АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2025 года Дело № А50-30924/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2025 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2025 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Полуяктова А.С., Суспициной Л.А.
при ведении протокола помощником судьи Луковниковым Д.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамье" на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.07.2024 по делу № А50-30924/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамье" - Елохова Г.С. (доверенность от 09.02.2023 № 59АА1267700);
Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Союстова А.А. (доверенность от 08.08.2024 № 29).
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамье" (далее - ответчик, общество) о взыскании в доход бюджетной системы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 691 959, 66 руб., из них за 2020 год - в сумме 271 336, 5 руб., за 2021 год - в сумме 420 623, 16 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.07.2024 иск удовлетворен. С общества "Новая городская инфраструктура Прикамье" в доход бюджетной системы взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 691 959 руб. 66 коп., из них за 2020 в сумме 271 336 руб. 5 коп., за 2021 год в сумме 420 623 руб. 16 коп. С общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 16 839 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество "Новая городская инфраструктура Прикамье" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе обществом приведены доводы о том, что судами неверно истолкован пункт 6.1 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", из закона не следует, что для применения коэффициента 0, 5 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, требуется иметь технологические нормативы или комплексное экологическое разрешение. Полагает, что суды неправомерно не применили пункты 12(1), 17 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, согласно пункту 12(1) Правил юридические лица, получившие разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду до 01.01.2019, до получения комплексного экологического разрешения производят исчисление платы по формулам, приведенным в пунктах 17, 18, 18(1), при превышении установленных нормативов допустимых выбросов производят исчисление платы по формулам, приведенным в пунктах 18(2), 20, 21. Отмечает, что общество осуществляло сброс веществ в составе сточных вод в водный объект на основании разрешения № 03-02-0530 на сбросы, полученного 10.12.2018 и действовавшего по 23.10.2023, в период с 2020 по 2021 год общество "Новая городская инфраструктура Прикамье" не осуществляло реализацию программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды, превышения нормативов допустимых сбросов, предусмотренных разрешением, обществом в указанный период не допущено. С учетом изложенного считает, что плата за сбросы загрязняющих веществ подлежала исчислению с использованием формулы, указанной в пункте 17 Правил № 255, с применением коэффициента 0,5. По мнению заявителя суды при разрешении спора неправильно применили нормы материального права, сделали необоснованный вывод о применении коэффициента 0,5 при исчислении плазы за негативное воздействие на окружающую среду только при наличии разработанных технологических нормативов и комплексного экологического разрешения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании 26.02.2025 Арбитражным судом Уральского округа в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 час. 15 мин. 04.03.2025. После перерыва судебное заседание продолжено 04.03.2025 в том же составе суда.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Новогор-Прикамье" в 2020-2021 осуществляло, в том числе, сброс сточных вод в водный объект по выпуску № 6 Биологических очистных сооружений, (согласно федеральному государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объект 1 категории).
Полагая, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 год ответчиком внесена не в полном объеме, истец, после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции признали иск обоснованным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу статей 1, 3, 16, 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при осуществлении юридическими лицами хозяйственной деятельности, последствия которой негативно влияют и изменяют качество окружающей среды, эти лица обязаны вносить плату за такое воздействие.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (часть 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).
Согласно пункту 5 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, обязанность по внесению такой платы возложена на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона № 7-ФЗ.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (утратили силу с 1 сентября 2023 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.05.2023 N 881), ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах"
В соответствии с пунктом 12 Правил № 255, действовавших в указанный в иске период, при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее - технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0, 5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).
В соответствии с Правилами разработки технологических нормативов в части выбросов, сбросов загрязняющих веществ, утвержденными приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89, технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими или планирующими осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах I категории, а также на объектах II категории в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ (далее - природопользователи), в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения или заявки на пересмотр комплексного экологического разрешения (пункт 2).
Технологические нормативы разрабатываются для объекта ОНВ, а также для его частей (далее - объекты технологического нормирования), на которых реализуются или планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы при производстве продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг (далее - производство продукции), в отношении которых в информационнотехнических справочниках по наилучшим доступным технологиям (далее - справочник НДТ) описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, а также установлены технологические показатели наилучших доступных технологий, в том числе для выбросов, сбросов (далее - технологические показатели НДТ) (пункт 4).
Результатом разработки технологических нормативов являются расчеты технологических нормативов, которые включаются в заявку на получение комплексного экологического разрешения или заявку на пересмотр комплексного экологического разрешения (пункт 6).
Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поседений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации в силу пункта 5 статьи 23 Закона № 7-ФЗ.
Технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1430, вступившим в силу 29.09.2020.
Таким образом, как верно указано судами, положения пункта 6.1 части 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ, определяющие применение коэффициента 0, 5, подлежат применению природопользователями после 29.09.2020 в случае выдачи на объекты комплексного экологического разрешения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2020-2021 годах общество осуществляло сброс веществ в составе сточных вод в водный объект по выпуску № 6 Биологических очистных сооружений (объект I категории) на основании разрешения № 03-02-0530 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Данный объект входит в состав централизованной системы водоотведения, которая согласно Схеме водоотведения города Перми на период до 2028 года, утвержденной постановлением Администрации города Перми от 28.12.2018 № 1085, относится к централизованной системе водоотведения городского округа Пермь.
Судами установлено, что в период с 2020 по 2021 год общество не осуществляло реализацию программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды. Превышение нормативов допустимых сбросов, предусмотренных разрешением, в период с 2020 по 2021 год не допущено.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности в эксплуатируемый ответчиком выпуск № 6 поступают хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды города Перми, а также технологические и хозяйственно-бытовые сточные воды общества "Новая городская инфраструктура Прикамья" после очистки на БОС города Перми. Комплекс сооружений биологической очистки работает по двум параллельным линиям одноступенчатой биологической очистки с применением высокоэффективной технологии удаления азота и фосфора ("очередь "Город" и очередь "ПНОС"). Проектная производительность очистных сооружений составляет 440 тыс. м3/сут. Сброс очищенных сточных вод с БОС города Перми производится через единый рассеивающий выпуск в Воткинское водохранилище на р. Кама на 655 км от устья, с левого берега.
Нормативы допустимых сбросов утверждены 13.01.2023 Приказом Камского БВУ № 4.
В соответствии с данными о фактическом сбросе, представленными в проекте НДС, сведениями, представленными на выдачу разрешения на сбросы (факт за 2022 год) (от 31.01.2023 № 1550-вх) превышений утвержденных НДС (с учетом погрешности измерений) Управлением не выявлено.
При этом комплексное экологическое разрешение обществу не выдано, технологические нормативы для объекта не разработаны.
С учетом указанный установленных обстоятельств суды обоснованно указали в обжалуемых судебных актах на то, что применение обществом коэффициента Кво, равного 0, 5, в разделе 2 деклараций по плате за НВОС за 2020, 2021 годы для веществ: цинк, хлориданион, фенол, сухой остаток, сульфат-анион, свинец, НСПАВ, никель, нефтепродукты, кобальт, АСПАВ, алюминии, является неправомерным.
Таким образом, правильно применив нормы права, с учетом оценки обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованным выводам о наличии оснований для взыскания с общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Оснований для несогласия с выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя жалобы о том, что Кво, равный 0, 5, применяется при расчете платы по всем загрязняющим веществам, за исключением технологически нормируемых, апелляционным судом рассмотрены и верно отклонены как основанные на неверном толковании норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и не могут быть приняты в качестве оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судом фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.07.2024 по делу № А50-30924/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамье" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.И. Гуляева
Судьи А.С. Полуяктов
Л.А. Суспицина
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка