ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2025 года Дело № А51-19818/2024
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Пятковой,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю,
апелляционное производство № 05АП-719/2025
на решение от 03.02.2025 (резолютивная часть от 10.12.2024)
судьи М.С. Кирильченко
по делу № А51-19818/2024 Арбитражного суда Приморского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2504001751, ОГРН 1022502260461)
к обществу с ограниченной ответственностью "Для всей семьи" (ИНН 7714391056, ОГРН 1167746521931)
о взыскании излишне выплаченного пособия по уходу за ребенком до 1, 5 лет в размере 58 039 рублей 69 копеек,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (далее - заявитель, Фонд, ОСФР по Приморскому краю) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Для всей семьи" (далее - страхователь, общество, ООО "Для всей семьи") излишне выплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в размере 58 039 рублей 69 копеек.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 10.12.2024, вынесенным в резолютивной форме, в удовлетворении заявленных требований отказано.
03.02.2025 Арбитражным судом Приморского края составлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым по делу решением, ОСФР по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах жалобы апеллянт указывает на то, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком прекращается на основании сведений, содержащихся в уведомлении о прекращении права застрахованного лица на получение соответствующего пособия, полученных от страхователя. Между тем страхователем такое требование по представлению указанных сведений не выполнено. При этом прекращение выплаты пособия по уходу за ребенком на основании сведений, представленных страхователем по форме ЕФС-1, и других документов законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Следовательно, сумма излишне выплаченного пособия является убытками, которыми страхователь обязан возместить, как представивший недостоверные сведения о лице, имеющем право на получение пособий.
ООО "Для всей семьи" письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представило.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Федорова Анастасия Евгеньевна (далее - Федорова А.Е., застрахованное лицо) являлась работником ООО "Для всей семьи", которое состоит на учете в Фонде в качестве страхователя с регистрационным номером 035-008-083994.
В связи с наступлением страхового случая Федорова А.Е. представила страхователю документы, необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно представленным страхователем данным Фондом в отношении Федоровой А.Е. было назначено и выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком (Федоровой А.Р., 17.08.2022 года рождения) до полутора лет, в том числе, за период с 01.09.2023 по 17.02.2024.
При проведении контроля за полнотой и достоверностью представленных сведений Фонд обнаружил, что Федорова А.Е. право на получение пособия утратила с 01.09.2023 в связи с увольнением 31.08.2023.
Поскольку страхователь уведомление о прекращении права застрахованного лица Федоровой А.Е. на получение пособия в Фонд не направил, заявитель пришёл к выводу, что за период с 01.09.2023 по 17.02.2024 возникла переплата пособия на сумму 58 039 рублей 69 копеек, в связи с чем, направил обществу требование от 09.07.2024 № ТП-74-12/39477 о возврате указанных средств.
ООО "Для всей семьи" в установленные сроки на требование Фонда не ответило, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы излишне выплаченного пособия.
Суд первой инстанции, посчитав недоказанным наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) общества и наступившими последствиями, отказал в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Частью 2 статьи 6 Закона № 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 165-ФЗ определено, что одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, которым согласно пункту 1.1. данной статьи признается, в том числе уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ страховым обеспечением по данному виду обязательного социального страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон № 81-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2. Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом № 81-ФЗ.
Статьей 4 Закона № 81-ФЗ установлено, что выплата пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона № 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, является заявление застрахованного лица о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое подается страхователю одновременно с заявлением застрахованного лица о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Страхователи в силу положений части 11 указанной статьи Закона № 255-ФЗ представляют сведения, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в территориальный орган страховщика по месту их регистрации в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Частью 12 статьи 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, страхователь в срок не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении таких обстоятельств, направляет в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные положения установлены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 № 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 № 2010 "Об утверждении Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком".
Форма уведомления о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение № 6) утверждена Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации "Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию" от 08.04.2022 № 119 (далее - Приказ ФСС РФ № 119), действовавшим на момент спорных правоотношений.
Статьей 15.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176).
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом из разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что по делам о возмещении убытков именно на истце лежит обязанность доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что факт наличия на стороне заявителя убытков в связи с излишней выплатой работнику ООО "Для всей семьи" Федоровой А.Е. пособия по уходу за ребенком до 1, 5 лет за период с 01.09.2023 по 17.02.2024 в размере 58 039 рублей 69 копеек, подтверждается заявлением застрахованного лица, справкой о назначенных и выплаченных пособиях от 15.08.2024, платежными поручениями от 06.10.2023 № 752093, от 08.11.2023 № 121626, от 08.12.2023 № 399202, от 21.12.2023 № 549305, от 08.02.2024 № 883127, от 12.03.2024 № 251212.
При этом предъявляя к обществу требования о взыскании суммы возникших убытков, Фонд ссылается на непредставление им сведений о наличии оснований для прекращения выплаты застрахованному лицу спорного пособия в связи с увольнением в виде уведомления по форме, установленной Приказом ФСС РФ № 119.
Между тем, из материалов дела усматривается, что 31.08.2023 обществом в Фонд в установленном порядке были предоставлены сведения по форме ЕФС-1, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.10.2022 № 245п, об увольнении Федоровой А.Е. с занимаемой должности 31.08.2023. Данное обстоятельство подтверждено заявителем.
Таким образом, как обоснованно отмечено арбитражным судом, несмотря на то, что ООО "Для всей семьи" в ОСФР по Приморскому краю не было направлено уведомление о прекращении права застрахованного лица Федоровой А.Е.на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, Фонд на момент принятия решений о выплате пособия и осуществления фактической выплаты пособия за период с 01.09.2023 по 17.02.2024 достоверно располагал сведениями о прекращении данного права в виду увольнения застрахованного лица 31.08.2023.
Довод ОСФР по Приморскому краю о том, что единственным основанием прекращения выплаты пособия по уходу за ребенком является направляемое страхователем уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение соответствующего пособия, прекращение выплаты такого пособия на основании сведений, представленных страхователем по форме ЕФС-1, и других документов законодательством Российской Федерации не предусмотрено, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Так, доказательств того, что к моменту принятия решений о выплате пособия Фонд не мог проверить, имело ли место прекращение деятельности застрахованного лица и, соответственно, прекращение его права на получение пособия, в материалы дела не представлено. Напротив, с учетом представления обществом надлежащих сведений по форме ЕФС-1 Фонд не был лишен возможности уточнить статус застрахованного лица и принять решение о прекращении выплаты пособия по уходу за ребенком.
Таким образом, заявитель не доказал наличие причинно-следственной связи между бездействием общества в виде непредставления уведомления о прекращении с 01.09.2023 права застрахованного лица на получение пособия и возникновением у Фонда убытков за период с 01.09.2023 по 17.02.2024 в размере 58 039 рублей 69 копеек.
Следовательно, в удовлетворении требований ОСФР по Приморскому краю о взыскании с ООО "Для всей семьи" излишне выплаченной бывшему работнику общества суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком арбитражным судом отказано правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку Фонд на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, то вопрос о распределении судебных расходов в части государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2025 (резолютивная часть от 10.12.2024) по делу № А51-19818/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья
А.В. Пяткова
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка