СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2025 года Дело № 33-7916/2025


18 марта 2025 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В.,

и судей Пахмутовой К.В., Старовойтовой К.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Тарасовой А.И.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Старовойтовой К.Ю., гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 03 сентября 2024 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Филиал № 2 ОСФР по Москве и Московской области включить Баскаковой Светлане Михайловне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период с 15 сентября 1993 по 03 апреля 1995.

Обязать Филиал № 2 ОСФР по Москве и Московской области назначить Баскаковой Светлане Михайловне страховую пенсию по старости с 16 апреля 2023 года;

УСТАНОВИЛА:

Баскакова С.М. обратилась в суд с иском к Филиалу № 2 ОСФР по Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении пенсии, незаконным; обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 15 сентября 1993 г. по 03 апреля 1995 г. на территории Республики Туркменистан и назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований истец указала, что в апреле 2023 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением Филиала №2 ОСФР по г. Москве и Московской области от 16 июня 2023 г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа. С указанным решением истец не согласна, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца поддержал иск по основаниям, изложенным в нем. Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.

В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления в части, по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела, имеются.

Как следует из материалов дела 06 июня 2021 г. Баскакова С.М.,паспортные данные, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением пенсионного органа №210000085949/816797/21 от 23 августа 2021 г. Баскаковой С.М. в назначении страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия необходимого стажа, всего принято в зачет 20 лет 10 месяцев 4 дня.

Принимая решение об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, ответчик исходил из того, что в специальный стаж не могут быть включены следующие периоды: с 09 июня 1995 г. по 31 августа 1995 г., поскольку должность не предусмотрена Списком №781; с 21 июля 1997 г. по 26 июля 1997 г., с 13 августа 1997 г. по 27 августа 1997 г. - отпуска без сохранения заработной платы; с 30 июля 1998 г. по 31 августа 2000 г., с 21 января 2002 г. по 20 сентября 2004 г., - периоды ухода за ребенком; с 08 января 2008 г. по 27 января 2008 г., с 11 января 2009 г. по 31 января 2009 г. - учебные отпуска; 11 сентября 2018 г. - отпуск без сохранения заработной платы; с 15 сентября 1993 г. по 03 апреля 1995 г. - так как не подтвержден документально компетентными органами период работы на территории Республики Туркменистан. Для подтверждения факта работы направлен запрос в компетентные органы республики Туркменистан. При поступлении ответов решение будет пересмотрено.

16 апреля 2023 г. истец повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением пенсионного органа №230000023873/464320/23 от 16 июня 2023 г. г. Баскаковой С.М. в назначении страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия необходимого стажа, всего принято в зачет 22 года 8 месяцев 12 дней.

При этом в решении пенсионного органа указано, что период с 15 сентября 1993 г. по 03 апреля 1995 г. исключен из подсчета специального стажа, поскольку на основании Федерального закона от 11 июня 2022 г. 3175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения", который вступил в законную силу с 30 июня 2022 г., Соглашение СНГ прекратило свое действие в Российской Федерации 31 декабря 2022 г. Таким образом, основания для учета страхового стажа на территории Республики Туркменистан отсутствуют.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку право на получение досрочной пенсии у истца возникло до 2023 года, и в данном случае, пенсионный вопрос истца должен быть разрешен по аналогии действовавшего Соглашения от 1992 года.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").

13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Туркменистан, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), регулирующее вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР).

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов, а периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

В силу пункта 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Согласно п. 11 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как следует из трудовой книжки Баскаковой (до брака Юргаевой) С.М. 15 сентября 1993 г. она принята на работу в среднюю школу на должность учителя начальных классов, 01 сентября 1994 г. переведена на должность старшей пионервожатой этой же школы, 04 января 1995 г. переведена воспитателем детского ясли-сада №3 адрес, 03 апреля 1995 г. уволена в связи с выездом за пределы государства.

Как следует из справки средней школы №40 адрес Главного управления образования адрес Министерства образования Туркменистана, фио действительно была принята на работу на должность учителя начальных классов в среднюю школу №40 адрес (ранее школа №1 района адрес) с 15 сентября 1993 г. приказом заведующего управления образования адрес (ранее адрес) от 16 сентября 1993 г., и приказом заведующего управления образования района от 30 августа 1994 г. переведена на должность старшей пионервожатой школы, приказом заведующего управления образования района от 03 января 1995 г. уволена с должности старшей пионервожатой в связи с переходом на должность воспитателя детского сада №3 в адрес.

Из справки, выданной детским садом №32 адрес Главного управления образования адрес Министерства образования Туркменистана следует, что фио действительно была принята на работу на должность воспитателя детского сада №32 адрес в порядке перевода заведующего управления образования адрес от 03 января 1995 г., 03 апреля 1995 г. освобождена от занимаемой должности в связи с переездом за пределы государства.

Принимая во внимание, что спорный период работы с 15 сентября 1993 г. по 03 апреля 1995 г., подтверждается трудовой книжкой истца, а также справками выданными организациями, в которых осуществлялась трудовая деятельность истца, а также учитывая, что истец первоначально обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии 08 июня 2021 г., т.е. до денонсации Соглашения от 13 марта 1992 г., судом правомерно включен в специальный стаж истца спорный период работы, в связи с чем в указанной части доводы ответчика, подлежат отклонению.

Рассматривая требования истца об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, при этом исходил из того, что у истца образуется необходимый стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения - 16 апреля 2023 г.

Между тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном удовлетворении судом требования истца в части возложения на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16 апреля 2023 г., поскольку при включении периода с 15 сентября 1993 г. по 03 апреля 19995 г., стаж истца составит 24 года 3 месяца 5 дней, в связи с чем не образуется необходимый специальный стаж (25 лет), требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", поэтому решение суда в указанной части подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 03 сентября 2024 года отменить в части назначения Баскаковой Светлане Михайловне страховой пенсии по старости с 16 апреля 2023 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 марта 2025 г.

Председательствующий

Судьи:

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Московского городского суда
http://mos-gorsud.ru