СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2024 года Дело № 33-42271/2024
г. Красногорск Московская область 25 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ситниковой М.И.,
судей Асташкиной О.В., Рыбачук Е.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Лугма О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4327/2024 по иску Емельянова В. Н. к ООО "Мэйджор Экспресс" о возмещении ущерба, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа,
по апелляционной жалобе Емельянова В. Н. на решение Красногорского городского суда Московской области от 20 июня 2024 года,
заслушав доклад судьи Рыбачук Е.Ю.,
объяснения истца и представителя ответчика,
установила:
Емельянов В.Н., с учетом уточнений, обратился в суд с иском к ООО "Мэйджор Экспресс" о возмещении ущерба, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.
Требования мотивированы тем, что 31.10.2023 между ООО "Мэйджор Экспресс" и Емельяновым В.Н. заключен договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор обязался выполнить (организовать) перевозку сувенира из хрусталя (теннисная ракетка и теннисный мячик), общим весом 7,19 кг из <данные изъяты> в <данные изъяты>.
Объявленная ценность груза составляет 150 000 руб.
Груз был принят ответчиком у истца 31.10.2023 в 12 часов 12 минут по адресу: <данные изъяты> осмотрен и упакован силами ответчика, что подтверждается экспедиторской накладной № 1780934848 от 31.10.2023 и кассовым чеком от 31.10.2023.
Стоимость перевозки составила 8 219 руб. и была оплачена истцом 31.10.2023, что подтверждается кассовым чеком, из которых: 7 469 руб. - стоимость доставки груза, 750 руб. - стоимость страхования груза.
02.11.2023 в 14 часов 26 минут груз доставлен получателю Евсевлеевой О.В.
07.11.2023 после вскрытия упаковки товара получателем Евсевлеевой О.В. обнаружено, что груз был частично утрачен в процессе доставки (теннисная ракетка из хрусталя оказалась полностью разбита), поскольку груз внутри упаковки был закреплен ненадлежащим образом, что подтверждается актом осмотра от 07.11.2023, подтверждающим отсутствие какого-либо крепления товара внутри упаковки, что позволяло бы товару быть зафиксированным и неподвижным внутри упаковки в процессе его доставки.
Истец указал, что утратой груза ему были причинены убытки в размере 258 219 рублей, из них: 150 000 руб. - объявленная ценность груза, 100 000 руб. - доплата, необходимая для покупки нового аналогичного товара; 8 219 руб. - стоимость доставки груза.
10.11.2023 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием возместить сумму реального ущерба в размере 250 000 руб., а также сумму ранее уплаченного вознаграждения размере 8 219 рублей в срок до 17.11.2023, однако 23.11.2023 ответчик отклонил требование истца в полном объеме.
Истец просил взыскать с ответчика сумму ущерба в размере 250 000 руб., сумму уплаченного вознаграждения в размере 8 219 руб., неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя в размере 258 218 руб. за период с 21.11.2023 по 25.04.2024, компенсацию морального вреда, который оценивает в 50 000 руб., штраф.
В судебном заседании первой инстанции представитель истца Гущина О.А. исковые требования поддержала. Пояснила суду, что товар был упакован непосредственно сотрудниками ответчика, а именно истец положил товар в коробку, а экспедитор был обязан проверить груз, упаковать его надлежащим образом.
Представитель ответчика Юрьев С.И. в судебном заседании первой инстанции иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Указал, что истцом не были исполнены обязанность по надлежащей упаковке груза, а также по надлежащей приемке-передаче груза. Товар был упакован самим истцом в коробку, передан ответчику, коробка ответчиком не вскрывалась, перевозка осуществлена авиаперелетом.
Представитель третьего лица АО "СК "Пари" Фомичева Е.А. в суд первой инстанции не явилась, извещена, направила в адрес суда письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела. Указала на согласие с правовой позицией ответчика.
Решением суда от 20 июня 2024 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с ним, истцом Емельяновым В.Н. подана апелляционная жалоба об его отмене, как незаконного.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и постановилобоснованное и законное решение, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.
Положениями ст.8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Защита гражданских прав в соответствии с положениями ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законами.
На основании ч.1 ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии требованиями закона, иных правовых с условиями обязательства актов, а при отсутствии таких условий и требований соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п.1 ст.801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В силу положений ст.803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно преамбуле указанного Закона: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Согласно ч.3 ст.7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - Правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Согласно ч.5 ст.14 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, что 29.10.2023 истец Емельянов В.Н. приобрел у ООО "Дятьковский Хрустальный завод плюс" товар стоимостью 150 000 руб., что подтверждается представленным в материалах дела приходным кассовым ордером № 290-00001814 от 29.10.2023 и квитанцией к приходному кассовому ордеру от 29.10.2023.
31.10.2023 между ООО "Мэйджор Экспресс" и Емельяновым В.Н. был заключен договор транспортной экспедиции (экспедиторская расписка № 178093484), в соответствии с которым экспедитор обязался выполнить (организовать) перевозку сувенира из хрусталя (теннисная ракетка и теннисный мячик), общим весом 7,19 кг из <данные изъяты> в <данные изъяты>, получатель Евсевлеева О.В.
Объявленная ценность груза составляет 150 000 руб.
Груз был принят ответчиком у истца 31.10.2023 в 12 часов 12 минут, в экспедиторской расписке (накладной) № 1780934848 имеется личная подпись отправителя об ознакомлении с условиями доставки.
Стоимость перевозки составила 8 219 рублей и была оплачена истцом 31.10.2023, что подтверждается представленным в материалах дела кассовым чеком от 31.10.2023, из них: 7 469 руб. - стоимость доставки груза, 750 руб. - стоимость страхования груза.
Каких-либо отметок, сведений о том, что груз был упакован ответчиком, не имеется.
Судом установлено, что груз был застрахован в АО "СК "Пари" по полису № 0702-00392-00089890/2023 от 31.10.2023, срок действия: с 31.10.2023 по 28.01.2024, условия страхования: "с ответственностью за все риски", в соответствии с условиями генерального договора, с момента передачи груза транспортному экспедитору в пункте отправления/в момент получения груза грузополучателем в пункте назначения, страхователь ООО "Мэйджор Экспресс".
02.11.2023 груз доставлен получателю Евсевлеевой О.В., что указано в доставочной ведомости, каких-либо замечаний не отмечено.
07.11.2023 сотрудниками магазина Petit Paris: собственником магазина (получателем груза) Евсевлеевой О.В., продавцом магазина Корнеевой Н.П., в присутствии Шульженко Д.В., Шульженко Е.В., по адресу: <данные изъяты>, составлен акт осмотра посылки, в котором указано на факт частичной утраты товара, расположенного в упаковке - теннисная ракетка из хрусталя полностью разбита, приложены фотографии, упаковка перед вскрытием была целая, без повреждений, состав упаковки: картонная коробка, покрытая обрешеткой.
Из объяснений истца следует, что утратой груза ему были причинены убытки в размере 258 219 руб.: из них: 150 000 руб. - объявленная ценность груза, 100 000 руб. - доплата, необходимая для покупки нового аналогичного товара; 8 219 руб. - стоимость доставки груза.
10.11.2023 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием возместить сумму реального ущерба в размере 250 000 руб., а также сумму ранее уплаченного вознаграждения размере 8 219 рублей в срок до 17.11.2023, однако 23.11.2023 ответчик отклонил требование истца в полном объеме.
Судом установлено, что ООО "Мэйджор Экспресс" в ответ на претензию истца сообщило, что накладная МЭ - документ, оформляемый при приеме груза и сопровождающий груз в пути его следования. Накладная МЭ является формой договора транспортно-экспедиторского обслуживания, подписав которую, заказчик соглашается со всеми условиями доставки и тарифами, действующими на момент подписания накладной МЭ, если иное не предусмотрено отдельными договорами, действующими между сторонами (п.1 "Регламент условий доставки", изложенный на бланке экспедиторской расписки № 1780934848).
В данном случае, каких-либо отдельных дополнительных договоров между сторонами заключено не было. Отправителем, Емельяновым В.Н., была оформлена накладная (экспедиторская расписка) № 1780934848, в поле которой "С условиями доставки ознакомлен" имеется личная подпись отправителя. Таким образом, Емельяновым В.Н. были приняты условия доставки ООО "Мэйджор Экспресс".
В соответствии с п.11 вышеуказанного Регламента "Уведомление об утрате, недостаче и повреждении груза", если в момент получения груза грузоотправитель не сделал на документе, подтверждающем факт вручения груза, отметки об утрате, повреждении или недостаче, исполнитель вправе считать, что груз был получен грузополучателем неповрежденным и в полном объеме. Кроме того, не вошедшие в настоящий Регламент технологии и ограничения регулируются Правилами оказания услуг, опубликованными на официальном сайте исполнителя, если между заказчиком и исполнителем не заключено иных договоров и соглашений.
В соответствии с п.3.10 Правил оказания услуг экспресс-доставки, осуществляемых ООО "Мэйджор Экспресс" на территории РФ и других стран, ответственность за соответствие упаковки содержимому несет отправитель груза. В случае видимых нарушений упаковки получатель/заказчик вправе требовать от водителя-экспедитора исполнителя участвовать в досмотре содержимого и составления двустороннего коммерческого акта. Исполнитель не несет ответственности за повреждение груза при целостности упаковки на момент доставки.
В соответствии с п.11.1 Правил оказания услуг экспресс-доставки ООО "Мэйджор Экспресс", претензии по повреждению отправления принимаются к рассмотрению в случае, если в момент доставки отправления получателю была сделана отметка в перевозочных документах (накладной исполнителя) об обнаруженных недостатках, и в присутствии водителя-экспедитора составлен акт. Исполнитель не несет ответственности за повреждения груза, обнаруженные после убытия курьера с места доставки груза.
Как установлено проведенным внутренним расследованием: на момент доставки груза по накладной (экспедиторской расписке) № 1780934848 внешняя упаковка груза повреждений не имела. На момент доставки претензий у получателя не было, какие-либо отметки на накладной отсутствуют. Копия доставочной ведомости с подписью получателя прилагается к данному письму.
Таким образом, учитывая положения Регламента условий доставки, изложенного на бланке экспедиторской расписки № 1780934848, ответственность за повреждение груза не может быть возложена на ООО "Мэйджор Экспресс".
Из объяснений ответчика следует, что истцом не были исполнены обязанность по надлежащей упаковке груза, а также по надлежащей приемке-передаче груза. Товар был упакован самим истцом в коробку, передан ответчику, коробка ответчиком не вскрывалась, перевозка осуществлена авиаперелетом.
Условиями доставки предусмотрено, что в случае повреждения груза об этом должен был указать получатель, между тем, груз был принят получателем без замечаний.
Согласно ст.7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
B соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ транспортно-экспедиционной деятельности" в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ транспортно-экспедиционной деятельности" от 30.06.2003 к претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
Судом установлено, что в представленном пакете документов по претензии установленные законом документы представлены не были (не предоставлены документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, а также право на предъявление претензии).
В п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" разъяснено, что грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если: перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз; в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).
Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика (ст.796 ГК РФ).
В силу прямого указания в Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ транспортно-экспедиционной деятельности" (п.4 ст.4) при приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей. Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.