МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2022 года Дело N 21-93/2022
по жалобе на решение судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск | 10 марта 2022 года |
Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу Страдиной Ирины Александровны на решение судьи Кировского городского суда Мурманской области от 22 ноября 2021 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Мурманской области N * от 8 октября 2021 года должностное лицо - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Хибины-Отдых" (далее - ООО "Хибины-Отдых", Общество) Страдина И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Кировского городского суда Мурманской области от 22 ноября 2021 года указанное постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Страдина И.А. просит вынесенные в отношении нее акты отменить.
В обоснование ссылается на положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и считает, что при рассмотрении дела был нарушен принцип состязательности сторон, поскольку она не была ознакомлена с доводами ответчика, чем была лишена возможности предоставить возражения на них.
Обращает внимание на то, что, поскольку валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов открывать на территории Российской Федерации банковские счета, в том числе, с целью получения заработной платы в безналичной форме, открытие такого счета является правом, а не обязанностью нерезидента.
Указывает, что в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации она, как руководитель Общества, обязана своевременно выплатить работнику заработную плату.
Считает, что валютные операции между резидентами и нерезидентами согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" осуществляются без ограничений.
По мнению заявителя, за одно и тоже правонарушение к административной ответственности она привлечена дважды: как генеральный директор Общества, а также как сособственник ООО "Хибины-Отдых", которое также привлеченного к административной ответственности за то же правонарушение.
Обращает внимание на то, что назначенный ей административный штраф в размере 20000 рублей несоразмерим тяжести формального правонарушения, не отвечает принципам разумности и справедливости, не может считаться адекватным характеру совершенного правонарушения, и является неоправданно карательной мерой ответственности.
В судебное заседание не явились Страдина И.А., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определены основные используемые понятия: валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); резидентами признаются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п.п. "а" и "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях" (п.п. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ (п.п. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (п.п. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 названного Федерального Закона).
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не включено.
Основанием для привлечения генерального директора ООО "Хибины-Отдых" Страдиной И.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что 25 ноября 2019 года резидент - ООО "Хибины-Отдых" произвело выплату нерезиденту - иностранному гражданину С.И.А. заработной платы за ноябрь 2019 года через кассу Общества на основании платежной ведомости N * от 25.11.2019 и расходного кассового ордера от 25.11.2019 в наличной денежной форме на общую сумму *** руб. *** коп. без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Проверяя законность привлечения генерального директора ООО "Хибины-Отдых" Страдиной И.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья согласился с выводом должностного лица органа административной юрисдикции о том, что действиями генерального директора Общества Страдиной И.А. нарушены требования статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, выразившиеся в выплате 25.11.2019 нерезиденту - иностранному гражданину С.И.А.. заработной платы в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, квалифицировав ее действия на часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вынесенные по делу акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны вмененного правонарушения.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует осуществление валютных операций с нерезидентами наличными в валюте Российской Федерации, вопреки требованиям Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, минуя счета в уполномоченных банках.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами признаются, в том числе: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 указанного Федерального закона, если указанные граждане и лица без гражданства относятся к категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, определенным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью первой 1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24.04.2019 N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" установлено, что лица, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, в том числе ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ.
В силу подпункта "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24.04.2019 N 183 лица, подавшие заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом, приобретают гражданство Российской Федерации со дня принятия в установленном порядке решения о приеме в гражданство Российской Федерации.
Согласно пункту 33 Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной (далее - Инструкция), утв. приказом МВД России от 16.09.2019 N 623, решение по заявлению о приобретении гражданства в упрощенном порядке, принятому к рассмотрению в территориальном органе МВД России, согласованное начальником подразделения по вопросам миграции данного территориального органа МВД России либо лицом, исполняющим его обязанности, утверждается полномочным должностным лицом территориального органа МВД России.
Так, согласно информации, представленной начальником МП ОП по обслуживанию г. Кировска МО МВД России "Апатитский" от 20.11.2021, С.И.А.., *** года рождения, является гражданкой Российской Федерации на основании части 8 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ в связи с принятием УМВД России по Мурманской области решения N * от 21 ноября 2019 года (л.д.***, оригинал данной справки находится в материалах дела об административном правонарушении N */2021).
Изложенное свидетельствует о том, что гражданка С.И.А. с 21 ноября 2019 года приобрела гражданство Российской Федерации, т.е. является резидентом.
Таким образом, на дату выплаты ООО "Хибины-Отдых" С.И.А. 25 ноября 2019 года заработной платы за ноябрь 2019 года являлась резидентом, поэтому, ограничения на выплату ей заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, на нее не распространялись.
Указанное обстоятельство судьей городского суда во внимание не принято.
В связи с изложенным, вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях генерального директора Страдиной И.А. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
С учетом того, что в действиях Страдиной И.А. отсутствует объективная сторона вмененного правонарушения, обжалуемые постановление административного органа от 8 октября 2021 года и решение судьи Кировского городского суда Мурманской области от 22 ноября 2021 года, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС N 8 по Мурманской области N * от 8 октября 2021 года и решение судьи Кировского городского суда Мурманской области от 22 ноября 2021 года в отношении генерального директора ООО "Хибины-Отдых" Страдиной И.А., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка