лице генерального директора Страдиной И.А. 1 октября 2018 года заключило срочный трудовой договор с гражданкой Украины С.Н.И.., условия которого содержат указание о сроке и размере заработной платы, но способ выплаты заработной платы (перечисление на счет банка, наличными) не определен.

1 ноября 2019 года ООО "Хибины-Отдых", произвело выплату заработной платы за сентябрь 2019 года гражданке Украины С.Н.И. через кассу Общества на основании платежной ведомости N * от 1.11.2019 и расходного кассового ордера от 1.11.2019 в наличной денежной форме на общую сумму *** руб. *** коп. (л.д. ***).

Согласно информации представленной начальником миграционного пункта ОП по обслуживанию г.Кировска МО МВД России "Апатитский" от 20 ноября 2021 года, гражданка С.Н.И.., *** года рождения, вид на жительство на территории Российской Федерации не оформляла. В соответствии с решением УМВД России по Мурманской области N 33337 от 21 ноября 2019 года С.Н.И. является гражданкой Российской Федерации на основании части 8 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (л.д.***).

ООО "Хибины-Отдых" является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а поэтому в силу подпункта "в" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ - резидентом, а гражданка Украины С.Н.И. на дату выплаты ей заработной платы в наличной денежной форме в валюте Российской Федерации (1 ноября 2019 года) согласно подпункта "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ являлась нерезидентом.

Таким образом, произведенный 1 ноября 2019 года ООО "Хибины-Отдых" расчет по заработной плате, выразившийся в выдаче (отчуждению) Обществом физическому лицу - нерезиденту валюты Российской Федерации в наличной денежной форме в размере *** руб. согласно требованиям подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ являлся валютной операцией между резидентом и нерезидентом.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из выписки ЕГРЮЛ следует, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "Хибины-Отдых", является генеральный директор Страдина И.А.

Выявленное нарушение явилось основанием для составления 24 сентября 2021 года уполномоченным должностным лицом в отношении генерального директора Общества Страдиной И.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее 8 октября 2021 года к предусмотренной данной нормой административной ответственности (л.д.***).

Установленные фактические обстоятельства совершения Страдиной И.А. административного правонарушения и вывод о виновности указанного должностного лица в его совершении подтверждены собранными и исследованными доказательствами, подробно приведенными в вынесенных постановлении и судебном решении, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проанализировав действующее законодательство и фактические обстоятельства дела, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о том, что Страдина И.А., являясь должностным лицом, при исполнении ею должностных обязанностей, в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ допустила 1.11.2019 выплату заработной платы нерезиденту - иностранному гражданину С.Н.И. в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мнение Страдиной И.А. в жалобе о том, что обязанность физического лица - нерезидента открывать банковские счета на территории Российской Федерации для получения заработной платы от юридического лица - резидента федеральным законом не установлена, является ошибочным.

При этом судья правильно исходил из того, что Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ возможность выплаты резидентом заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам, минуя счета в уполномоченных банках, не предусмотрена.

Согласно части 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права на территории Российской Федерации, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Однако требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам кроме части 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации установлены также Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Из вышеуказанного следует, что реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, но и другими нормативными правовыми актами, в том числе, положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

Поскольку работник ООО "Хибины-Отдых" С.Н.И. на дату выплаты ей заработной платы, т.е. 1 ноября 2019 года являлась гражданкой иностранного государства - нерезидентом, то при исполнении директором Общества норм трудового законодательства должны были учитываться положения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Ссылка Страдиной И.А. в жалобе на статью 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ на существо принятого судьей решения не влияет, поскольку отсутствие ограничений на совершение валютных операций между резидентами и нерезидентами установленных частями 2, 3 статьи 14 названного Федерального закона не отменяет особый порядок расчетов при осуществлении валютных операций, т.е. обязанность осуществления валютных операций юридическими и физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

Наличия объективных причин, препятствующих соблюдению генеральным директором ООО "Хибины-Отдых" Страдиной И.А. требований законодательства, а также данных свидетельствующих о принятии всех зависящих от нее мер по недопущению правонарушения судьей не установлено.

Ссылки Страдиной И.А. в жалобе на нарушения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются необоснованными, т.к. в соответствии с частью 1 статьи 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании процессуальных норм указанного Кодекса. Аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы.

Кроме того, приобщенный к материалам дела отзыв административного органа на жалобу Страдиной И.А. не противоречит разъяснениям законодательства, приведенным в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Утверждение Страдиной И.А. в жалобе о том, что за одно и тоже правонарушение она к административной ответственности привлечена дважды, является ошибочным.

Субъектами административной ответственности, установленной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица и должностные лица.

В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Из изложенного следует, что к административной ответственности, согласно указанной норме, может быть привлечено как юридическое лицо, так и его руководитель, как должностное лицо.

По существу, доводы жалобы Страдиной И.А. повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки судьи городского суда, отклоненные по убедительным мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм примененного в деле законодательства не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи городского суда.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного генеральным директором Общества Страдиной И.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, должностное лицо административного органа и судья городского суда не нашли оснований для назначения Страдиной И.А. административного наказания в виде предупреждения или признания допущенного ею правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, совершенное Страдиной И.А. правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, которая является частью мер национальной безопасности, и характеризуется повышенной опасностью.

Административное наказание в виде административного штрафа генеральному директору Общества Страдиной И.А. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 данного Кодекса, характера совершенного административного правонарушения и личности виновной.

В данном случае назначенное Страдиной И.А. административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости и неотвратимости административной ответственности.

Законные основания для смягчения назначенного Страдиной И.А. административного наказания отсутствуют.

Поскольку минимальный размер административного штрафа, за вмененное Страдиной И.А. правонарушение для должностных лиц составляет менее пятидесяти тысяч рублей, основания для применения к ней положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Постановление о назначении генеральному директору Общества Страдиной И.А. административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС N 8 по Мурманской области N * от 8 октября 2021 года и решение судьи Кировского городского суда Мурманской области от 22 ноября 2021 года, в отношении Страдиной И.А. оставить без изменения, а ее жалобу - без удовлетворения.

Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка