АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А24-530/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Ширяева И.В.

при участии:

от первого заместителя прокурора Камчатского края: Рогачёва М.С., представитель по доверенности от 07.10.2024 № Дов-3849-24;

от краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Камчатского края": Каладзе И.Д., представитель по доверенности от 20.05.2024 № 18;

от общества с ограниченной ответственностью "Альфаснаб": Лизунова Е.А., представитель по доверенности от 26.03.2024;

от Министерства финансов Камчатского края: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфаснаб"

на решение от 22.05.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2024

по делу № А24-530/2024 Арбитражного суда Камчатского края

по иску первого заместителя прокурора Камчатского края в интересах Камчатского края в лице Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края (ОГРН 1084101002941, ИНН 4101124338, адрес: 683032, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 14А)

к краевому государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (ОГРН 1084101003403, ИНН 4101124881, адрес: 683032, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 14, к. А), обществу с ограниченной ответственностью "Альфаснаб" (ОГРН 1114101008570, ИНН 4101148850, адрес: 683038, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 3, 9)

третье лицо: Министерство финансов Камчатского края (ОГРН 1074101008376, ИНН 4101121129, адрес: 683040, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пл. им. В.И.Ленина, д. 1)

о признании недействительным результата аукциона, о признании недействительным государственного контракта и применении последствий недействительности ничтожной сделки

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Камчатского края, в интересах Камчатского края в лице Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края (далее - Минтранс Камчатского края), обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (далее - КГКУ "Камчатуправтодор") и обществу с ограниченной ответственностью "Альфаснаб" (далее - ООО "Альфаснаб") о признании недействительными результатов аукциона от 17.05.2023 на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р. Железная-1 на 9 км автомобильной дороги "Садовое кольцо" в Елизовском районе Камчатского края, признании недействительным государственного контракта от 29.05.2023 № 2410112488123000027 (ИКЗ 232410112488141010100100210034213414), заключенного между ответчиками, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ООО "Альфаснаб" в пользу КГКУ "Камчатуправтодор" всех выплаченных заказчиком денежных средств за вычетом оплаты фактически выполненных в соответствии с требованиями контракта работ, которые приняты заказчиком.

Определением суда от 02.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Камчатского края (далее - Минфин Камчатского края).

Решением суда от 22.05.2024, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2024, требования прокурора удовлетворены в полном объеме

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Альфаснаб" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В представленных отзывах прокуратура Камчатского края и КГКУ "Камчатуправтодор" просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Дело рассмотрено судом кассационной инстанции с использованием системы веб-конференции в соответствии со статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором представитель заявителя кассационной жалобы поддержал изложенные в ней доводы, представители Прокуратуры Камчатского края и КГКУ "Камчатуправтодор" - доводы отзывов на нее.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей общества, учреждения и прокуратуры, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Судами из материалов дела установлено, что 10.04.2023 КГКУ "Камчатуправтодор" (заказчик) разместило извещение № 0338200008723000002 об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р. Железная-1 на 9 км автомобильной дороги "Садовое кольцо" в Елизовском районе Камчатского края в единой информационной системе (ИКЗ 232410112488141010100100210034213414).

Начальная цена закупки 228 655 118 руб., дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 26.04.2023.

В извещении о проведении электронного аукциона, установлены требования к участникам закупки. В соответствии с приложением № 4 к извещению о проведении электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки, а также исчерпывающий перечень необходимых документов, которые должны быть представлены участниками аукциона, а также установлены специальные требования к участникам закупки, в том числе требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ.

На участие в аукционе подано 2 заявки от ООО "Альфаснаб" и ГУПКК "Дорожное ремонтно-строительное управление".

В качестве подтверждения опыта ООО "Альфаснаб" предоставило договор от 18.04.2021 № 3, заключенный с гражданином Клетченок М.А., акт приемки законченного строительством объекта от 30.03.2022 № 1.

Предметом данного договора являлось выполнение работ по строительству индивидуального жилого дома, подъездной дороги с системой водоотведения линевых и грунтовых вод и подпорных стен в Алтайском крае, г. Белокуриха, ул. Строителей (земельный участок с кадастровым номером 22:64:012306:33).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2023 заявка ООО "Альфаснаб" признана несоответствующей, поскольку представленная информация и документы не подтверждают соответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, аукцион признан несостоявшимся в связи с подачей только одной заявки.

Не согласившись с действиями комиссии, ООО "Альфаснаб" подало жалобу в Минфин Камчатского края, по результатам рассмотрения которой принято решение от 04.05.2023 № 1/Ж о признании жалобы обоснованной. Заказчику направлено предписание об устранении допущенных нарушений.

Во исполнение предписания Минфина Камчатского края заказчик отменил процедуру заключения контракта, (протокол от 26.04.2023), повторно рассмотрел поступившие заявки и на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 заключил с ООО "Альфаснаб" (подрядчик) муниципальный контракт от 29.05.2023 № 2410112488123000027.

Прокуратурой Камчатского края проведена проверка исполнения федерального законодательства при заключении государственных контрактов на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р. Железная-1 на 9 км автомобильной дороги "Садовое кольцо".

По результатам проверки прокуратура пришла к выводу об отсутствии у ООО "Альфаснаб" опыта, требования к которому установлены извещением об осуществлении закупки, что послужило основанием для обращения с соответствующим иском в суд.

Удовлетворяя иск, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных по делу требований.

Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции, повторно рассмотревший дело по правилам главы 34 АПК РФ.

Соглашаясь с выводами судов, суд округа приходит к следующему.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 8 данного Закона, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Перечень случаев, при которых заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ № 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, а именно, разделом III Приложения к Постановлению № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.

Так, позицией 17 раздела III приложения к названному постановлению установлены такие дополнительные требования как: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Как следует из материалов дела, объектом закупки является мостовой переход через р. Железная-1 на 9 км автомобильной дороги "Садовое кольцо" в Елизовском районе Камчатского края, который является технологической частью автомобильной дороги, следовательно, выполнение работ по его капитальному ремонту относится к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги и в качестве дополнительного требования на право выполнения работ необходимо применять дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, предусмотренные позицией 17 раздела III приложения к постановлению Правительства № 2571.

Понятие автомобильной дороги как объекта гражданских прав закреплено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ), согласно которому автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Из анализа положений пункту 15 статьи 3 Закона № 257-ФЗ, пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) судами сделаны выводы о том, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, имеет самостоятельное значение и размещается на специально предоставленных для этих целей земельных участках.

В подтверждение своего соответствия объявленной закупке ООО "Альфаснаб" представило договор от 18.04.2021 № 3, заключенный с гражданином Клетченок М.А., акт приемки законченного строительством объекта от 30.03.2022 № 1.

Предмет договора - "выполнение работ по строительству индивидуального жилого дома, подъездной дороги с системой водоотведения линевых и грунтовых вод и подпорных стен в Алтайском крае, г. Белокуриха, ул. Строителей (земельный участок с кадастровым номером 22:64:012306:33)".

Проанализировав представленные обществом документы, суды пришли к выводу о том, что объекты строительства, указанные в договоре от 18.04.2021 № 3, не обладают таким квалифицирующим признаком как наличие земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог.

Кроме того, автомобильная дорога, как недвижимая вещь, является индивидуально определенной вещью и должна иметь характеристики, позволяющие ее идентифицировать. Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Закона № 257-ФЗ).

Статьей 10 Закона № 257-ФЗ было предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.

В силу части 6 статьи 8 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются, в том числе, органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).

Между тем, представленные обществом документы не содержат информации об указанных индивидуализирующих признаках автомобильной дороги.

По запросу прокуратуры Администрация г. Белокуриха Алтайского края сообщила, что объект "Подъездная дорога" по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Строителей, д. 60 в муниципальном образовании - город Белокуриха не значится, также данный объект отсутствует в Едином государственном реестре автомобильных дорог Алтайского края.

С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку в представленном обществом договоре от 18.04.2021 № 3 не содержится каких-либо характеристик автомобильной дороги, которые бы позволили ее идентифицировать: конкретное месторасположение, начальная и конечная точки полосы отвода, протяженность участка дороги, наименование автомобильной дороги, идентификационный номер, заказчик обоснованно не отнес указанную подъездную дорогу к автомобильным дорогам, ввиду чего не принял названный договор к оценке и сопоставлению.

Также суды установили, что дорога, построенная в соответствии с представленным ООО "Альфаснаб" договором, является объектом благоустройства территории и создавалась для проезда к жилому дому, то есть носит вспомогательный характер. Факт устройства замощения дворовой территории асфальтобетонным покрытием не свидетельствует о том, что обществом на принадлежащем гражданину земельном участке строилась именно автомобильная дорога.

Таким образом, выводы судов о том, что представленные ООО "Альфаснаб" к заявке документы не подтверждают наличие у него необходимого опыта для участия в оспариваемой закупке подтверждены материалами дела.

Довод ООО "Альфаснаб" о сопоставимости выполняемых по договору работ видам работ, которые выполняются при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте автомобильной дороге в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, с учетом установленных выше обстоятельств, правомерно отклонены судами.