ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2025 года Дело № А56-113028/2022

Резолютивная часть постановления оглашена 11 марта 2025 года

Постановление изготовлено в полном объёме 23 марта 2025 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Н.А.Морозовой,

судей А.В. Радченко, М.В. Тарасовой,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Г.А. Галстян,

в отсутствие лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39882/2024) конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Маринер7" Мериновой Юлии Дмитриевны на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2024 по обособленному спору № А56-113028/2022/истр.3, принятое по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Маринер-7" Мериновой Юлии Дмитриевны об истребовании документов у Андреева Дмитрия Геннадьевича и Поттаева Дмитрия Александровича в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Маринер-7",

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Маринер-7" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом).

Определением от 15.11.2022 суд первой инстанции принял заявление к производству и возбудил дело о несостоятельности (банкротстве).

Определением от 11.04.2023 (резолютивная часть от 05.04.2023) арбитражный суд ввёл в отношении общества процедуру наблюдения, утвердил в должности временного управляющего Меринову Юлию Дмитриевну - члена Союза "Саморегулируемой организации арбитражных управляющих Северо-Запада".

Названные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 22.04.2023 № 71(7516).

Решением от 04.10.2023 (резолютивная часть от 27.09.2023) суд первой инстанции признал должника несостоятельным (банкротом), открыл в отношении него конкурсное производство, утвердил в должности конкурсного управляющего Меринову Ю.Д.

Соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 14.10.2023 № 192(7637).

Конкурсный управляющий 22.04.2024 подала в арбитражный суд ходатайство об истребовании у бывших руководителей должника Андреева Дмитрия Геннадьевича и Поттаева Дмитрия Александровича документов и имущества должника согласно перечню, приведённому в просительной части ходатайства.

Определением от 06.11.2024 суд первой инстанции в удовлетворении ходатайства отказал.

Не согласившись с законностью судебного акта, управляющий направил апелляционную жалобу, настаивая на отсутствии факта передачи бывшими руководителями сведений о дебиторской задолженности, а также оригиналов документов должника.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел". Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.

Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 66 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) временный управляющий вправе, в том числе, получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Закона о банкротстве органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. Вопросы об истребовании документации и ценностей должника рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 2 статьи 60 Закона о банкротстве.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма носит специальный характер и закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса предоставить конкурсному управляющему перечисленные документы и материальные ценности.

Таким образом, доказательством исполнения обязательств руководителя должника по передаче документации и имущества, а конкурсного управляющего по принятию имущества должника является акт приема-передачи, подписанный обеими сторонами.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.

Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с определением ВС РФ от 11.07.2017 № 307-ЭС16-21419 отношения, связанные с передачей документации юридического лица его бывшим руководителем конкурсному управляющему, являются предметом гражданско-правового регулирования, и в рамках указанной процедуры бывший директор продолжает нести обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно.

Непередача указанных документов приводит к существенным затруднениям проведения процедуры банкротства, невозможно выявить весь круг лиц, контролирующих должника, его основных контрагентов, а также невозможно определить основные активы должника и их идентифицировать; невозможно выявить совершенные в период подозрительности сделки и их условия; невозможно установить содержание принятых органами должника решений, на предмет причинения ими вреда должнику и кредиторам и потенциальную возможность взыскания убытков с лиц, являющихся членами данных органов.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления управляющего, исходил из факта передачи части истребуемых документов управляющему, а также из необоснованности истребования части документов у бывших руководителей должника.

Как усматривается из материалов дела, с 02.03.2018 функции генерального директора должника осуществлял Андреев Дмитрий Геннадьевич, а с 19.12.2013 единственным участником и учредителем должника являлся Поттаев Дмитрий Александрович.

Конкурсным управляющим подано заявление об истребовании у данных лиц оригиналов следующих документов:

1. приказа об утверждении Положения и Положение об учётной политике;

2. документы первичного бухгалтерского учёта, бухгалтерской отчётности (квартальные и годовые балансы (форма № 1, 2) с отметкой налоговой инспекции), отчетности во внебюджетные фонды и органы статистики (расчётные ведомости), с соответствующими отметками о принятии (за последние три года);

3. расшифровки состава запасов по строке 1210 бухгалтерского баланса за 2021 год на сумму 24 200 тыс. руб.;

4. запасов на сумму 24 200 тыс. руб., отражённых в последнем балансе либо документов по их выбытию из собственности ООО "Маринер-7";

5. расшифровки состава запасов по строке 1210 бухгалтерского баланса за 2020 год на сумму 17 480 тыс. руб.;

6. расшифровки состава запасов по строке 1210 бухгалтерского баланса за 2019 год на сумму 19 157 тыс. руб.;

7. расшифровки дебиторской задолженности по строке 1230 бухгалтерского баланса за 2021 год на сумму 131 533 тыс. руб.;

8. первичных документов, необходимых для взыскания дебиторской задолженности, отражённой в последнем балансе (на сумму 131 533 тыс. руб.), включая почтовые адреса и ИНН дебиторов и, при взыскании, документов, подтверждающих взыскание, либо документы о ее погашении;

9. расшифровка дебиторской задолженности по строке 1230 бухгалтерского баланса за 2020 год на сумму 84 241 тыс. руб.;

10. расшифровки дебиторской задолженности по строке 1230 бухгалтерского баланса за 2019 год на сумму 86 396 тыс. руб.;

11. расшифровки расчётов с разными дебиторами и кредиторами по бухгалтерскому балансу за 2021 на сумму 660 тыс. руб.

12. первичных документов, подтверждающих наличие оборотного актива на сумму 660 тыс., отражённого в разделе "расчёты с разными дебиторами и кредиторами" по бухгалтерскому балансу за 2021;

13. расшифровка расчётов по социальному страхованию и обеспечению по бухгалтерскому балансу за 2021 на сумму 470 тыс. руб., и первичные документы, подтверждающие наличие данного актива у ООО "Маринер-7";

14. расшифровки расчётов по налогам и сборам по бухгалтерскому балансу за 2021 на сумму 179 тыс. руб., и первичных документов, подтверждающих наличие данного актива у ООО "Маринер-7";

15. расшифровки расчётов с покупателями и заказчиками по бухгалтерскому балансу за 2021 на сумму 125 876 тыс. руб., и первичных документов, подтверждающих наличие данного актива у ООО "Маринер-7";

16. расшифровки расчётов с поставщиками и подрядчиками по бухгалтерскому балансу за 2021 на сумму 4 348 тыс. руб., и первичных документов, подтверждающих наличие данного актива у ООО "Маринер-7";

17. расшифровки финансовых вложений по бухгалтерскому балансу за 2021 по строке 1240 на сумму 20 000 тыс. руб., и первичных документов, подтверждающих наличие данного актива у ООО "Маринер-7";

18. расшифровки прочих оборотных активов по бухгалтерскому балансу за 2021 по строке 1260 на сумму 2 517 тыс. руб., и первичных документов, подтверждающих наличие данного актива у ООО "Маринер-7";

19. расшифровки прочих оборотных активов по бухгалтерскому балансу за 2020 по строке 1260 на сумму 5 463 тыс. руб., и документов о частичной реализации данного актива;

20. расшифровки прочих оборотных активов по бухгалтерскому балансу за 2020 по строке 1260 на сумму 649 тыс. руб.

21. расшифровка и первичных документов по суммам, отраженным в балансе за 2021 по строкам: 1540 "оценочные обязательства" на сумму 1 291 тыс. руб., "расчеты с поставщиками и подрядчиками" на сумму 148 427 тыс. руб., "расчёта с покупателями и заказчиками" на сумму 14 140 тыс. руб., "расчёты по налогам и сборам" на сумму 109 тыс. руб., "расчёты с персоналом по оплате труда" на сумму 117 тыс. руб.

22. документов, являющихся результатом ежегодной инвентаризации имущества и финансовых обязательств (инвентаризационные описи, акты и пр.), в том числе акций, облигаций, ценных бумаг по установленным формам за 2019, 2020, 2021, 2022

23. базы 1С в отношении ООО "Маринер-7";

24. внутренних документов ООО "Маринер-7", подтверждающих полномочия руководящих органов (трудовой договор (контракт) с руководителем, главным бухгалтером);

25. протоколов собраний руководящих органов ООО "Маринер-7" за 2019-2023;

26. документов по учреждению и ведению деятельности обособленных подразделений ООО "Маринер-7";

27. приказов и распоряжений директора ООО "Маринер-7" (за 2019-2023);

28. приказов и распоряжений участника ООО "Маринер-7" (за 2019-2023), в том числе приказов о согласовании крупных сделок;

29. ежегодных отчётов и заключений аудиторских фирм за 2019-2023 (при наличии);

30. договоров, соглашений, контрактов, заключённых ООО "Маринер-7" со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за 2019-2023;

31. документов, свидетельствующих о выполнении или невыполнении ООО "Маринер-7" денежных обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

32. справки о задолженности ООО "Маринер-7" перед бюджетом и внебюджетными фондами (акт сверки с налоговой инспекцией);

33. лицензий ООО "Маринер-7", выданных либо продлённых в период за 2019- 2023 (при наличии);

34. сертификатов ООО "Маринер-7", выданных либо продлённых в период за 2019-2023 (при наличии);

35. сведений о том, имеются ли актуальные притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой службы и т.п.;

36. сведений о внутренней структуре ООО "Маринер-7", перечень его структурных подразделений;

37. сведений о фактической численности работников ООО "Маринер-7" в форме справки, утверждённое штатное расписание или штатную расстановку рабочих;

38. сведений о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;

39. наименования и адресов организаций, в которых ООО "Маринер-7" является учредителем (участником), сведения о доле участия;

40. сведений об ООО "Маринер-7": функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов;

41. имущества: ноутбук Sony Vaio модель VG№ -NR21MR, внесенное в качестве уставного капитала решением единственного участника № 1 от 12.12.2013.

В апелляционной жалобе управляющий ссылается на факт передачи документов в неполном объёме, ссылаясь на отсутствие документов в отношении дебиторской задолженности на 86 млн. руб. Апеллянт также указывает на факт неисполнения ответчиками определения арбитражного суда от 02.10.2023 по обособленному спору № А56-113028/2022/истр.2 не передачу оригиналов документов должника.

В то же время, Андреевым Д.Г. представлен акт приёма-передачи документов от 28.12.2023, в соответствии с которым конкурсному управляющему переданы документы должника (большей частью оригиналы, всего 50 позиций). Указанный акт подписан как со стороны Андреева Д.Г., так и со стороны управляющего.

В материалы дела также представлены копии сопроводительных писем о передаче Андреевым Д.Г. конкурсному управляющему первичных документов должника, как в отношении него самого, так и по отношениям должника с контрагентами. Как следует из сопроводительных писем, данные документы переданы частично в оригиналах, частично в копиях (том 1, листы дела 21-26).

Достоверность указанных документов не оспорена управляющим.