СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2025 года Дело № А27-20610/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2025 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Дубовика В.С.
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., без использования средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия "ЭнергоРесурс Кемеровского муниципального округа" (№ 07АП-2241/2025) на решение от 17.03.2025 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27- 20610/2024 (судья В.В. Власов), по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса к муниципальному казенному предприятию "ЭнергоРесурс Кемеровского муниципального округа" о взыскании вреда, причиненного окружающей среде (недрам) в размере 1 984 791, 74 руб.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация Кемеровского муниципального округа,
при участии в судебном заседании:
- без участия (извещены),
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (далее министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с муниципального казенного предприятия "ЭнергоРесурс Кемеровского муниципального округа" (далее - МКП "ЭнергоРесурс КМО", предприятие, ответчик) суммы вреда, причиненного окружающей среде (недрам) в результате добычи подземных вод, в размере 1 984 791, 74 руб.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена - Администрация Кемеровского муниципального округа.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечена Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса.
Решением от 17.03.2025 Арбитражного суда Кемеровской области (с учетом определения об устранении описки от 15.04.2025) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что для установления вреда, причиненного недрам, недостаточно установления только факта пользования недрами без лицензии, а необходимо установить последствия, вызванные таким использованием недр. Полагает, что расчет размера вреда, причиненного окружающей среде (недрам) вследствие добычи подземных вод без лицензии осуществлен неверно, в связи с тем, что при расчете вреда не определены и не учтены расходы на ликвидацию последствий вреда и восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов ответчика, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.02.2024 по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесенное прокурором Кемеровского района Кемеровской области - Кузбасса в отношении эколога Муниципального казенного предприятия "ЭнергоРесурс Кемеровского муниципального округа" Спиридоновой Полины Николаевны.
При рассмотрении материалов дела установлено, что на основании договора от 15.10.2022 № 10.09/188 "О закреплении за муниципальным предприятием имущества на праве оперативного управления", заключенного между КУМИ Кемеровского муниципального округа и МКП "ЭнергоРесурс КМО", Предприятию передано в оперативное управление имущество, в том числе водозаборные скважины по адресам: Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, в 66 м восточнее д. 73 по ул. Ленина, кадастровый номер: 42:04:0212001:3329), Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, ул. Школьная (50 м от котельной № 1), кадастровый номер: 42:04:0212001:2602); Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, ориентир 100 м от ул. Звездная, 12, кадастровый номер: 42:04:0212001:2634); № 7: Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, ул. Школьная, 70 м от котельной № 1, кадастровый номер: 42:04:0212001:2597), Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, в 41 м севернее дома 153 по ул. Советская, кадастровый номер: 42:04:0212001:3290, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, в 139 м юго-восточнее от д. 55 по ул. Школьная, кадастровый номер: 42:04:0212001:3327), Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, в 51 м юго-восточнее от д. 55 по ул. Школьная, кадастровый номер: 42:04:0212001:3326, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, в 104 м восточнее д. 55 по ул. Школьная, кадастровый номер: 42:04:0212001:3325, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, в 95 м юго-восточнее д. 1 б, кадастровый номер: 42:04:0213005:312, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, ул. Леонова, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, ДРСУ № 10, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, машдвор (2 скважины), Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, у колодца № 1, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Елыкаево, у колодца № 2.
В ходе проверки, проведенной прокурором Кемеровского района Кемеровской области - Кузбасса в декабре 2023 года, установлено, что МКП "ЭнергоРесурс КМО" осуществляет добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового и технологического обеспечения водой населения с. Елыкаево Кемеровского муниципального округа с использованием водозаборных скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Поскольку объем добычи подземных вод в сутки у МКП "ЭнергоРесурс КМО" составляет менее 500 куб.м, руководствуясь, п. 3 Правил № 564, министерством произведен расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Размер вреда составил 1 984 791 (один миллион девятьсот восемьдесят четыре тысячи семьсот девяносто один) рубль 74 копейки.
23.08.2024 в адрес предприятия была направлена претензия о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде (недрам), вследствие нарушения законодательства о недрах (исх.№ 4687-мк от 22.08.2024).
Поскольку в установленный срок ущерб не был оплачен в добровольном порядке, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности, пришел к выводу, что факт причинения вреда доказан министерством, размер вреда определен верно.
Апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Исходя из абзаца четвертого статьи 1 Закона об охране окружающей среды недра, поверхностные и подземные воды относятся к компонентам природной среды.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Статьей 51 Закона о недрах также установлено, что лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами (абзац 1); лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (абзац 3).
В целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации и восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель правомочен ввести разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определить правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 № 2795-О).
Закон о недрах определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Императивный метод регулирования пользования недрами проявляется необходимостью получения заинтересованными лицами специального государственного разрешения - лицензии.
В целях реализации указанных положений Закона о недрах Правительство Российской Федерации постановлением от 04.07.2013 № 564 утвердило Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее - Правила № 564).
Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением и согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды, статье 51 Закона о недрах влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами № 564.
Исходя из положений пункта 2 Правил № 564, вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе самовольным пользованием недрами.
Данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 № 310-ЭС20-15694.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 № 2795-О установлено, что в целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации, восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель устанавливает разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определяет правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2020 № 308-ЭС20-12565, факт изъятия и утраты запасов полезных ископаемых, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью, в результате безлицензионной добычи, как и иные способы ухудшения свойств недр, составляют правонарушение, в результате которого причиняется вред, подлежащий взысканию.
Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным деянием и свидетельствует о причинении вреда государству, в связи с чем соответствующие доводы общества об обратном подлежат отклонению.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, арбитражный суд первой инстанции установил, что МКП "ЭнергоРесурс КМО" допущены нарушения природоохранного законодательства, которые привели к причинению вреда недрам; размер вреда, причиненного в рассматриваемом случае составил 1 984 791, 74 руб. и исчислен министерством в соответствии названной Методикой правомерно.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В предмет доказывания со стороны истца по спорам о возмещении вреда включается необходимость обоснования факта причинения вреда, размера вызванного ущерба, причинную связь между поведением правонарушителя и наступившим вредом.
Отклоняя доводы ответчика о неверном расчете размера вреда, апелляционный суд учитывает следующее.
В соответствии с п.4 Правил № 564, размер вреда, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: D = Lз + Сл + Со, где:
D - размер вреда;
Lз - стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);
Сл - фактические расходы на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и (или) расходы, предусмотренные проектами рекультивационных работ или иных восстановительных работ, за исключением случаев добровольного восстановления нарушенного состояния окружающей среды (рублей);
Со - затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, а также подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями на оценку размера вреда, включая организацию мероприятий, направленных на проведение геодезических и маркшейдерских работ, определение вида полезного ископаемого, разработку и согласование проекта рекультивационных работ или иных восстановительных работ (рублей).
Как следует из вышеуказанной формулы, данный показатель является дополнительным в расчете размера вреда, а не обязательным.
При расчете вреда параметр Сл складывается (суммируется) с двумя другими Lз -утраченные запасы недр и Со-затраты на оценку вреда. Министерством не производились затраты на восстановление окружающей среды, оценка вреда (расчет размера вреда) осуществлялся силами министерства, в связи с чем в расчете вреда МКП "ЭнергоРесурс КМО" данные показатели проставлены как 0 руб.
Стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: Lз = Nбз х Р,
где:
Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;
Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).
Сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Расчет величины "Р"
Величина рассчитывается согласно п. 7 Правил.
Информация о рыночной цене на отдельные виды промышленных товаров размещена сайте Росстата https://www.fedstat.ru/indicator/57606.
Согласно информации с сайта Росстата средняя рыночная цена реализации по Сибирскому федеральному округу на природную воду с июня по ноябрь 2023 года (то есть за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершенное правонарушение - 07.12.2023)
июнь 2023г
июль 2023г
август 2023г
сентябрь 2023г