АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2025 года Дело № А51-14804/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2025 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Демешко Ю.В., представитель по доверенности от 24.02.2025 № ЖКС 5-62-20;
от администрации Лесозаводского муниципального округа: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Водосток": представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Водоресурс": представитель не явился;
от Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Квадратный метр": представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 02.11.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2025
по делу № А51-14804/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б)
к администрации Лесозаводского городского округа (ОГРН 1022500675922, ИНН 2507011300; адрес: 692042, Приморский край, г. Лесозаводск, ул. Будника, д. 119)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Водосток" (ОГРН 1182536012548, ИНН 2507012825; адрес: 692031, Приморский край, г. Лесозаводск, ул. Калининская, д. 2, офис 2); общество с ограниченной ответственностью "Водоресурс" (ОГРН 1182536012559, ИНН 2507012832; адрес: 692031, Приморский край, г. Лесозаводск, ул. Калининская, д. 2, офис 1); Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033; адрес: 125167, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Аэропорт, ул. Планетная, д. 3, к. 2, этаж 1, помещ. 3); общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Квадратный метр" (ОГРН 1202500025530, ИНН 2507013240; адрес: 692031, Приморский край, г.о. Лесозаводский, г. Лесозаводск, ул. Калининская, д. 32, офис 2)
о признании недействительным постановления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным постановления администрации Лесозаводского городского округа Приморского края (далее - администрация) от 11.08.2023 № 1379 "Об утверждении схем водоснабжения военного городка "Медведицк-13", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:30:020102:11 по адресу: Приморский край, г. Лесозаводск".
Определениями арбитражного суда от 04.12.2023, от 30.07.2024, от 02.09.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Водосток" (далее - ООО "Водосток"), общество с ограниченной ответственностью "Водоресурс" (далее - ООО "Водоресурс"), Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Квадратный метр" (далее -управляющая компания, ООО УК "Квадратный метр").
Решением суда от 02.11.2024, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2025, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе учреждения, полагающего, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, в связи с чем подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что суды неверно истолковали положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в результате чего пришли к ошибочному выводу о соответствии учреждения критериям гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению в границах военного городка "Медведицк-13", расположенного в г. Лесозаводске.
При этом отмечает, что для признания системы холодного водоснабжения централизованной необходима совокупность определенных элементов, тогда как в спорной ситуации учреждение не осуществляет водоподготовку, а также очистку сточных вод.
С учетом изложенного полагает, что в отсутствие указанных элементов системы водоснабжения и водоотведения орган местного самоуправления не вправе наделять организацию статусом гарантирующего поставщика в силу прямого противоречия требованиям закона, и что фактически учреждение является транзитной организацией.
В судебном заседании суда округа, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.2 АПК РФ путем системы веб-конференции, представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Администрация в представленном отзыве просила принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 22.05.2018 администрацией принято постановление № 767 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения Лесозаводского городского округа Приморского края на период 2018-2028 годы", в соответствии с которым утверждены схемы водоснабжения и водоотведения Лесозаводского городского округа, и статусом гарантирующих организаций по осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения сточных вод на территории Лесозаводского городского округа наделены ООО "Водоресурс" и ООО "Водосток".
Приложением № 3 к данному постановлению установлены зоны деятельности гарантирующих организаций на территории муниципального образования путем перечисления конкретных улиц и переулков.
Постановлением администрации от 27.08.2021 № 1236 в указанное постановление внесены изменения в виде изложения приложения № 3 в новой редакции, согласно которой в зоны деятельности гарантирующих организаций ООО "Водоресурс" и ООО "Водосток" включена ул. Гагарина.
Постановлением администрации от 27.04.2022 № 866 постановление от 27.08.2021 № 1236 признано утратившим силу.
11.08.2023 администрацией принято постановление № 1379 "Об утверждении схем водоснабжения военного городка "Медведицк-13", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:30:020102:11 по адресу: Приморский край, г. Лесозаводск", на основании пунктов 1, 2 которого на территории данного городка утверждены схемы водоснабжения и водоотведения. Одновременно учреждение наделено статусом гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению, и зоной деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России определена территория военного городка на указанном земельном участке.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая его принятым с нарушением норм действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы учреждения в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно учитывали следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации.
Согласно пункту 2 статьи 2 этого же Закона под водоотведением для целей применения настоящего Федерального закона понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ).
Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ).
В пунктах 28.1 и 29 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ закреплено, что централизованная система водоотведения поселения или городского округа - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Как установлено частью 1 статьи 12 данного Закона, органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ).
Частью 3 названной статьи определено, что решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети "Интернет" (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Транзитные организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод. Гарантирующая организация обязана оплачивать предусмотренные указанными договорами услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 6 статьи 12 указанного Закона организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
Таким образом, по верным выводам судов, для наделения организации водопроводно-канализационного хозяйства статусом гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению данная организация должна соответствовать обязательным критериям: осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение; эксплуатировать водопроводные и (или) канализационные сети; к данным водопроводным и (или) канализационным сетям должно быть присоединено наибольшее количество абонентов.
Проверяя законность оспариваемого ненормативного акта, принятого администрацией, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в границах г. Лесозаводска на земельном участке с кадастровым номером 25:30:020102:11 расположен военный городок.
Из имеющегося в материалах дела устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России следует, что оно создано путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва) в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155.
Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 12 устава).
Для достижения целей, указанных в пункте 13 настоящего устава, учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет следующие виды деятельности: - забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям; - оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; - удаление и очистка сточных вод, отходов; - оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод.
Таким образом, характер деятельности учреждения предполагает осуществление холодного водоснабжения и водоотведения с использованием соответствующих централизованных систем.
В связи с осуществлением указанной деятельности на основании приказа Директора имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 № 1168 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России учреждению передано имущество Минобороны России, в том числе сети водоснабжения, к которым подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонентов военного городка, которые находятся в оперативном управлении ФГАУ "Росжилкомплекс".
В соответствии с актом приема-передачи недвижимого имущества объектов водопроводно-канализационного хозяйства № 6 к указанному приказу в ведение учреждения переданы сети водоснабжения протяженностью 9007 м, сети водоотведения протяженностью 9322 м, здания водонасосных станций, здание канализационной насосной станции, здание станции перекачки, здание узла водоснабжения, сооружение грубой отчистки, здания котельных.
По факту передачи имущества между ДВ ТУИО и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России также составлен передаточный акт от 10.10.2017 № 141/6/01/17, в перечне недвижимого имущества к которому поименованы указанные здания и сооружения водопроводно-канализационного хозяйства в г. Лесозаводске.
Анализ имеющихся в материалах дела инвентарных карточек нефинансовых активов от 09.07.2021 № 6409, № 6410 показывает, что балансодержателем сетей водоотведения № 248 в/г 13 протяженностью 9322 м и сетей водоснабжения № 247 в/г 13 протяженностью 9007 м является учреждение.
Сведения о том, что иные организации водопроводно-канализационного хозяйства эксплуатируют отдельные участки сетей на земельном участке с кадастровым номером 25:30:020102:11 в материалах дела отсутствуют.
При этом в приложении № 1 "Схема водоснабжения" к оспариваемому постановлению предусмотрено, что водоснабжение в пределах спорной территории осуществляется учреждение от двух источников: - водопроводные скважины военного городка; - централизованная система водоснабжения ООО "Водоресурс".
В свою очередь, по данным приложения № 2 "Схема водоотведения" к постановлению от 11.08.2023 № 1379 структура системы водоотведения городка включает в себя канализационную насосную станцию и сети водоотведения.
Таким образом, суды установили, что учреждение на праве оперативного управления эксплуатирует сети водоотведения, сети холодного водоснабжения, а также здания и сооружения водопроводно-канализационного хозяйства, расположенные на территории военного городка и предназначенные для обслуживания объектов, находящихся в ведении ФГАУ "Росжилкомплекс".
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что решением Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2023 по делу № А51-883/2023 в удовлетворении заявления ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о признании недействительным акта приема-передачи недвижимого имущества объектов водопроводно-канализационного хозяйства № 6 было отказано.