ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2025 года Дело № А32-19708/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2025 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2025 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пименова С.В.

судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АС-ТАНКЕР"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2024 по делу № А32-19708/2023

по исковому заявлению Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631)

к обществу с ограниченной ответственностью "АС-ТАНКЕР" (ИНН 7714931150, ОГРН 1147746307939)

о возмещении вреда, причинённого почве

УСТАНОВИЛ:

Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АС-ТАНКЕР" (далее - Общество) о возмещении вреда, причинённого почве в размере 3692304 рубля.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2024 с Общества в пользу Управления взыскан вред, причинённый почве в размере 3692304 руб., в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 41462 рубля.

Решение мотивировано наличием доказательств причинения вреда почве виновными действиями Общества.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для взыскания ущерба не имеется, поскольку Обществом были незамедлительно приняты меры и полностью завершены работы по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, тем самым Обществом произвело расходы на устранение загрязнения морской акватории и почвы. Обнаруженные в образцах почвы - нефтепродукты, являются поллютантами органического происхождения и относятся к третьему классу опасности. Причинение вреда почве носит локальный и кратковременный характер.

В материалы дела Обществом приобщены технические документы, подтверждающие санацию загрязнённого участка.Необратимые изменения, коренным образом преобразующих ландшафт или изменяющих ход естественных природных процессов и приводящих к критическому состоянию экосистемы, Обществом были устранены и в настоящее время отсутствуют, в результате реализованных рекультивационных и реабилитационных мер, следовательно, вред на дату производства экспертизы отсутствует.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

21.12.2022 в 15 час. 00 мин. на территории яхтклуба в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края при проведении погрузки нефтепродуктов (мазут) с автоцистерны на судно "Елена", судовладельцем которого является Общество, произошла разгерметизация грузового шланга. В результате чего на территорию ООО "Арго" вылилось порядка 5 куб.м нефтепродуктов, часть из которых по рельефу вытекло в акваторию Таманского залива Азовского моря.

Ликвидация загрязнения осуществляется силами Темрюкского подразделения "ЭКОСПАС" - филиала АО "ЦАСЭО".

22.12.2022 специалистами Управления в ходе обследования места разлива было установлено, что в береговой полосе Таманского залива Азовского моря напротив земельного участка с кадастровым номером 23:30:0603001:549 находится загрязнение нефтепродуктами (мазут) общей площадью около 500 кв.м.

26.12.2022 специалистами Управления в ходе обследования установлено, что береговая полоса Таманского залива Азовского моря напротив земельного участка с кадастровым номером 23:30:0603001:549 практически полностью очищена от загрязнения нефтепродуктами (мазут), остатки загрязнений обработаны сорбентом. Площадь территории почво-грунтов (без учёта бетонного покрытия), подвергшейся очистке от загрязнения нефтепродуктами, составила 370 кв.м.

29.12.2022 специалистами Управления в ходе проведённого обследования было установлено, что акватория и береговая полоса Таманского залива Азовского моря, примыкающая к территории яхт-клуба в ст.Тамань Темрюкского района Краснодарского края, очищена от загрязнения нефтепродуктами (мазут).

АО "АЧ ЭНПП СИРИУС" письмом от 10.01.2023 № 04-22 сообщило Управлению, что ПАСФ ЭКОСПАС в городе Темрюк Краснодарского центра "Экоспас" - филиала АО "ЦАСЭО" в период с 21.12.2022 по 31.12.2022 передало на утилизацию грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) - 59 тонн.

28.02.2023 постановлением старшего государственного инспектора Управления о назначении административного наказания № 0010/01/10589/ПП/2023 Общество было привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Управление произвело расчёт размера ущерба, который составил 3692304 рубля.

Письмом от 13.02.2023 № 01-16/673 Управлением направило Обществу претензию о добровольной оплате причинённого вреда. Претензия также была направлена 13.02.2023 на адрес электронной почты a.s.tanker@mail.ru. Общество оставило претензию без исполнения.

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно части 2 статьи 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объёме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений (часть 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причинённый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона № 7-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда.

Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из положений статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление № 49), возмещение вреда, причинённого окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.

Согласно пункту 7 Постановления № 49 по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Федерального закона № 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причинённым вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ).

В силу положений постановления Правительства РФ "О федеральном государственном экологическом надзоре" от 08.05.2014 № 426, постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2016 № 761 "Об утверждении Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" на Управление возложены функции осуществления контроля и надзора в сфере природопользования, а также в области охраны окружающей среды.

Учитывая несогласие Общества на предъявленные к нему Управлением требования, определением суда первой инстанции от 14.11.2023 по ходатайству Общества была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено штатному эксперту АНО "Центр Экологических Экспертиз" Сотневой Наталье Ивановне. На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:

1. Нанесён ли экологический ущерб почве/грунту на земельном участке береговой полосы Таманского залива Азовского моря, примыкающей к территории яхт-клуба в ст.Тамань Темрюкского района Краснодарского края по адресу: станица Тамань, ул.Набережная, 12, кадастровый номер 23:30:0603001:549, согласно площади и координат, указанных в исковом заявлении Управления?

2. В случае причинения вреда почве/грунту на исследуемом земельном участке, рассчитать размер вреда в денежной форме.

По результатам исследования, в материалы дела экспертом было представлено заключение от 23.05.2024 № 028066/15/77001/482023/А32-19708/2023, согласно которому:

По первому вопросу. Экспертный анализ инструментальных лабораторных исследований проб почвы подтверждает факт нанесения экологического ущерба почве/грунту на земельном участке береговой полосы Таманского залива Азовского моря, примыкающей к территории яхт-клуба в ст.Тамань Темрюкского района Краснодарского края по адресу: станица Тамань, ул.Набережная, 12, кадастровый номер 23:30:0603001:549, согласно площади и координат, указанных в исковом заявлении Управления. Обнаруженные в образцах почвы - нефтепродукты, являются поллютантами органического происхождения и относятся к третьему классу опасности. Тем не менее, причинение вред почве носит локальный и кратковременный характер.

По второму вопросу. Размер вреда почве/грунта на исследуемом земельном участке составляет 0 рублей в ценах на дату производства экспертизы, учитывая восстановление спорного земельного участка и дальнейшее его использовании и, следовательно, эффективных способах проведённых санационных мероприятий - согласно Протоколам КХА почвы № 3667 от 09.10.2023, концентрация нефтепродуктов на дату отбора 21.09.2023, составляет 23, 5 - менее 50 мг/кг при фоновых значениях 25 мг/кг.

Заключение эксперта от 23.05.2024 № 028066/15/77001/482023/А32-19708/2023 было признано судом первой инстанции надлежащим доказательством.

Управление возражало с выводами эксперта, изложенными в заключении от 23.05.2024 № 028066/15/77001/482023/А32-19708/2023 (т.3 л.д. 101-105).

При этом, в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее Правила рекультивации) рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Проект рекультивации земель, проект консервации земель содержат следующие разделы:

а) раздел "Пояснительная записка", включающий описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель; кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, консервация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, консервации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости; сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, консервации; информацию о правообладателях земельных участков; сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия Российской Федерации, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие);

б) раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации": экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учётом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации; описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель; обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель); обоснование невозможности обеспечения соответствия земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, при проведении рекультивации земель в течение 15 лет (в случае разработки проекта консервации земель); земель,

в) раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель", включающий: состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий; описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель, консервации земель; сроки проведения работ по рекультивации земель, консервации земель; планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель, консервации земель;

г) раздел "Сметные расчёты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель" содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель, консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.