АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2025 года Дело № А76-24993/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2025 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2025 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., с использованием вебконференции, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения Управление по физической культуре и спорту Златоустовского городского округа на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2024 по делу № А76-24993/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2024 по тому же делу по заявлению Муниципального казенного учреждения Управления по физической культуре и спорту Златоустовского городского округа к Контрольно-счетной палате Златоустовского городского округа о признании недействительным предписания.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняла участие представитель Контрольно-счетной палаты Златоустовского городского округа - Кальчук О.С. (председатель, решение о назначении на должность 30.09.2021).

От заявителя поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы по причине болезни представителя. В удовлетворении ходатайства отказано, так как юридическое лицо может направить в качестве представителя иных лиц, кассационная жалоба и возражения на отзыв заинтересованного лица в адрес суда поступили.

Муниципальное казенное учреждение Управление по физической культуре и спорту Златоустовского городского округа (далее - заявитель, МКУ Управление по физической культуре и спорту ЗГО, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Златоустовского городского округа (далее также - заинтересованное лицо, Контрольно-счетная палата, КСП ЗГО) о признании недействительным предписания № 4 от 05.05.2023.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражным судом Челябинской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное автономное учреждение дошкольного образования "Спортивная школа № 3 Златоустовского городского округа", муниципальное автономное учреждение дошкольного образования "Спортивная школа № 7 Златоустовского городского округа" (далее также - третьи лица, МАУ ДО "Спортивная школа № 3 Златоустовского городского округа", МАУ ДО "Спортивная школа № 7 Златоустовского городского округа, Спортшкола № 3, Спортшкола № 7).

Решением суда от 27.05.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2024 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление судов отменить, заявленные требования удовлетворить.

Учреждение указывает на то, что КСП ЗГО вместо необходимого в данном случае представления, направила руководителю Учреждения предписание, чем допустила нарушение требований действующего законодательства.

В части обязания возвратить средства субсидии в сумме 330018, 60 руб. считает, что суды не дали оценку тому обстоятельству, что стоимость занятий с разной продолжительностью (равное 45 минут и 3 часам 45 минутам) не может быть одинаковой. Указанное в расписании занятий время проведения занятий с 15:00 до 18:45 это не одно занятие равное 3 часам 45 минутам, а 5 занятий, каждое длительностью по 45 минут (1 академический час). Одно занятие длится 1 академический час (45 минут), что соответствуют тренерской нагрузке, установленной, в том числе, Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных Учреждению, утвержденным постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 13.09.2017 № 395-П, которая устанавливается из расчета 24 академических часа в неделю за ставку заработной платы. По данным, имеющимся в журналах учета физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства граждан процент отклонения от утвержденных показателей муниципального задания в 2022 году не превысил допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема муниципальной работы, в пределах которого муниципальное задание считается выполненным. Так, из 9386 занятий, утвержденных муниципальным заданием, Спортшколой № 3 фактически проведено 8988 занятий. В связи с чем, у КСП ЗГО не имелось оснований для выдачи предписания от 05.05.2023 № 4 о возврате средств целевой субсидии в сумме 330 018, 60 рублей, в связи с невыполнением Спортшколой № 3 муниципального задания за 2022 год, поскольку утвержденное муниципальное задание считается выполненным, так как отклонение не превысило допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема муниципальной работы, в пределах которого муниципальное задание считается выполненным, в размере не более 5%.

Подробно доводы Учреждения приведены в кассационной жалобе.

КСП ЗГО по доводам жалобы возражает, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.

Как следует из материалов дела, 05.05.2023 начальнику Учреждения выдано предписание № 4.

Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемое предписание от 05.05.2023 № 4 является законным с учетом следующего.

Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены положениями пункта 1 статьи 157 БК РФ.

При этом полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 157 БК РФ, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ) и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ).

Таким образом, специальным законом в отношении правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением контрольных мероприятий, является именно Федеральный закон № 6-ФЗ, который устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1 Федерального закона № 6-ФЗ).

Статьей 265 БК РФ определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).

Согласно части 3 статьи 268.1 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе и контрольно-счетный орган муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом № 6-ФЗ, Федеральным законом № 131-ФЗ, БК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Федерального закона № 131-ФЗ).

КСП в своей деятельности руководствуется, в том числе, Законом Челябинской области от 29.09.2021 № 196-ЗО "О некоторых вопросах правового регулирования организации и деятельности Контрольно-счетной палаты Челябинской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований Челябинской области", Уставом Златоустовского городского округа, Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 10.10.2011 № 60-ГЗО, Регламентом КСП.

Контрольно-счетная палата Златоустовского городского округа Челябинской области является контрольно-счетным органом Златоустовского городского округа, постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, наделена полномочиями осуществлять проверку в соответствии с нормами действующего законодательства, независимо от того, кто является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет контроль за целевым использованием субсидий в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии.

Целью Федерального закона № 6-ФЗ является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).

Согласно положениям частей 2, 4, 8 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 268.1 БК РФ органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлены следующие полномочия по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом № 41-ФЗ и Федеральным законом № 6-ФЗ.

При этом при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (часть 2 статьи 268.1 БК РФ).

В силу пункта 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях БК РФ понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

В силу части 2 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе контроль за исполнением местного бюджета; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; а также иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Объектом контроля являются органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия соответствующего муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий (пункт 2 части 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ).

При этом бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федерального закона № 41-ФЗ и Федерального закона № 6-ФЗ.

Таким образом, специальным законом в отношении правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением контрольных мероприятий, является именно Федеральный закон № 6-ФЗ, который устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1 Федерального закона № 6-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3).

Таким образом, контрольное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы, на основании распоряжения, были проведены встречные проверки в спортивных школах, по результатам проведенных мероприятий были составлены акты, в которых зафиксированы выявленные нарушения; сформирован отчет, который утвержден решением Коллегии КСП, одобрены проекты представлений и предписания, выдано оспариваемое предписание.

Указанное свидетельствует о соблюдении установленной вышеуказанными нормами процедуры.

Уставами муниципальных учреждений спорта предусмотрено, что учредителем этих учреждений является муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице Администрации Златоустовского городского округа (далее - Администрация ЗГО). Учреждения находятся в ведомственном подчинении МКУ "УФКиС ЗГО" - отраслевого органа Администрации ЗГО.

В соответствии с распоряжением Администрации ЗГО от 12.11.2012 № 1970-р МКУ "УФКиС ЗГО" наделено полномочиями учредителя, в том числе, по формированию, утверждению и осуществлению финансового обеспечения муниципального задания для подведомственных учреждений спорта.

В ходе встречной проверки в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования "Спортивная школа № 3" (далее - МАУДО "СШ № 3"), проведенной в рамках контрольного мероприятия "Проверка законности и эффективности использования средств бюджета Златоустовского городского округа и имущества, находящегося в собственности ЗГО" установлено, что МАУДО "СШ № 3" осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом.

В 2022 году действовал Устав муниципального автономного учреждения "Спортивная школа № 3", утвержденный распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 21.02.2019 № 337-р. Распоряжением от 11.01.2023 № 64-р/АДМ утвержден новый Устав (далее - Устав СШ № 3), согласно которому изменилась организационно-правовая форма и в наименование Учреждения внесены уточнения - муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа № 3 Златоустовского городского округа".

МКУ "УФКиС ЗГО" сформировано и утверждено для МАУДО "СШ № 3" муниципальное задание № 3 на 2022 год и плановый период 2023-2024 г.г. с утвержденными показателями по основным видам деятельности Учреждения, в том числе: муниципальная работа "Проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан" (раздел 2 части II муниципального задания). Установленный показатель объема вышеуказанной работы составляет 9 389 занятий.

В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.3.2 Соглашения от 10.01.2022 № 3 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) МАУДО "СШ № 3" обязуется оказывать услуги (выполнять работы) в соответствии с муниципальным заданием за счет субсидий из бюджета и возвращать субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное Учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено муниципальным заданием.

Согласно отчету о выполнении муниципального задания, представленному Учреждением в МКУ "УФКиС ЗГО" установленный показатель муниципальной работы "Проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан" выполнен.

Достоверность отчетности должна обеспечиваться первичными документами, в которых отражается конкретная информация, подтверждающая выполнение каждого показателя.

В целях организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан приказом начальника МКУ "УФКиС ЗГО" от 28.12.2018 № 41 утвержден Регламент, согласно пунктам 2.9 и 2.10 которого показателями качества и объема муниципальной работы является наполняемость групп более 15 человек и количество проведенных занятий.

Пунктом 2.5 Регламента предусмотрено, что для выполнения муниципальной работы тренерам (инструкторам) выдаются журналы учета работы.