АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2024 года Дело № А04-575/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "А-ЛИНК": Захаренко Ф.П., представитель по доверенности от 09.01.2024 № 4;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
на решение от 27.04.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2024
по делу № А04-575/2024
Арбитражного суда Амурской области
по иску Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ОГРН 1047702026701, ИНН 7710474375, адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "А-ЛИНК" (ОГРН 1042800111485, ИНН 2804010845, адрес: 676850, Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 110)
о взыскании 170 398 руб. 06 коп.
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованиями о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "А-ЛИНК" (далее - ООО "А-ЛИНК") 170 398 руб. 06 коп., из которых долг в размере 106 646 руб. 33 коп. по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за период с 2015 года по 2022 года, неустойка в размере 63 653 руб. 33 коп. за неуплату обязательных отчислений за первый, второй, третий кварталы 2015 года, первый квартал 2017 года, третий квартал 2018 года, четвертый квартал 2019 года, второй квартал 2022 года - по состоянию на 25.10.2023, неустойка размере 43 руб. 02 коп. за просрочку уплаты обязательных отчислений за четвертый квартал 2017 года за период с 31.01.2018 по 03.02.2018, неустойка в размере 6 руб. 23 коп. за четвертый квартал 2022 года за один день просрочки - 31.01.2023, а также о взыскании открытой неустойки.
Решение суда от 27.04.2024, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой, постановлением апелляционной инстанции, Минцифры России обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "А-ЛИНК" в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонило в полном объеме и просило принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Минцифры России до начала судебного заседания заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Участие в судебном заседании представителя общества обеспечено в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования системы веб-конференции, в котором он поддержал свою правовую позицию по делу, изложенную в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав в судебном заседании представителя ООО "А-ЛИНК", проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО "А-ЛИНК" является деятельность в области документальной электросвязи (ОКВЭД 61.10.4), осуществляется деятельность на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На основании пункта 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минцифры России от 10.11.2021 № 1164 (зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2022 № 67901), общество представило в адрес Минцифры России сведения о доходах за 1-3 кварталы 2015 года, 1 квартал 2017 года, 3 квартал 2018 года, 4 квартал 2019 года, 2 квартал 2022 года.
Установив, что согласно представленным обществом сведениям о доходах по вышеуказанным периодам у ООО "А-ЛИНК" имеется неоплаченная задолженность в размере 106 646 руб. 23 коп., Минцифры России направило обществу уведомление от 22.03.2023 № П14-1-09-200-19461 с требованием оплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи), а также пени за их несвоевременную уплату, в срок до 20.04.2023.
Неисполнение требований, изложенных в уведомлении, в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Минцифры России в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 106 646 руб. 23 коп., а также пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1-3 кварталы 2015 года, 1 квартал 2017 года, 3 квартал 2018 года, 4 квартал 2019 года, 2 квартал 2022 года по состоянию на 25.10.2023 в размере 63 653 руб. 33 коп., за 4 квартал 2017 года в размере 43 руб. 02 коп., рассчитанных за период с 31.01.2018 по 03.02.2018, за 4 квартал 2022 года в размере 6 руб. 23 коп., рассчитанных за период 31.01.2023; пени, начисленные на сумму долга в размере 106 646 руб. 23 коп., исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 26.10.2023 по дату фактической оплаты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания задолженности в сумме 106 646 руб. 23 коп., пени за 1-3 кварталы 2015 года, 1 квартал 2017 года, 3 квартал 2018 года, 4 квартал 2019 года, по состоянию на 25.10.2023, а также за 4 квартал 2017 года, суд первой инстанции применил срок исковой давности, о пропуске которого заявлено ООО "А-ЛИНК".
В отношении требований о взыскании обязательных платежей и пени за 2 квартал 2022 года и за 4 квартал 2022 года судом установлено отсутствие данной задолженности в связи с ее своевременной уплатой.
Арбитражный суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не согласился с выводом суда в отношении пени в размере 6 руб. 23 коп., начисленной за 4 квартал 2022 года, установив, что оплата за данный период произведена платежным поручением от 31.01.2023 при сроке 30.01.2023, то есть допущена просрочка платежа на один день. Вместе с тем апелляционным судом установлено наличие по состоянию на указанную дату переплаты в размере 298 руб. 21 коп., в связи с чем учитывая наличие оснований для зачета указанной суммы и неустойки в размере 6 руб. 23 коп., оснований для отмены обжалуемого решения суда в данной части не усмотрел.
При этом, суды обосновано исходили из следующего.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 № 126- ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Пунктом 12 статьи 2 Закона о связи установлено, что оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Закона о связи в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Пунктом 1 статьи 60 Закона о связи установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (пункт 2 статьи 60 Закона о связи).
В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Закона о связи ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1, 2 процента.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (пункт 4 статьи 60 Закона о связи), правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируется федеральным органом исполнительной власти в области связи (пункт 2 статьи 59 Закона о связи).
Порядок и форма представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утверждены приказом Минцифры России от 10.11.2021 № 1164 (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2022 № 67901).
Согласно указанному порядку лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пунктом 5 статьи 60 Закона о связи установлен срок для осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания - не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (пункт 6 статьи 60 Закона о связи).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения о Минцифры России (Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации") Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Как видно из материалов дела, Минцифры России обратилось в суд с требованием о взыскании с ООО "А-ЛИНК" задолженности и пени за 1-3 кварталы 2015 года, 1 и 4 кварталы 2017 года, 3 квартал 2018 года, 4 квартал 2019 года.
При этом, в ходе рассмотрения дела обществом заявлено о применении срока давности, установленного частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), который составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Поскольку Законом о связи специального срока давности для рассматриваемых правоотношений не установлено, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно применили трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В этой связи суды, установив истечение сроков давности по вышеуказанным требованиям, с учетом положений пункта 5 статьи 60 Закона о связи о начале их течения, на момент обращения Минцифры России в суд (29.01.2024), обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Минцифры России о том, что срок исковой давности следует исчислять с 13.10.2021 - с момента ликвидации Федерального агентства связи правомерно отклонены судами.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" (далее - Указ № 719) Федеральное агентство связи упразднено, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации переданы его функции. Федеральное агентство связи ликвидировано 13.10.2021, ГРН записи 2217709571121.
При этом, пунктом 3 Указа № 719 установлено, что Минцифры России является правопреемником упраздняемого Федерального агентства связи, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В связи с изложенным отказ в удовлетворении требований в указанной части является обоснованным.
В отношении требований о взыскании долга и неустойки за 2 квартал 2022 года судом первой инстанции установлено представление обществом надлежащих доказательств исполнения своей обязанности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2022 года в размере 25 195 руб. 07 коп., что подтверждено платежным поручением от 18.07.2022 № 113 с указанием назначения платежа - отчисление 1, 2% в резерв универсального обслуживания за первый квартал 2022 года.
При этом, судами указание на назначение платежа "1 квартал 2022 года" расценено судами как ошибочное в связи с наличием платежа за 1 квартал 2022 года - платежного поручения от 25.04.2022 № 68 на сумму 24 946 руб. 63 коп.
Факт того, что платеж от 18.07.2022 № 113 учтен Минцифры России в счет оплаты отчислений за 1 квартал 2015 года правомерно не принят судами во внимание, поскольку волеизъявления общества на исполнение обязательства с истекшим сроком давности не было.
Требование о взыскании пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений за 4 квартал 2022 года в размере 6 руб. 23 коп. также правомерно отклонено судом апелляционной инстанции в связи с наличием по состоянию на дату платежа переплаты в размере 298 руб. 21 коп.
В связи с изложенным, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований в полном объеме.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов, а сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для удовлетворения кассационной жалобы и изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.04.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2024 по делу № А04-575/2024 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.И. Михайлова
Судьи И.М. Луговая
И.В. Ширяев
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка