АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2024 года Дело № А56-82958/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 09.12.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Блюм Кениг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2024 по делу № А56-82958/2023,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Блюм Кениг", адрес: 236020, Калининградская обл., Гурьевский м.о., пос. Ушаково, тер. ДНП Балтийская деревня, Коралловая ул., д. 12, ОГРН 1103925023729, ИНН 3908607684 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным приказа (решения) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), от 21.06.2023 № 334-ПР об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (далее - Лицензия), об обязании принять решение о предоставлении Лицензии по заявлению Общества (от 25.04.2023 вх. № 8250).
Решением суда первой инстанции от 21.02.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.08.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, указывая, что Управление не вправе произвольно расширять перечень лицензионных требований, который является закрытым. Наличие или отсутствие тары для транспортирования отходов не подлежит оценке в рамках проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, вывод об отсутствии надлежащих транспортных средств (далее - ТС) не может быть основан на такой оценке. В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что специальные отличительные знаки, обозначающие определенный класс опасности отходов, имелись на предъявленных к осмотру ТС. Обязанность по предоставлению надлежащей тары лежит на грузоотправителе, в транспортирование отходов не входит упаковывание отходов как груза. Управление не уполномочено оценивать отсутствие свидетельства о допуске к перевозке согласно разделу 9.1.3 Европейского соглашения от 30.09.1957 о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), данные вопросы выходят за пределы его компетенции, а также предмета проверки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям. Выводы судов основаны на отсутствующих в материалах дела доказательствах, акт оценки от 16.06.2023 отсутствует в материалах дела, равно как и перечень отходов, приложенный к заявлению о получении Лицензии.
До начала судебного заседания 09.12.2024 от Общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства ввиду временной нетрудоспособности представителя по причине болезни.
В силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной соответствующего ходатайства является правом суда, а не его обязанностью; при рассмотрении соответствующего ходатайства суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, самостоятельно решает вопрос об отложении судебного разбирательства. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы. Обществом не обоснована невозможность явки в судебное заседание другого представителя.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Управление с заявлением от 25.04.2023 исх. № 9022487 о предоставлении Лицензии с приложением документов, поименованных в подпункте "б" пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 (далее - Положение о лицензировании).
Соискателем лицензии заявлен вид деятельности - транспортирование отходов I-IV классов опасности.
С 15.06.2023 по 16.06.2023 Управлением на основании решения от 07.06.2023 № 105-ЛВ/2023 проведена выездная оценка соответствия лицензионным требованиям соискателя лицензии - Общества по адресу: Калининград, Мамоновское ш., земельный участок с кадастровым № 39:15:151204:131, по итогам которой составлен акт оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям от 24.04.2023 (указанная дата является явной опечаткой, поскольку в акте указан период выездной проверки с 15 по 16.06.2023) (далее - Акт оценки).
В Акте оценки указано, что соискатель лицензии не соответствует требованиям подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании, а именно:
- отсутствуют ТС для работ по транспортированию отходов I-II классов опасности, специально оборудованные и снабженные специальными знаками ТС, принадлежащие соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующие требованиям статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).
Приложениями к Акту оценки от 24.04.2023 являются оценочный лист, а также составлен протокол осмотра от 15.06.2023 с фототаблицей.
Уведомлением от 22.06.2023 № 05-24/11892 Управление уведомило Общество о принятом решении от 21.06.2023 № 334-ПР об отказе в предоставлении Лицензии ввиду несоответствия соискателя требованиям пункта 2 части 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании.
Не согласившись с решением Управления об отказе в предоставлении Лицензии, Общество обратилось в суд с заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Закона № 99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть включены требования о наличии у соискателя лицензии технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (пункт 1); иные требования, установленные федеральными законами (пункт 5).
Как предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 13 Закона № 99-ФЗ, к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются в случае, если это предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности, копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности, являются, в том числе:
- наличие и соответствие ТС, принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или ином законном основании, необходимых (используемых) для выполнения заявленных работ, требованиям статьи 16 Закона № 89-ФЗ, включая требования наличия на ТС, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
В силу пункта 2 части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является, в том числе, установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в предоставлении Обществу Лицензии послужило несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (пункт 2 части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ, подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании), выразившееся в отсутствие специально оборудованных и снабженных специальными знаками ТС, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Закона № 89-ФЗ. Подробно несоответствия ТС отражены в оценочном листе от 16.06.2023.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 89-ФЗ транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона № 89-ФЗ организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I-IV класса опасности;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами;
- наличие на ТС, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
В рассматриваемом случае Обществом заявлен вид лицензируемой деятельности - транспортирование отходов I-IV классов опасности.
При этом отходы I класса опасности относятся к особо опасным отходам в силу своих характеристик.
Как установлено Управлением и не отрицается самим Обществом, помимо прочего, в перечне отходов в заявлении Общества о выдаче Лицензии содержатся отходы с агрегатным состоянием "Жидкое", "Дисперсные системы", "Жидкое в жидком/Эмульсия", "Твердое в жидком/Суспензия", "Твердое в жидком/Паста", "Прочие дисперсные системы".
В составе документов, приложенных к заявлению о выдаче Лицензии, Обществом представлено свидетельство Морского грузового бюро от 06.10.2021 № МСВ35-21 на тип тары - бочка стальная закатная с гофрами на корпусе с несъемным верхним дном, с двумя защитными горловинами, предназначенная для упаковки и транспортировки жидких опасных грузов. Однако срок действия указанного свидетельства истек 17.10.2022.
Ссылки Общества на то, что в соответствии с пунктом 24 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 (далее - Правила № 2200), обязанность по предоставлению надлежащей тары лежит на грузоотправителе, отклонены судами, поскольку исходя из положений статьи 16 Закона № 89-ФЗ именно Общество, намеревающееся осуществлять деятельность по обращению с отходами (в том числе I и II класса опасности), обязано подтвердить соответствие ТС, необходимых для выполнения заявленной деятельности, требованиям статьи 16 Закона № 89-ФЗ, в том числе, соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов ТС.
В ГОСТ Р 57478-2017. Национальный стандарт Российской Федерации "Грузы опасные. Классификация" (далее - ГОСТ Р 57478-2017), утвержденном и введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.05.2017 № 454-ст, дано понятие опасный груз: вещество (смесь веществ, раствор), материал, изделие или отходы производства или другой деятельности, которые удовлетворяют классификационным показателям, критериям или признакам и вследствие присущих им свойств и при наличии определенных факторов могут стать причиной нанесения ущерба окружающей среде, материального ущерба, привести к гибели, травме, отравлению, заболеванию людей и животных.
ГОСТ Р 57478-2017 устанавливает систему классификации опасных грузов, а также показатели и критерии отнесения веществ (включая смеси и растворы). материалов и изделий к опасным грузам, в соответствии с пунктом 5.3 установлены следующие классы опасных грузов:
- класс 1 - взрывчатые вещества и изделия;
- класс 2 - газы;
- класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
- класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества; вещества, способные к самовозгоранию; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
- класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды;
- класс 6 - токсичные вещества и инфекционные вещества;
- класс 7 - радиоактивные материалы;
- класс 8 - коррозионные (едкие) вещества;
- класс 9 - прочие опасные вещества.
К перечню специализированных ТС, приведенных в Приложении № 11 к Правилам № 2200, относятся, в том числе:
- ТС с кузовом-фургоном:
фургоны-рефрижераторы;
фургоны с отоплением кузова.
- ТС- цистерны:
цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;
цистерны для перевозки сыпучих пищевых продуктов: мука, зерно, комбикорм, отруби;
цистерны для перевозки пищевых жидкостей.
- ТС, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (MEMU, ЕХ/II, ЕХ/III, FL, AT).
В соответствии с Правилами № 2200 перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями "A" и "B" ДОПОГ и названными Правилами.
Образцы знаков опасности, которые должны быть установлены на ТС, используемых для транспортирования отходов, содержатся в главе 5.2 "Маркировка и знаки опасности" Приложения "В" ДОПОГ.
В подпункте 5.2.2.2.2 пункта 5.2.2.2 Главы 5.2 "Маркировка и знаки опасности" Приложения "В" ДОПОГ содержатся Образцы знаков опасности, которые должны быть установлены на ТС заявителя в соответствии с заявленными типами отходов производства и потребления, а именно, знак № 9 - опасность класса 9 "Прочие опасные вещества и изделия".
Кроме того, ТС должны быть снабжены табличкой оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером ООН, пример которой содержится в подпункта 5.3.2.2.3 пункта 5.3.2.2 Главы 5.3 "Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и ТС" Приложения "В" ДОПОГ.
В соответствии с подпунктами 5.3.1.3, 5.3.1.4.1 пункта 5.3.1 Главы 5.3 "Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и ТС" Приложения "В" ДОПОГ, если информационное табло, прикрепленные к контейнерам, не видны снаружи перевозящих их ТС, то такие же информационные табло должны так же прикрепляться к обеим боковым сторонам и сзади ТС.
ТС должны иметь специальные отличительные знаки, соответствующие положениям и образцам, приведенным в Приложении № 2 к настоящему приказу, в виде расположенных в вертикальной плоскости квадратных табличек белого цвета. Одна из табличек размещается спереди, а другая - сзади ТС, причем обе - перпендикулярно продольной оси ТС, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Таблички могут быть нанесены в формате самоклеящейся этикетки, маркировки, нанесенной краской. Таблички изготавливаются из атмосферостойких материалов (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.11.2021 № 399 "Об установлении образцов специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, а также Порядка нанесения их на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов").
В соответствии с разделом 9.1.2.1 ДОПОГ ТС ЕХ/II, ЕХ/III, FL, AT и MEMU должны удовлетворять соответствующим требованиям настоящей части. Соответствие ТС должно подтверждаться путем выдачи свидетельства о допущении к перевозке в соответствии с разделом 9.1.3.
В разделе 9.1.3 ДОПОГ содержится требование и образец свидетельства о допущении ТС к перевозке некоторых опасных грузов.
Как установлено Управлением в ходе выездной оценки, отражено в протоколе осмотра от 15.06.2023 с фототаблицей, Обществом для осуществления лицензируемой деятельности заявлены арендованные ТС "Мицубиси Canter" 4М42, государственный регистрационный знак 0351ХС39; "Газель" 2128ВА, государственный регистрационный знак Н362ММ39.
При этом свидетельство о допущении указанных ТС к перевозке опасных грузов согласно ДОПОГ, документы о приспособленности этих ТС к перевозке всех заявленных классов опасных грузов у Общества отсутствуют. Принадлежность заявленных ТС к фургонам-рефрижераторам, фургонам с отоплением кузова, ТС-цистернам (согласно перечню специализированных ТС, приведенных в Приложении № 11 к Правилам № 2200) также документально и наглядно (протоколом осмотра и фототаблицами) не установлена.