АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А73-41/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Дроздовой В.Г.

судей Лесненко С.Ю., Падина Э.Э.

при участии:

от истца: Власовой Н.А., представителя по доверенности от 11.01.2024 № 111;

от ответчика: Белых К.А., представителя по доверенности от 20.12.2023 № 1.1-29-365,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Тепловые сети"

на решение от 07.06.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2024

по делу № А73-41/2024

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Тепловые сети" (ОГРН 1022701126799, ИНН 2702040135, адрес: 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Советская, д. 20)

к городскому округу "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)

о взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятия города Хабаровска "Тепловые сети" (далее - истец, МУП "Тепловые сети", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Городскому округу "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (далее - ответчик, администрация города Хабаровска, администрация) о взыскании основного долга в сумме 148 210, 30 руб. за теплоснабжение жилых помещений, расположенных по следующим адресам в г. Хабаровске: ул. Автобусная,10 кв.68 за период с 08.10.2022 по 28.02.2023 - 19 549,15 руб.; ул. Автобусная, д.8а кв.28 за период с 08.10.2022 по 28.02.2023 - 20 331,12 руб.; ул. Автобусная, д. 4 кв. 45 за период с 25.10.2022 по 28.02.2023 - 21 182,33 руб.; ул. Барабинская, д. 1 кв. 10 за период с 05.10.2022 по 28.02.2023 - 20 391,27 руб.; ул. Ульяновская, д. 160а кв. 50 за период с 08.10.2022 по 17.11.2023 - 8 373,97 руб. ул. Мате Залки, д. 50 кв. 77 за период с 09.09.2022 по 11.10.2022 - 676,33 руб.; ул. Мате Залки, д. 37а кв. 56 за период с 05.12.2022 по 27.12.2022 - 4 587,38 руб.; пер. Отрадный, д. 5 кв. 42 за период с 08.10.2022 по 04.12.2022 - 7 749,38 руб.; пер. Отрадный, д. 17 кв. 20 за период с 08.12.2022 по 27.12.2022 - 4 103,94 руб.; ул. Ульяновская, д. 189 кв. 71 за период с 08.10.2022 по 28.02.2023 - 35 609,53 руб.; ул. Ульяновская, д. 189 кв. 30 за период с 14.11.2022 по 14.12.2022 - 5 655,90 руб.

Решением от 07.06.2024, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2024, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг в сумме 112 946, 36 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением и апелляционным постановлением, МУП "Тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, согласно которой просит их отменить в части отказа в удовлетворении иска, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что судами без должных оснований отказано во взыскании задолженности за тепловую энергию, отпущенную в жилые помещения, расположенные по адресам: ул. Автобусная, д. 4 кв. 45, пер. Отрадный, д. 5 кв. 42, ул. Мате Залки, д. 50 кв. 77, ул. Ульяновская, д. 189 кв. 30, поскольку многоквартирные дома (МКД), указанные в исковом заявлении, передавались в муниципальную собственность распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 961 от 18.07.2007 (МКД по ул. Автобусной, 4, пер. Отрадному,5), № 183 от 07.12.2007 (МКД по ул. Мате Залки, 50), № 1887 от 18.12.2007 (МКД по ул. Ульяновская,189); акты приема-передачи квартир, домов у истца отсутствуют и быть не могут, поскольку предприятие не участвовало в передаче федерального имущества в муниципальную собственность; ссылается на положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ответ на вопрос 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года.

От администрации города Хабаровска в суд округа поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором ответчик просит оставить судебные акты без изменения.

Представители сторон в судебном заседании поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность решения и апелляционного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП "Тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение многоквартирных жилых домов, включая, в частности следующие жилые помещения:

- ул. Автобусная, д. 4 кв. 45 период с 25.10.2022 по 28.02.2023;

-пер. Отрадный, д. 5 кв. 42 период с 08.10.2022 по 04.12.2022;

-ул. Мате Залки, д. 50 кв. 77 период с 09.09.2022 по 11.10.2022;

-ул. Ульяновская, д. 189 кв. 30 период с 14.11.2022 по 14.12.2022.

По сведениям ГИС ЖКХ в сети Интернет в спорном периоде управляющей компанией МКД по адресам ул. Автобусная, д. 4, пер. Отрадный, д. 5, ул. Мате Залки, д. 50 являлось ООО "Ремстрой-Хабаровск", согласно протоколам общих собраний собственников помещений от 30.05.2018 № 107 (л.д. 186), от 25.06.2018 № 141 (л.д. 177), от 25.07.2018 № 155 (л.д. 169) приняты решения в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с 01.06.2018, с 01.07.2018, с 01.08.2018, соответственно, с ресурсоснабжающей организацией - МУП "Тепловые сети".

Управляющей компанией МКД по адресу ул. Ульяновская, д. 189 является ООО Управляющая компания "КДМ Комфорт", собственниками помещений в указанном доме принято решение, оформленное протоколом общего собрания от 24.12.2018, в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации о заключении прямого договора о предоставлении коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с 01.01.2019 с ресурсоснабжающей организацией - МУП "Тепловые сети".

МУП "Тепловые сети" осуществило подачу тепловой энергии на отопление, в том числе в жилые помещения в указанных выше жилых домах.

Не получив оплаты тепловой энергии, поставленной на индивидуальное потребление, предприятие, ссылаясь на принадлежность жилых помещений к объектам муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск", направило в адрес администрации претензию от 03.03.2023 № 613 с требованием погасить долг.

Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием обращения предприятия в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Ответчик, не признавая иск, в суде первой инстанции сослался на то, что спорные квартиры в муниципальную собственность не передавались, а являются служебными помещениями Министерства обороны Российской Федерации, истцом не представлены доказательства того, что жилые помещения в спорном периоде не были заселены.

Ответчиком заявлялось ходатайство о привлечении к участию в деле федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.

Определением суда от 22.05.2024 в удовлетворении ходатайства ответчика отказано.

Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 210, 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 2 статьи 13, пунктом 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьями 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Установив факт подачи коммунального ресурса в спорные МКД, поскольку истцом не представлены в дело доказательства, подтверждающие принадлежность ответчику жилых помещений по адресам ул. Автобусная, д. 4 кв. 45, пер. Отрадный, д. 5 кв. 42, ул. Мате Залки, д. 50 кв. 77, ул. Ульяновская, д. 189 кв. 30, в том числе в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также не представлены акты приема-передачи во исполнение распоряжений Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 18.06.2007 № 961, № 1834 от 07.12.2007, № 1887 от 18.12.2007 о передаче в собственность муниципального образования Городского округа "Город Хабаровск" спорных объектов недвижимости, а согласно распоряжению № 1834 от 07.12.2007, жилое помещение по адресу ул. Мате Залки, д. 50 кв. 77 является служебным, при этом в поквартирных карточках на все вышеуказанные жилые помещения в качестве правообладателя указано Федеральное государственное казенное учреждение "Востокрегионжилье", суд пришел к выводу о заявлении истцом требования по указанным жилым помещениям к ненадлежащему ответчику и отказал в удовлетворении иска в части взыскания 35 263, 94 руб. В отношении остальных указанных в исковом заявлении жилых помещений суд удовлетворил иск на сумму 112 946,36 руб.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

В части взыскания с ответчика задолженности в сумме 112 946, 36 руб. судебные акты не являются предметом обжалования.

В кассационной жалобе истец выражает несогласие с решением и апелляционным постановлением в части отказа в удовлетворении иска на сумму 35 263, 94 руб., составляющую задолженность за тепловую энергию (отопление), поданную в жилые помещения по адресам ул. Автобусная, д. 4 кв. 45, пер. Отрадный, д. 5 кв. 42, ул. Мате Залки, д. 50 кв. 77, ул. Ульяновская, д. 189 кв. 30, в связи с чем суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов только в этой части в соответствии со статьей 286 АПК РФ.

Как верно указано судом первой инстанции, МКД по адресам в городе Хабаровске ул. Автобусная, д. 4, пер. Отрадный, д. 5, ул. Мате Залки, д. 50, ул. Ульяновская, д. 189 передавались в муниципальную собственность распоряжениями Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае) от 18.06.2007 № 961 (ул. Автобусная, д. 4, пер. Отрадный, д. 5), от 18.12.2007 № 1887 (ул. Ульяновская, д. 189), от 07.12.2007 № 1834 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть" в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" (ул. Мате Залки, д. 50).

При разрешении спора судом первой инстанции не учтено следующее.

Из содержания названных распоряжений ТУ Росимущества в Хабаровском крае следует, что прекращено право оперативного управления федерального государственного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложениях к распоряжениям, имущество, указанное в приложениях, передается в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск", право собственности муниципального образования возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

В распоряжении от 18.06.2007 № 961 указано, что МКД по ул. Автобусная, д. 4, пер. Отрадный, д. 5 передаются с принадлежащими инженерными коммуникациями (за исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащих другим лицам на праве собственности, а также служебных квартир и нежилых помещений, по которым заключены гражданско-правовые договоры ТУ Росимущества в Хабаровском крае).

В распоряжении от 18.12.2007 № 1887 указано, что МКД по ул. Ульяновская, д. 189 передается, в т.ч. нежилое помещение, с принадлежащими инженерными коммуникациями (за исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащих другим лицам на праве собственности).

В распоряжении от 07.12.2007 № 1834 указано, что МКД по ул. Мате Залки, д. 50 в составе 100 квартир передается с принадлежащими инженерными коммуникациями (за исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащих другим лицам на праве собственности, а также функционального (встроенного) помещения 0(1-18) общей площадью 394, 9 кв.м).

Из общедоступных источников усматривается, что распоряжения ТУ Росимущества в Хабаровском крае № 961, № 1887, № 1834 оспаривались администрацией в рамках дел № А73-8911/2007-19, № А73-3894/2008-97, № А73-3893/2008-97, в удовлетворении заявлений отказано.

На момент передачи многоквартирных домов в муниципальную собственность все жилые помещения, принадлежащие Вооруженным Силам Российской Федерации, имели статус служебных и использовались для заселения военнослужащими.

Из перечней к распоряжениям ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 18.06.2007 № 961, от 18.12.2007 № 1887, от 07.12.2007 № 1834 не следует, что перечисленные в иске спорные квартиры (ул. Автобусная, д. 4 кв. 45, пер. Отрадный, д. 5 кв. 42, ул. Мате Залки, д. 50 кв. 77, ул. Ульяновская, д. 189 кв. 30) сохранены как объекты федеральной собственности.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснено, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. При передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, использование квартир в качестве служебного жилья на дату передачи многоквартирных домов в муниципальную собственность на основании распоряжений ТУ Росимущества в Хабаровском крае, вопреки выводам судов, автоматически не исключало данные квартиры из перечня имущества, подлежащего передаче в собственность муниципального образования "Городской округа "Город Хабаровск", равно как не сохраняло право собственности за Российской Федерацией.

Поквартирные карточки, вопреки мнению судов двух инстанций, правоустанавливающими документами на недвижимое имущество не являются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).

Правоотношения, возникающие при передаче федерального имущества в собственность муниципальных образований на даты принятия указанных распоряжений ТУ Росимущества в Хабаровском крае регулировались положениями Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ).

В силу части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Таким образом, в силу прямого указания закона в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.

С учетом данного правового обоснования вывод судов о возникновения права собственности муниципального образования на спорные квартиры лишь с момента государственной регистрации ошибочен, поскольку указанный момент определяется решением лица, осуществляющим полномочия собственника имущества, а не государственной регистрацией перехода права.

Распоряжениями ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 18.06.2007 № 961, от 18.12.2007 № 1887, от 07.12.2007 № 1834 определено, что право собственности муниципального образования возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Акты приема-передачи к указанным выше распоряжениям ТУ Росимущества в Хабаровском крае, а также передаточные акты, составленные ФГУ "Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ и ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ при реорганизации предметом исследования судов не были.

Поскольку перечисленные квартиры не указаны в перечне имущества, которое не передается в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" (приложения к распоряжениям от 18.06.2007 № 961, от 18.12.2007 № 1887, от 07.12.2007 № 1834), у судов обеих инстанций отсутствовали достаточные правовые основания для вывода о том, что муниципальное образование не стало собственником и для отказа в удовлетворении иска, предъявленного к администрации в отношении жилых помещений по адресам ул. Автобусная, д. 4 кв. 45, пер. Отрадный, д. 5 кв. 42, ул. Мате Залки, д. 50 кв. 77, ул. Ульяновская, д. 189 кв. 30.