СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2025 года Дело № А60-50798/2024
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Якушева В.Н.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества "Т Плюс",
на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 ноября 2024 года
принятое в порядке упрощенного производства
по делу № А60-50798/2024
по заявлению публичного акционерного общества "Т ПЛЮС" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 29-05-53/28684 от 27.08.2024 по делу об административном правонарушении, вынесенного Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - административный орган, Департамент), которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 02.11.2024, мотивированное решение изготовлено 11.11.2024), заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, признать оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование жалобы апеллянтом приведены доводы о том, что суд неверно распределил бремя доказывания, фактически возложив обязанность по доказыванию своей невиновности на ПАО "Т Плюс". Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств введения в эксплуатацию узла учета, а также его соответствие установленным требованиям, достоверность сведений, указанных в карточках, не подтверждена. Следовательно, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, административным органом не доказан. Кроме того, апеллянт ссылается на то, что суд предрешил вопрос о доказанности вины ПАО "Т Плюс" несмотря на то, что спор с МУП "Екатеринбургэнерго" (на балансе которого находится участок тепловой сети от ТК-360-11 до жилого дома по ул. Стрелочников, 9А) еще не разрешен. В случае удовлетворения иска ПАО "Т Плюс" к МУП "Екатеринбургэнерго" об обязании обеспечить надлежащий температурный режим горячего водоснабжения в рамках дела № А60-43197/2024, вина Общества в поставке некачественного ГВС исключается.
Департамент в представленном в суд апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами заявителя, приведенными в апелляционной жалобе, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом на основании поступивших обращений от 29.05.2024 № 29-01-01-17974/2, № 29-01-01-18017/3, содержащих доводы о низкой температуре горячей воды в многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 9а, в соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения (далее - ГВС) собственникам (пользователям) помещений в МКД, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 9а.
Департаментом установлено, что исполнителем коммунальной услуги ГВС в МКД, расположенном по указанному выше адресу, является ПАО "Т Плюс".
В ходе проверки административным органом установлено, что температура на вводе в указанный дом в среднемесячном эквиваленте не отвечает требованиям действующего законодательства, а именно наблюдается отклонение среднемесячной температуры поставляемого ресурса на 7, 54% от нормативно установленной температуры.
Так, согласно карточкам учета параметров узла учета системы ГВС в период с 24.04.2024 по 12.05.2024, а также с 15.05.2024 по 23.06.2024 подача ГВС в МКД осуществлялась с нарушением требований жилищного законодательства, а именно: температура горячей воды на вводе в МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 9а, не соответствовала нормативным требованиям (ниже + 60 градусов).
По результатам проверки в отношении ПАО "Т Плюс" Департаментом возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.23 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 24.07.2024 № 29-08-50-177.
В ходе рассмотрения дела Департаментом установлено, что ч. 2 ст. 7.23 КоАП РФ введена в действие Федеральным законом от 29.05.2024 № 116-ФЗ "О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 09.06.2024.
Поскольку вменяемое Обществу правонарушение совершено, в том числе, в период до 09.06.2024 (с 24.04.2024 по 12.05.2024, а также с 15.05.2024 по 08.06.2024), то есть до вступления в силу Федерального закона от 29.05.2024 № 116-ФЗ, а также принимая во внимание, что родовой объект посягательства по ст. 7.23 КоАП РФ (до 09.06.2024) и по ч. 2 ст. 7.23 КоАП РФ (после 09.06.2024) является единым - установленный нормативный уровень, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов, выявленные нарушения требований законодательства квалифицированы Департаментом по ст. 7.23 КоАП РФ.
27.08.2024 Департаментом вынесено постановление № 29-05-53/28684, которым ПАО "Т Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения заявителя от ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, может быть любой хозяйствующий субъект, участвующий в процессе обеспечения потребителей коммунальными услугами, если результате его виновных действий (бездействия) допущено нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
На основании части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Правила предоставления коммунальных услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила № 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил № 354 "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В силу подпунктов "в", "г", "д" пункта 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил № 354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Из изложенного следует, что требования по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества распространяется на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы, в связи с чем субъектом ответственности за нарушение требований Правил
№ 354 может быть и ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с пунктом 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Требования к качеству коммунальных услуг закреплены в Приложении
№ 1 к Правилам № 354.
В Разделе II Приложения № 1 к Правилам № 354 установлены требования к нормативному уровню (допустимые отклонения качества коммунальной услуги) и режиму (допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги) обеспечения населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 5 Раздела II Приложения № 1 к Правилам № 354 установлено требование к обеспечению соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 "Об утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...").
Согласно пункту 84 СанПиН 2.1.3684-21. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°C и не выше плюс 75°C.
Судом установлено и отражено в оспариваемом постановлении, что в период с 24.04.2024 по 12.05.2024, а также с 15.05.2024 по 23.06.2024 подача ГВС в МКД осуществлялась Обществом с нарушением требований жилищного законодательства, а именно: температура горячей воды на вводе в МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 9а, не соответствовала нормативным требованиям (ниже + 60 градусов).
Также административным органом установлено, что информацией о наличии проблемы с температурой ГВС на вводе в МКД, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 9а, ПАО "Т Плюс" знало, о чем свидетельствуют предоставленные им отчеты о потреблении по приборам учета тепловой энергии за периоды с 23.04.2024 по 23.05.2024, с 23.05.2024 по 23.06.2024 в отношении абонента ТСН "Стрелочников 9а".
Поскольку нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами зафиксировано на вводе в жилой дом, то нарушение совершено в зоне ответственности ресурсоснабжающей организации, на что правомерно указал суд первой инстанции.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами: протоколом об административном правонарушении от 24.07.2024, постановлением от 27.08.2024 по делу об административном правонарушении, письменными объяснениями Общества от 07.08.2024, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что замеры температуры горячей воды должны быть произведены специальным техническим средством, имеющим сертификат и прошедшим метрологическую поверку, с указанием интервала времени проведения замеров, а также должен производиться слив воды в течение 3 минут, после их проверки отклонены судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом случае температура ГВС определялась не в точке водоразбора (в квартире), а на вводе в МКД, замеры температуры не производились, факт несоответствия температуры горячей воды нормативам установлен в ходе внеплановой документарной проверки на основе анализа карточек учета тепловой энергии в МКД.
Карточки учета тепловой энергии за спорный период представлены в материалах дела (в картотеке арбитражных дел), из них усматривается несоответствие температуры горячей воды на вводе в дом установленным нормативам. Указанное нарушение отражено в протоколе об административном правонарушении и постановлении.
Довод заявителя о необходимости участия понятых и представителя общества в соответствии со статьей 27.10 КоАП РФ также признается несостоятельным, поскольку, как указано выше, внеплановая документарная проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020
№ 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", регулирующим проведение документарных проверок и получение документов, в ходе которой не требуется участие понятых и оформление протокола изъятия вещей и документов в соответствии с КоАП РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях ПАО "Т Плюс" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также подтверждающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.