АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А73-16879/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи С.Н. Новиковой

судей С.И. Гребенщикова, В.А. Гребенщиковой

при участии:

от акционерного общества "Ванинский морской торговый порт": Потоцкая Е.А., доверенность от 01.01.2024 № 7/2024 (онлайн).

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"

на решение от 28.02.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2024

по делу № А73-16879/2023 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" (ОГРН 1022700711450, ИНН 2709001590, адрес: 682860, Хабаровский край, Ванинский р-н, р.п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 1,)

к Федеральному агентству морского и речного транспорта (ОГРН 1047796291950, ИНН 7707516988, адрес: 125993, г. Москва, ул. Петровка, д. 3/6), обществу с ограниченной ответственностью "Ванинский морской терминал биомассы" (ОГРН 1192724013305, ИНН 2709016607, адрес: 682860, Хабаровский край, Ванинский р-н, р.п. Ванино, ул. Центральная, д. 1)

третье лицо: администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700712891, ИНН 2709003742, адрес: 682860, Хабаровский край, Ванинский р-н, р.п. Ванино, пл. Мира, д. 1)

о признании сделки недействительной

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "ВМТП") обратилось в Арбитражного суда Хабаровского края с иском к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании договора аренды от 20.112019 № 280, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Ванинский морской терминал биомассы" (далее - ООО "ВМТБ") и администрацией Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация), недействительной сделкой.

Определением от 23.10.2023 к участию в деле привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением от 30.11.2023 к участию в деле ООО "ВМТБ" привлечено в качестве соответчика. По ходатайству истца изменен процессуальный статус Росморречфлота с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на соответчика; изменен процессуальный статус администрации с соответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением от 28.02.2024, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2024, в иске отказано.

В кассационной жалобе, дополнительных пояснениях к ней АО "ВМТП" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель настаивает, что земельные участки относятся к федеральной собственности и у администрации отсутствовали полномочия по их распоряжению. Не согласен с выводами суда апелляционной инстанции о законности действий со стороны администрации по заключению договора аренды. Приводит доводы, что в границах морского порта земельные участки могут предоставляться только для размещения на них объектов инфраструктуры морского порта; о недостаточности наименования инвестиционного проекта для идентификации планируемой деятельности, как осуществляемой в целях обеспечения деятельности морского порта. Не согласен с позицией Росморречфлота о действительности договора аренды и возможности его сохранения с учетом дополнительного соглашения от 13.02.2024 № БТ-36/2153 к договору аренды. Ссылается на необоснованное отклонение судом ходатайств о предоставлении доказательств, касающихся цели использования земельных участков как на момент заключения договора аренды, так и на момент подписания дополнительного соглашения к нему. Считает, что оправданным является сохранение договора аренды в случае его заключения в соответствии с действующим законодательством.

В отзыве на кассационную жалобу Росморречфлот приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Заявленные АО "ВМТП" ходатайство об обязании ответчика - ООО "ВМТБ" дать ответ на вопрос об отнесении подлежащих строительству объектов к объектам инфраструктуры морских портов и ходатайство об обязании ответчика предоставить отзыв на кассационную жалобу подлежит отклонению как необоснованные.

В судебном заседании представитель АО "ВМТП" посредством использования систем веб-конференции поддержал позиции, приведенные в кассационной жалобе, дав соответствующие пояснения.

Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

Как следует из материалов дела, 20.11.2019 между администрацией Ванинского муниципального района Хабаровского края (арендодатель) и ООО "ВМТБ" (арендатор) заключен договор № 280 аренды земельного участка, согласно которому арендатору предоставлены земельные участки, в том числе:

- площадью 19 519, 41 кв.м с кадастровым номером 27:04:0101007:187, расположенный по адресу: Хабаровский край Ванинский район, межселенная территория Ванинского муниципального района, в северной части бухты Ванино, в 2 км на северо-восток от паромной переправы;

- площадью 3 565 кв.м с кадастровым номером 27:04:0101007:811, расположенный по адресу: Хабаровский край, межселенная территория Ванинского муниципального района, в районе расположения холодильника на 5 000 тонн, восточнее земельного участка с кадастровым номером 27:04:0101007:227.

Согласно пункту 1.1 договора земельные участки предоставлены на основании Соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток от 28.08.2019 № СПВ-1475/19, в целях реализации инвестиционного проекта "Организация строительства и управления логистическим комплексом по доставке, приемке, хранению и перевалке биомассы (биотоплива древесные пеллеты)", во временное пользование на условиях аренды с 20.11.2019 по 28.08.2020, в том числе с 20.11.2019 до 01.12.2020 для строительства, с 01.12.2020 по 28.08.2029 - для эксплуатации объекта; земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Передача земельных участков оформлена передаточным актом, являющимся приложением № 2 к договору.

Право аренды зарегистрировано в установленном порядке 19.05.2020.

В рамках дела № А73-14490/2021 Арбитражного суда Хабаровского края рассмотрен иск ООО "ВМТБ" к АО "ВМТП" об устранении препятствий в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами 27:04:0101007:187, 27:04:0101007:811, в удовлетворении которого отказано.

АО "ВМТП", ссылаясь на то, что вышеназванные земельные участки находятся в границах территории морского порта Ванино, поэтому администрация Ванинского муниципального района не имела полномочий по их распоряжению, спорная сделка - договор аренды от 20.11.2019 нарушает права акционерного общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, в отношении спорных земельных участков установил, что поскольку на момент заключения договора аренды от 20.11.2019 право федеральной собственности на земельные участки не было зарегистрировано, последние в силу пунктов 1, 2 статьи 3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В этой связи, учитывая, что земельные участки находятся в границах территории Ванинского муниципального района, а ООО "ВМТБ" является резидентом свободного порта Владивосток, сочли возможным на основании подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 26.10.2020, предоставление обществу спорных земельных участков в льготном порядке (без торгов). Кроме того, суды приняли во внимание, что на момент разрешения спора Росморречфлот, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (право федеральной собственности на земельные участки зарегистрировано 15.12.2023) и расположенных на территории морских портов, заключило дополнительное соглашение к спорному договору аренды от 20.11.2019 № 280.

Между тем выводы в части отнесения спорных земельных участков к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, не соответствуют следующему.

Установлено, что спорные земельные участки относятся к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земельные участки расположены на территории Ванинского муниципального района; земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет 29.10.2007 (земельный участок с кадастровым номером 27:04:0101007:187), 02.08.2013 (земельный участок с кадастровым номером 27:04:0101007:811).

В настоящее время, а именно 15.12.2023, право собственности на земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией, то есть, действительно, на момент заключения договора аренды права на земельные участки не были зарегистрированы.

Далее установлено, что спорные земельные участки примыкают к береговой линии моря.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 261-ФЗ) под морскими портами в данном Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Согласно статье 9 КТМ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

Частью 1 статьи 5 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных данным Законом, либо предназначенные для использования в указанных целях.

Решение об установлении или изменении границ территории морского порта принимается Правительством Российской Федерации. Приложением к такому решению является текстовое описание местоположения границ территории морского порта, включающее перечень географических координат характерных точек границ этой территории и (или) перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения ЕГРН (часть 2 статьи 5 Закона № 261-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2010 № 234-р установлены границы территории морского порта Ванино (Хабаровский край); в приложении указано, что территория морского порта Ванино ограничена береговой линией и прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами (точки координат приведены по всем участкам, вошедшим в территорию морского порта (всего 5 участков)), а также приведено описание акватории морского порта Ванино, которая ограничена приведенными точками координат.

По информации капитана морского порта Ванино (письмо от 15.11.2023 № А-02/3024), направленной в адрес Федерального агентства морского и речного транспорта, земельный участок с кадастровым номером 27:04:0101007:187 вошел в территорию порта с 27.02.2010, с кадастровым номером 27:04:0101007:811 с 02.08.2013.

Факт того, что спорные земельные участки относятся к территории морского порта Ванино, сторонами не опровергается.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

Как следует из пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

Согласно статье 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Из системного анализа положений статьи 5 Закона № 261-ФЗ, статьи 9 КТМ РФ следует, что морской порт является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, а территория морского порта в силу закона относится к федеральной собственности.

Таким образом, спорные земельные участки, как вошедшие в территорию морского порта Ванино, в силу закона относились и относятся к федеральной собственности.

Как указано выше, ООО "ВМТБ" является резидентом свободного порта Владивосток, что подтверждается Соглашением об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток от 28.08.2019 № СПВ-1475/19, заключенным между обществом и управляющей компанией в лице АО "КРДВ", выпиской из реестра резидентов свободного порта Владивосток от 16.05.2024.

Отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон № 212-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 212-ФЗ определено, что под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности (часть 1). К территории свободного порта Владивосток приравниваются также территории муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации, определенных статьей 4 настоящего Федерального закона (часть 2).

К свободному порту Владивосток относятся также территории муниципальных образований (включая территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований), в том числе Хабаровского края: Ванинского муниципального района (пункт 2 части 1.1 статьи 4 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, указанный закон не исключает отнесение к территории свободного порта Владивосток территории и акватории морских портов. Следовательно, в рассматриваемом случае резидент свободного порта Владивосток - ООО ""ВМТБ" в период действия подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ обладало правом на заключение договора аренды земельных участков в льготном порядке (без торгов), однако при соблюдении требований статьи 8 Закона № 212-ФЗ.

В данном случае суды приняли во внимание, что на момент рассмотрения спора арендодателем по спорному договору аренды от 20.11.2019 является Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 371, то есть уполномоченный орган по распоряжению спорными земельными участками.

Далее установлено, что исковые требования заявлены АО "ВМТП", которое не является стороной спорной сделки - договора аренды от 20.11.2019 № 280.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Из системного толкования приведенных норм следует, что, заявляя требование о признании сделки ничтожной, лицо, не являющееся стороной сделки, должно обосновать, каким образом указанная сделка нарушает его охраняемое законом право и как оно может быть восстановлено в случае признания сделки недействительной.

АО "ВМТП" в обоснование наличия у него охраняемого законом интереса, нарушенного, по его мнению, заключенным договором аренды от 20.11.2019 № 280 указало, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:04:0101007:187, 27:04:0101007:811 находятся в границах морского порта Ванино и доступ к ним может быть обеспечен только через территорию акционерного общества, являющуюся режимной; полагает, что без предварительного решения об использовании земельных участков акционерного общества не мог быть заключен договор аренды; обеспечение прохода влечет для акционерного общества неоправданные ограничения при осуществлении своей деятельности. Кроме того, ссылается на неоднократное обращение в администрацию об организации проведения аукциона в отношении вышеназванных земельных участков, в ответ на которые администрация указывала о планируемом аукционе.

Суды, отклоняя доводы акционерного общества о том, что спорным договором затрагиваются его права и законные интересы, признали, что его аргументы основаны на неверном толковании подлежащих применению норм права, либо нормативно не обоснованны.

Так, нахождение спорных земельных участков в границах морского порта Ванино и возможность их использования только через территорию акционерного общества не свидетельствует, что эти земельные участки могут быть предоставлены только при предварительном решении вопроса по доступу к земельным участкам. Действующее законодательство, в том числе в спорный период, таких ограничений не предусматривает.