ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2025 года Дело № А79-3702/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2025.

Полный текст постановления изготовлен 31.01.2025.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Насоновой Н.А.,

судей Новиковой Л.П., Танцевой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казаковой Е.Ю.,

при участии в судебном заседании:

от истца - общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт "Севзапинжтехнология" - Мхитарян Н.Д. по доверенности от 09.01.2025 сроком действия по 31.12.2025 (диплом);

от ответчика (заявителя) - казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.10.2024 по делу № А79-3702/2024,

по иску общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт "Севзапинжтехнология" (ОГРН 1027800562635, ИНН 7801187593) к казенному учреждению Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1142130004433, ИНН 2130135250) о взыскании 7 345 958 руб. 40 коп.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт "Севзапинжтехнология" (далее - Институт) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к казенному учреждению Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Учреждение) об уменьшении неустойки и взыскании 7 345 958 руб. 40 коп. долга по государственному контракту от 31.05.2021 № 55.

Требования основаны на статьях 309, 310, 330, 333, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по государственному контракту от 31.05.2021 № 55 в части оплаты выполненных работ. При этом истребуемая задолженность составляет сумму удержанной ответчиком неустойки, которая, по мнению истца, является чрезмерной.

Ответчик иск не признал.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.10.2024 по делу № А79-3702/2024 исковые требования Института удовлетворены.

Учреждение, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель указывает, что срок выполнения работ:

- I этап -30.06.2021,

- II этап - 31.08.2021,

-III этап - 10.11.2021,

-IV этап - 10.12.2021. Институт не просил продлить сроки выполнения работ. Довод ио том, что он не мог своевременно завершить работы по причине изменения технического задания ответчика, не дает оснований для освобождения его от ответственности за нарушение срока выполнения работ;

- контрактом определено условие о том, что перед началом проектирования подрядчик самостоятельно и за свой счет обеспечивает сбор исходных данных, необходимых для выполнения работ по проектированию, получению технических условий, справок градостроительной базы данных и плана города, необходимых топографических съемок, все необходимых согласований, проводимых при проектировании, и требуемых заключений (пп.2 п. 14 Технического задания). Положительное заключение АУ Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" № 21-1-1-2-036744-2022 по I этапу истцом получено 08.06.2022, подрядчиком - 07.12.2022, по II этапу в адрес ответчика направлено только 29.12.2023, то есть спустя 569 дней после его получения. Таким образом, документация по 1 и 2 этапу для прохождения экспертизы направлена несвоевременно по вине самого истца;

- после заключения соглашения об изменении цены контракта пени должны начисляться исходя из скорректированной цены контракта, то есть с учетом внесенных в контракт изменений, указанной на дату получения положительного заключения экспертизы;

-Постановление № 497 от 28.03.2022 не применяется к вопросам начисления неустойки по контрактам в рамках Закона № 44-ФЗ, поскольку начисление неустойки связано с неисполнением неденежного обязательства;

- превышение размера договорной неустойки над ключевой ставкой Банка России, а также средневзвешенными процентными ставками по кредитам, выдаваемым организациям в рублях, не является безусловным обстоятельством, подтверждающим несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. В связи с чем, заявление истца о необоснованном размере неустойки не является основанием для уменьшения неустойки по причине ее несоразмерности.

Считает, что размер неустойки согласован контрактом. Удерживая неустойку на основании пункта 7.15 контракта, ответчик действовал добросовестно.

Представитель истца в судебном заседании и в отзыве от 13.01.2025 указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя Новиковой Л.Н. в отпуске.

Ходатайство об отложении судебного заседания рассмотрено судом в соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. При этом суд должен лишь убедиться, что в деле имеются данные о вручении лицу, участвующему в деле, извещения о времени и месте разбирательства дела. В остальном вопрос о необходимости отложения дела решается по усмотрению суда, исходя из конкретных обстоятельств дела. Обстоятельство, на которое ссылается ответчик, по мнению суда апелляционной инстанции, не препятствует рассмотрению спора в суде апелляционной инстанции с участием другого представителя, либо непосредственно руководителя Учреждения. В связи с изложенным, ходатайство заявителя об отложении судебного заседания отклонено.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, проверив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Установлено, что 31.05.2021 между Учреждением (заказчиком) и Институтом (подрядчиком) был заключен муниципальный контракт № 55, по условиям которого подрядчик в установленные сроки согласно контракту обязался выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства "Строительство набережной р. Волга с причальной стенкой и благоустройство прилегающей территории в г. г. Козловка" (объект), получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, передать в соответствии с контрактом заказчику результаты указанных работ, а заказчик обязался принять результаты работ и уплатить определенную контрактом цену.

Согласно пункту 2.1 в редакции дополнительного соглашения от 08.12.2023 № 2 цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, и составляет 18 414 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 20%.

Объем и содержание работ определены техническим заданием (заданием на проектирование) объекта капитального строительства (техническое задание), (приложение № 1), разработанной программой инженерных изысканий и контрактом (пункт 3.1 контракта).

Срок выполнения работ сторонами согласован в графике выполнения работ (приложение № 2) - с даты заключения государственного контракта по 10.12.2021.

Письмом от 30.06.2021 № 3667 Институт просил заказчика предоставить исходно-разрешительную документацию, находящуюся в его распоряжении, в целях выполнения работ по контракту.

Однако распоряжение о подготовке документации по планировке территории в виде постановления администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики 27.01.2022 № 13 было передано подрядчику только 27.01.2022, то есть по истечении срока окончания выполнения работ по контракту.

Институт в разумные сроки надлежащим образом разработал ППТ и ПМ и в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации направил их на утверждение в администрацию Козловского городского поселения Чувашской Республики.

28.02.2022 были проведены публичные слушания по ППТ и ПМ (постановление Администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики от 28.01.2022 № 14).

Постановлением администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики от 10.03.2022 № 38 ППТ и ПМ были утверждены.

01.04.2022, то есть по истечении более 3-х месяцев с даты окончания срока выполнения работ по контракту, заказчик выдал подрядчику новое задание на проектирование от 01.04.2022 (далее - Техническое задание № 2), которым была предусмотрена разработка документации по 2 (двум) этапам строительства объекта (пункт 6 Технического задания № 2):

- "Строительство набережной р. Волга с причальной стенкой и благоустройство прилегающей территории в г. Козловка" (первый этап) - содержит часть работ по благоустройству территории;

- "Строительство набережной р. Волга с причальной стенкой и благоустройство прилегающей территории в г. Козловка" (второй этап) - содержит часть работ по разработке проекта строительства причальной стенки.

Между тем по условиям первоначального Технического задания (пункт 6) заказчик поручал разработать документацию на один этап строительства объекта, Институт не принимал на себя обязательств выполнить работы по двум этапам строительства на условиях, предусмотренных контрактом. В связи с выявленной необходимостью увеличения цены контракта для выполнения работ по 2-ому этапу строительства объекта и приостановлением Институтом работ их выполнение было отсрочено до момента принятия Учреждением решения о выполнении дополнительных работ.

Из пояснений истца следует и ответчиком не опровергнуто, что обстоятельства выполнения работ по каждому из этапов существенно различаются.

После получения Технического задания № 2 Институт незамедлительно приступил к разработке документации по контракту в части 1 этапа строительства, выполнил работы и 08.06.2022 по 1 этапу строительства объекта Институтом было получено положительное заключение АУ Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" № 21-1-1-2-036744-2022.

Положительное заключение государственной экспертизы по 1 этапу строительства объекта направлено Учреждению письмом от 12.08.2022 № 4576.

Документация по 1 этапу строительства была передана Институтом Учреждению по накладным от 07.12.2022 № 0055/2022-4, от 07.12.2022 № 0055/2022-5 и принята им без замечаний.

На дату заключения контракта выполнение работ по 2 этапу строительства объекта не было предусмотрено. Следовательно, у Института не было оснований для их выполнения до момента получения Технического задания № 2 (01.04.2022).

В ходе выполнения работ по 2 этапу Институт обнаружил на территории проектирования гидрологический пост. При этом проектируемый объект (причальная стенка) попадает в охранную зону гидрологического поста, величина которой составляет 200 м по всем направлениям.

В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 № 392 "Об утверждении Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 972 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 г. № 19" в границах охранной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства.

Письмами от 16.12.2022 № 7686, от 22.12.2022. № 7900 Институт уведомил Учреждение об обнаружении гидрологического поста, в охранной зоне которого не допускается строительство, приостановил работы по контракту, просил заказчика принять решение о дальнейшем порядке исполнения контракта.

Институт со своей стороны предложил вариант переноса гидрологического поста за пределы участка проектирования, просил заказчика оказать содействие в переносе гидрологического поста, направлял схему сооружений и благоустройства с указанием местоположения гидрологического поста, а в случае согласия заказчика с предложением о переносе гидрологического поста - просил выдать соответствующие Технические условия (далее - ТУ).

Институт также направлял запрос от 22.12.2022 № 7901 на перенос гидрологического поста в адрес ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" (далее - ФГБУ "УГМС Республики Татарстан"), в ведении которого находится гидрологический пост.

В ответ на это от ФГБУ "УГМС Республики Татарстан" был получен отказ от 30.12.2022 № 02/3615 в переносе гидрологического поста.

В последующем Институт неоднократно сообщал Учреждению о полученном отказе и повторно просил оказать содействие в переносе гидрологического поста (письма от 13.01.2023 № 0130, от 19.01.2023 № 0277).

Учреждение направило Институту ТУ ФГБУ "УГМС Республики Татарстан" для переноса гидрологического поста от 17.02.2023 № 02/367 лишь письмом от 20.02.2023 № 01-06/804.

В ответ Институт в письме от 27.02.2023 № 1281 сообщил, что при переносе гидрологического поста необходимо выполнить следующие дополнительные виды работ:

- по оформлению охранной зоны 100 м с запретом на проведение всех видов земляных работ, с внесением сведений в ЕГРН;

- по оформлению права пользования на земельный участок непосредственно под сооружение гидрологического поста;

- по разработке проекта сооружения гидрологического поста, с применением материалов и изделий, указанных в технических условиях.

Институт сообщил Учреждению, что указанные работы потребуют увеличения сроков и стоимости работ по проектированию, просил предоставить необходимые документы на земельные участки для размещения гидрологического поста, градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ).

При этом, в соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.08.2017 № 28588-ХМ/08 (приложение № 1 - разъяснения об основаниях отказа в предоставлении ГПЗУ) ввиду отсутствия каких-либо прав на земельный участок Институт не имел возможности самостоятельно получить ГПЗУ, о чем уведомил заказчика в письме от 27.02.2023 № 1281.

Институтом были разработаны два варианта переноса гидрологического поста и письмом от 27.02.2023 № 1281 заказчику направлена схема предполагаемых участков размещения гидрологического поста.

Письмом от 28.05.2023 № 13/241 ФГБУ "УГМС Республики Татарстан" согласовано место переноса гидрологического поста.

На основании полученных данных Институт разработал проект переноса (раздел "Конструктивные решения") гидрологического поста с учетом согласованного места размещения, составил сметный расчет и направил их в адрес Учреждения письмом от 13.06.2023 № 3619.

21.06.2023 Учреждение в письме № 01-06/2579 поручило Институту разработать проект переноса гидрологического поста, ППТ и ПМ, составить сметный расчет с дальнейшим предоставлением проектно-сметной документации на государственную экспертизу.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что вплоть до 21.06.2023 Институт правомерно приостановил работы, обусловливая это необходимостью решения Учреждением вопроса о переносе гидрологического поста.

Письмом от 21.09.2023 № 02/2308 ФГБУ "УГМС Республики Татарстан" направлены технические условия для переноса гидрологического поста.

Письмом от 29.09.2023 № 6289 Институт направил в адрес Учреждения материалы ППТ с внесением изменений в части выделения земельного участка под новое размещение павильона и установления охранной зоны гидрологического поста с просьбой их утвердить.