ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2024 года Дело № А40-57965/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2024 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи В.И. Попова,

судей:

Г.М. Никифоровой, Л.Г. Яковлевой,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания С.Н. Матюхиным,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Московская обувная фабрика "Заря Свободы" на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2024 по делу № А40-57965/24 принятое

по заявлению ЗАО "Московская обувная фабрика "Заря Свободы" к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя:

Хашутогов А.А. по доверенности от 18.03.2024

от заинтересованного лица:

Хайбуллин Р.Р. по доверенности от 27.12.2023 №ГИИ - Д-57135/23

УСТАНОВИЛ:

ЗАО "Московская обувная фабрика "Заря Свободы" (далее- Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее- ответчик, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по проведению выездного обследования земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, пер.Аптекарский, вл. 4, стр.1-8 на основании задания от 18 января 2024г. № 9023670; о признании незаконными Рекомендаций по соблюдению обязательных требований от 18 января 2024г. № 9023670.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. Указывает на то, что судом неверно установлены обстоятельства спора, не исследованы представленные сторонами доказательства, что привело к принятию неверного решения.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч.6 ст.121 АПК РФ.

Судебное заседание по делу откладывалось, объявлялся перерыв, произведена замена судьи, в связи с болезнью.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменный пояснениях, представленных по поручению суда, просил решение суда оставить без изменения.

Девятый арбитражный апелляционный суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями ст.71 АПК РФ, приходит к следующим выводам.

Обращаясь в суд, Заявитель обосновал свои требования на следующих обстоятельствах дела.

06 февраля 2024г. в адрес Общества от Госинспекции поступило письмо № ГИН-ИСХ-2340/24 от 24.01.2024г. с приложенными Рекомендациями по соблюдению обязательных требований № 9023670 от 18 января 2024 г. (далее- Рекомендации).

Из Рекомендаций следует, что на основании задания от 18 января 2024г. № 9023670 Госинспекцией было проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0003011:102, расположенного по адресу: г.Москва, пер. Аптекарский, вл.4, стр.1-8.

При проведении выездного обследования Госинспекцией установлено: Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003011:102 адресу: г. Москва, пер. Аптекарский, вл. 4, стр. 1-8, площадью 7294 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности: ООО "ИВН-Управление" (доля 60/1000; ИНН: 7720612913; запись в ЕГРН от 22.03.2016 № 77-77/015-77/015/001/2016-335/4); ООО "Концептстрим" (доля 209/1000; ИНН: 7701782278; запись в ЕГРН от 22.03.2016 № 77-77/015-77/015/001/2016-335/3); ЗАО "МОФ "Заря Свободы" (доля 553/1000; ИНН: 7701046895; запись в ЕГРН от 22.03 2016 № 77-77/015-77/015/001/2016-335/2); ООО "Натарент" (доля 178/1000; ИНН: 7720615547; запись в ЕГРН от 22.03.2016 № 77-77/015-77/015/001 /2016-335/1).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003011:102 участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных Объектов (1.2.7/1.2.9).

Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003011:102 площадью 7324 кв.м. был предоставлен ЗАО "МОФ "Заря Свободы" на основании договора аренды земельного участка от 22.05.1997 № М-01-008799 сроком по 22.03.2016 для эксплуатации существующих производственных зданий (статус договора- не действует).

Согласно договора от 22.05.1997 № М-01-008799 п. 1.4. на участке расположены: два четырехэтажных капитальных здания, пятиэтажное капитальное здание, два одноэтажных капитальных здания, три строения складов, трансформаторная подстанция, навес, два трехэтажных здания.

На земельном участке расположен комплекс зданий, в том числе: нежилое 5-этажное здание с адресным ориентиром: г.Москва, пер. Аптекарский, д, 4, стр.2; нежилое 1-этажное здание с адресным ориентиром: г. Москва, пер.Аптекарский, д.4, стр. 8.

По данным ГБУ МосгорБТИ по состоянию на:

- 31.03.2004 по адресу: г. Москва, пер. Аптекарский, д.4, стр. 2, учтено 5-этажное здание площадью 3873, 4 кв. м;

-06.05.2006 по: адресу: г. Москва, пер. Аптекарский, д. 4. стр. 2. учтено 5-этажное здание площадью 4577, 6 кв. м;

По данным портала Росреестра по адресу: г.Москва, пер. Аптекарский, д.4, стр.2. учтено нежилое 5-этажное здание 1985 г.п- с кадастровым номером 77:01:0003011:1035 площадью 4577, 6 кв. м, принадлежащее на праве общей долевой собственности: ООО "Концептстрим" (доля 54/100; запись в ЕГРП от 20.06.2016 77-77/011- 77/017/024/2016-538/2); ООО "Натарент" (доля 46/100 запись в ЕГРП от 20.06.2016 77-77/011- 77/017/024/2016-538/1);

По данным портала Росреестра по адресу:г.Москва, Аптекарский переулок д.4 стр.8, учтено нежилое одноэтажное здание 1983 г.п., площадью 76, 4, принадлежащее на праве собственности Обществу (Заявитель)

Изменение технико-экономических показателей здания, а именно: площадных характеристик, произошло в результате реконструкции путем возведения пристройки (1 этаж, пом. V, комн.2, площадью 14, 8 кв.м.

В ходе обследования выявлены нарушения ст.1, п.6 ст.7, п.1 ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007г. № 48 "О землепользовании в городе Москве", ГрК РФ.

В Рекомендациях также указано, что данные действия (бездействия) содержат признаки административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1.2 ст.6.7 Закона г.Москвы от 21.11.2007 № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".

Обществу рекомендовано обеспечить соблюдение обязательных требований при использовании земельного участка, а именно: провести работы по приведению объектов (здакий) по адресу: г.Москва, пер.Аптекарский, д.4, стр.8, в состояние, до нарушения обязательных требований, либо привести указанное здание в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В заявлении Общество также указало на то, что указанное выше нежилое одноэтажное здание, площадью 76, 4, с момента строительства-1983 год до настоящего времени является трансформаторной подстанцией, согласно техническому паспорту от 14.11.1992 года. При возведении имело площадь 62 кв.м.

Однако, впоследствии, в связи с подключением к ней жилого дома возведена временная пристройка площадью 14.8 кв.м. При этом, согласно п.1.1.1. Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012г. № 432-ПП получение разрешения на строительство данной пристройки, не требовалось. (л.д.20-30)

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд исходил из того, что поскольку в оспариваемых Рекомендациях не установлен срок для устранения нарушений, они не могут быть признаны предписанием и нарушать законных прав и интересов Общества.

Рассмотрев повторно спор, коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, исходя из следующего.

Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В данном случае, коллегия считает, что ответчиком не доказано законности и обоснованности проведения оспариваемых действий и вынесения решения (рекомендаций)

Согласно п.1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года № 184-ПП (далее- Положение) Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.

В соответствии с п.7 Положения, Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.

В силу ст.2 ГрК РФ, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 года № 819- ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка" (далее- Постановление № 819).

В силу п.1 ч.2 ст.90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее- Закон № 248) в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан: п. 1 выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля; п.5 рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Госинспекций в адрес Общества были направлены Рекомендации.

Вместе с тем, по мнению апелляционного суда, Госинспекция фактически выдала Обществу Предписание об устранении нарушений законодательства, именовав его, Рекомендациями.

Согласно п.5.3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 2 марта 2021г. N 262-ПП (далее- Положение о муниципальном и земельном контроле) предписание отличается от иных решений тем, что содержит: ФИО инспекторов, проводивших контрольное (надзорное) мероприятие; дата выдачи; адресные данные объекта контроля; наименование лица, которому выдается предписание; ссылки на нормативные правовые акты, в которых содержатся нарушенные обязательные требования: описание нарушения обязательных требований, которые требуется устранить; срок устранения нарушения обязательных требований.

При этом, Рекомендации, по своей правовой природе, направлены на установление в будущем норм поведения, которые предотвратят возможное нарушение требований законодательства, являются профилактической мерой регулирования и не могут содержать в своем составе властных указаний.

Обжалуемые Рекомендации по своему существу и содержанию являются Предписанием, поскольку в них содержится прямое указание на нарушение заявителем конкретных норм действующего законодательства и требование об их устранении.

Согласно ч.5 ст.75 Закона № 248, по результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 (выдача предписания) и 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.

Данный запрет на выдачу предписания по результатам выездного обследования также закреплен в п.4.25.4 Положения о муниципальном земельном контроле.

Таким образом, Госинспекция фактически выдала Предписание об устранении нарушений законодательства, именовав его Рекомендациями, несмотря на законодательно установленный запрет выдачи предписания по результатам выездного обследования.

Госинспекция фиксирует результаты проведенного ею контрольного мероприятия- выездного обследования на земельном участке- в рамках предоставленных ей полномочий.

Согласно Положению о муниципальном земельном контроле, выездное обследование проводится с фиксацией выявленных нарушений в соответствии с четко установленной процедурой.

Однако выездного обследования Госинспекцией спорных помещений не было. Обследование спорных помещений внутри здания, принадлежащего Заявителю не производилось, документы, подтверждающие строительство здания не запрашивались и не исследовались.

Нарушение установленного порядка проведения такого рода контрольных мероприятий является основанием для признания незаконными действий по проведению выездного обследования объекта.

Учитывая изложенное, Госинспекция, в нарушение п.4.25.1 Положения о муниципальном земельном контроле фактически проводила документарную проверку, а не выездное обследование земельного участка по месту нахождения объекта контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона № 248-ФЗ под документарной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.

По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (часть 2 статьи 87 Закона № 248-ФЗ).

При этом, Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в редакции, действующей на дату проведения проверки, проведение в 2022-2024 годах контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом № 248-ФЗ и Законом № 294-ФЗ, осуществляется в строго оговоренных случаях (п.3).

Таким образом, учитывая, что проверка проведена при отсутствии условий, указанных в Постановлении № 336, полученные в результате незаконной документарной проверки доказательства, не могли быть использованы при вынесении решения о выдаче Рекомендаций, поскольку были получены с нарушением законодательства о государственном контроле (надзоре).