СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 февраля 2022 года Дело N 33-360/2022

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Ариничева С.Н.,

судей Ахрамеева С.В. и Романовой Е.А.,

при секретаре Заморской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Ариничева С.Н. дело по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях к Неледовой Наталье Владимировне, Неледову Дмитрию Викторовичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения, поступившее по апелляционной жалобе Гаджиева Гаджимурада Шабановича, поданной его представителем Брусовым Владимиром Ивановичем, на заочное решение Калужского районного суда Калужской области от 21 ноября 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях обратилось в суд к Неледовой Н.В. и Неледову Д.В., уточнив требования, просило признать недействительным договор дарения 1/2 доли в праве собственности на помещение автостоянки N 1 площадью 96,7 кв.м в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подвалом по адресу: <адрес>, заключенный между ответчиками 2 апреля 2013 года; признать право собственности Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях на 1/2 доли в праве на указанное помещение и истребовать его из незаконного владения Неледовой Н.В. в пользу истца.

В обоснование исковых требований указано, что в результате реализации арестованного имущества должника Гаджиева Г.Ш. на торгах между ТУ Роимущества в Калужской области (правопредшественник истца) и Неледовым Д.В. 25 июня 2012 года был заключен договор купли-продажи помещения автостоянки по вышеуказанному адресу. 2 апреля 2013 года Неледов Д.В. передал спорную долю в праве собственности на помещение Неледовой Н.В. в дар. Однако решением суда от 12 июля 2013 года торги в отношении указанного помещения признаны недействительными, Неледову Д.В. возвращены уплаченные им по договору купли-продажи денежные средства, в связи с чем имеются основания для признания сделки недействительной и истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Представитель истца МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях - Гаврикова М.Н. заявленные требования поддержала.

Ответчики Неледова Н.В. и Неледов Д.В., а также представитель третьего лица УФССП России по Калужской области в суд не явились.

Заочным решением Калужского районного суда Калужской области от 21 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены, постановлено:

признать недействительным договор дарения 1/2 доли помещения автостоянки N 1 площадью 96,7 кв.м. в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подвалом по адресу: <адрес>, заключенный 2 апреля 2013 г. между Неледовым Д.В. и Неледовой Н.В.;

признать право собственности МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях на 1/2 доли помещения автостоянки N 1 площадью 96,7 кв.м в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подвалом по адресу: <адрес>;

истребовать из незаконного владения Неледовой Н.В. в пользу МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях следующее имущество: 1/2 доли помещения автостоянки N 1 площадью 96,7 кв.м в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подвалом по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе Гаджиева Г.Ш., поданной его представителем Брусовым В.И., поставлен вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона в части признания за истцом права собственности на спорное имущество и его истребования из незаконного владения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 января 2022 года постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что к участию в деле не был привлечен Гаджиев Г.Ш., вопрос о правах которого был разрешен решением суда. Гаджиев Г.Ш. был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Гаджиева Г.Ш. - Брусова В.И., поддержавшего апелляционную жалобу, считавшего, что основания для удовлетворения исковых требований МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях отсутствуют, представителя МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях Гаврикову М.Н., просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Суд, принимая решение о признании договора дарения 1/2 доли в праве собственности на помещение автостоянки N 1 площадью 96,7 кв.м, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, заключенного между Неледовым Д.В. и Неледовой Н.В. 2 апреля 2013 года, также пришел к выводу о наличии оснований для признания за МТУ Роимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях права собственности на 1/2 доли в праве на данный объект недвижимости и его истребовании в пользу истца.

Вместе с тем из материалов дела видно, что помещение автостоянки находилось и находится во владении Гаджиева Г.Ш.

Таким образом, суд принял решение, влияющее на права Гаджиева Г.Ш., который к участию в деле привлечен не был.

Учитывая изложенное, решение суда не может быть признано законным, подлежит отмене.

Из дела видно, что в производстве судебных приставов-исполнителей ОСП по <адрес> г. Калуги УФССП России по Калужской области с 2010 года находилось сводное исполнительное производство о взыскании с Гаджиева Г.Ш. в пользу <данные изъяты> кредитной задолженности на общую сумму 159 337 586 руб. 21 коп.

6 июля 2011 года судебным приставом-исполнителем наложен арест на имущество должника Гаджиева Г.Ш., в частности на 1/2 доли в праве собственности на помещение автостоянки N 1 общей площадью 96,7 кв.м, расположенное в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подвалом по адресу: г<адрес>.

10 января 2012 года судебным приставом-исполнителем передан указанный объект недвижимости ТУ Росимущества в Калужской области (с 19 декабря 2016 года реорганизовано в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях) для реализации путем проведения торгов.

По результатам проведения 14 июня 2012 года торгов в форме аукциона по лоту N (1/2 доли в праве собственности на вышеуказанное помещение) победителем был признан Неледов Д.В.

25 июня 2012 года между ТУ Росимущества в Калужской области и Неледовым Д.В. был заключен договор купли-продажи N 1/2 доли в праве собственности на помещение автостоянки N 1 общей площадью 96,7 кв.м, расположенной в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подвалом по адресу: <адрес>, <адрес>.

Вырученные ТУ Росимущества в Калужской области от продажи денежные средства перечислены на депозитный счет отдела судебных приставов по <адрес> г. Калуги.

25 июля 2012 года Управлением Росреестра по Калужской области произведена государственная регистрация права общей долевой собственности Неледова Д.В. на указанное помещение.

2 апреля 2013 года Неледов Д.В. передал по договору дарения безвозмездно в пользу Неледовой Н.В. принадлежащую ему 1/2 доли в праве на помещение автостоянки, право собственности Неледовой Н.В. зарегистрировано 16 апреля 2013 года.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 12 июля 2013 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 21 октября 2013 года, торги, проведенные ТУ Росимущества в Калужской области 14 июня 2012 года в форме аукциона по лоту Nп по продаже арестованного недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, и протокол от 14 июня 2012 года, подписанный представителями ТУ Росимущества в Калужской области, о результатах торгов по лоту Nп признаны недействительными.

Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 23 марта 2015 года с ТУ Росимущества в Калужской области в пользу Неледова Д.В. взысканы денежные средства, уплаченные по договору купли-продажи N п/2012 от 25 июня 2012 года, а также проценты за пользование денежными средствами. Данное решение суда исполнено в полном объеме 29 января 2016 года.

Учитывая данные обстоятельства, суд, признавая договор дарения от 2 апреля 2013 года ничтожной сделкой, исходил из того, что Неледов Д.В. не обладал правом на распоряжение спорным имуществом.

При этом суд, признав сделку недействительной, пришел к выводу о признании за МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях права собственности на 1/2 доли в праве на помещение автостоянки N 1 общей площадью 96,7 кв.м, расположенное в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подвалом по адресу: <адрес>, и истребовании имущества из чужого незаконного владения.

В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно части 1 статьи 87 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в редакции, действовавшей в период совершения исполнительных действий, реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724, Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 N 432).

Приказами Федеральной службой судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 347 и N 149 от 25 июля 2008 года, действовавшими в период проведения торгов в отношении спорного имущества, был утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

С 30 апреля 2015 года достигнуто соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (Соглашение ФССП России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что Росимущество, осуществляя функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений, выступает в качестве реализатора (посредника) между собственником арестованного имущества (должником) и победителем торгов (покупателем), и не приобретает какие-либо имущественные права в отношении данного имущества.

Доказательств, подтверждающих наличие у МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в силу закона оснований приобретения и признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости не представлено.

Сами по себе факты признания торгов от 14 июня 2012 года по лоту Nп недействительными, возмещение Неледову Д.В. истцом денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи и признание договора дарения недействительным не могут являться основанием для возникновения у МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях права собственности на спорное имущество и наличии оснований для истребования имущества в его пользу.

С учетом установленных по делу обстоятельств требования истца о признании права собственности и истребовании имущества из чужого незаконного владения подлежат оставлению без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого права и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заочным решением Калужского районного суда Калужской области от 7 ноября 2014 года удовлетворен иск Гаджиева Г.Ш. к Неледовой Н.В., признано зарегистрированное за Неледовой Н.В. право собственности на 1/2 долю в помещении автостоянки N 1, общей площадью 96,7 кв.м, расположенного в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома по адресу: <адрес>, отсутствующим.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 29 марта 2016 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 15 июня 2016 года, по делу по иску Гаджиева Г.Ш. к управлению Росреестра по Калужской области об оспаривании зарегистрированного права на недвижимое имущества путем внесения записи в ЕГРП постановлено: обязать управление Росреестра по Калужской области исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на недвижимое имущество (ЕГРП) запись о праве собственности на 1/2 долю в общей долевой собственности Неледовой Натальи Владимировны на помещение автостоянки N 1, общей площадью 96,7 кв.м, находящееся в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подпольем площадью 69.0 кв.м, по адресу: <адрес>.

Как установлено по настоящему делу, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях не является собственником помещения спорной автостоянки, основания для признания за истцом права собственности на помещение автостоянки отсутствуют.

Ранее состоявшимися судебными постановлениями уже разрешен вопрос о правах Неледовой Н.В. на спорное помещение.

Гаджиев Г.Ш. в рамках нестоящего дела считал нецелесообразным рассмотрение исковых требований о признании договора дарения недействительным.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска о признании недействительным договора дарения, заключенного Неледовыми, отсутствуют.

На основании статей 443, 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит осуществлению поворот исполнения решения суда в части государственной регистрации права собственности Российской Федерации на 1/2 доли в праве на помещение автостоянки N 1 площадью 96,7 кв.м в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подпольем общей площадью 69,0 кв.м по адресу: <адрес>.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 (п. 4 ч. 4) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

заочное решение Калужского районного суда Калужской области от 21 ноября 2017 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях к Неледовой Наталье Владимировне, Неледову Дмитрию Викторовичу о признании права собственности на 1/2 доли в праве на помещение автостоянки N 1 площадью 96,7 кв.м в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подвалом по адресу: <адрес>, истребовании данного помещения из чужого незаконного владения, признании договора дарения, заключенного 2 апреля 2013 года, недействительным отказать.

Осуществить поворот исполнения заочного решения Калужского районного суда Калужской области от 21 ноября 2017 года, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на 1/2 доли в праве на помещение автостоянки N 1 площадью 96,7 кв.м в подвале шестиэтажного кирпичного жилого дома с техническим подпольем общей площадью 69,0 кв.м по адресу: <адрес>.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17 февраля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка