АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2024 года Дело № А45-24225/2024
Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2024 года
Решение составлено в полном объеме 17 ноября 2024 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Петрова А.С., при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания Кононенко Е.С., рассмотрев дело по исковому заявлению акционерного общества "Пасифик интермодал контейнер" (ОГРН 1032501339749), г Артем к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (ОГРН 1037739877295), г. Москва
о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 998 640 руб.
третье лицо: публичное акционерное общество "ТрансКонтейнер" (ОГРН 1067746341024),
при участии в судебном заседании представителей, от истца: Ларёва Д.И. (доверенность № 02/24 от 07.12.2023, паспорт, диплом); от ответчика: Анохин А.Е. (доверенность № З-СИБ-102/Д от 26.10.2023, паспорт, диплом),
установил:
акционерное общество "Пасифик интермодал контейнер" (далее - истец, АО "ПИК") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") пени за просрочку доставки груза в сумме 998 640 руб.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - публичное акционерное общество "ТрансКонтейнер" (далее - третье лицо, ПАО "ТрансКонтейнер").
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "РЖД", являясь перевозчиком, нарушило нормативный срок доставки грузов, в связи с чем, истцом ответчику была начислена неустойка в размере 998 640 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления исковых требований о взыскании неустойки за просрочку доставки грузов.
Ответчик отзывом на иск возражал против удовлетворения исковых требований указывал о наличии оснований для увеличения нормативного срока доставки грузов в силу п.6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Заявлено ходатайство о снижении неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
В возражениях на отзыв истец оспаривает факт наличия оснований для увеличения нормативного срока доставки грузов в силу п.6.7 Правил, также заявлены возражения относительно снижения размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
Третье лицо в отзыве указывает, что ПАО "ТрансКонтейнер" не является владельцем железнодорожных путей необщего пользования (подъездных путей), примыкающих к железнодорожной станции Клещиха, допущенные нарушения срока доставки груза лежит в зоне ответственности лица, принявшего на себя обязательства доставки груза в определённый договором срок - ОАО РЖД, оснований применений ст. 6 Правил к спорным перевозкам отсутствуют.
После ознакомления с отзывом и проверки доводов третьего лица, представителем ответчика в судебном заседании доводы относительно наличия основания для увеличения нормативного срока доставки грузов в силу п. 6.7 Правил отозваны в ходе судебного заседания, факт просрочки доставки груза не оспаривает, поддержал ходатайство о снижении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
Дело по существу рассмотрено после завершения предварительного судебного заседания, при готовности дела к судебному разбирательству, в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в установленном порядке доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом исходит из следующих обстоятельств дела и положений нормативных правовых актов.
Материалами дела установлено, что в соответствии с железнодорожными транспортными накладными № ЭЧ867626, ЭЧ867629, ЭЧ867630, ЭЧ867632, ЭЧ867633, ЭЧ867634, ЭЧ868082, ЭЧ868083, ЭЧ868085, ЭЧ868086, ЭЧ868088, ЭЧ868090, ЭЧ896423, ЭЧ896551, ЭЧ896607, ЭЧ896687, ЭЧ896865, ЭЧ896928, ЭЧ897018, с согласованными сроками доставки грузов - ответчик допустил просрочку доставки (до 13 суток).
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузы считаются доставленными в срок, если: до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Статьёй 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Поскольку факт несвоевременного исполнения ответчиком обязательств по доставке грузов подтвержден материалами дела, у ответчика возникла ответственность в соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в виде уплаты пени в размере 6 % платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных ст. 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации: вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от ответчика и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозки.
Фактически груз доставлен с нарушением сроков доставки, просрочка составила до 13 суток, что следует из транспортных железнодорожных накладных №№ ЭЧ867626, ЭЧ867629, ЭЧ867630, ЭЧ867632, ЭЧ867633, ЭЧ867634, ЭЧ868082, ЭЧ868083, ЭЧ868085, ЭЧ868086, ЭЧ868088, ЭЧ868090, ЭЧ896423, ЭЧ896551, ЭЧ896607, ЭЧ896687, ЭЧ896865, ЭЧ896928, ЭЧ897018, в которых содержатся отметки о датах оформления грузов к перевозке и прибытия грузов/вагонов. За допущенную просрочку доставки истцом ответчику начислены пени в размере 998 640 руб. Указанный размер пени ответчиком не оспаривается.
В связи с заявленным ответчиком ходатайством о снижении размера неустойки, на основании ст. 333 ГК РФ, суд констатирует следующее.
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 № 5- КГ14-131 указано, что при применении положения части 1 статьи 333 ГК РФ необходимо исходить из недопустимости решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства без представления доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
Согласно пункту 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Основанием для применения статьи 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Произвольное, немотивированное и необоснованное снижение размера неустойки не должно приводить к освобождению должника от предусмотренной законом ответственности за просрочку исполнения обязательства (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2022 № 305-ЭС21-18261).
В пунктах 69, 71, 73, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования.
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (Определение от 21.12.2000 № 263-О), возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе и направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.
Данной правовой нормой предусмотрена обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. При этом следует учитывать, что степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, четких критериев ее определения применительно к тем или иным категориям дел, рассматриваемым спорным правоотношениям сторон законодательством не предусмотрено. В каждом отдельном случае суд по своему внутреннему убеждению вправе определить такие пределы, учитывая обстоятельства каждого конкретного дела.
Ответчик в обоснование необходимости снижения пени указал на чрезмерный характер неустойки, доказательств наличия у истца каких-либо негативных последствий в результате действий ответчика не представлено.
В тоже время, суд отмечает, что просрочка доставки грузов до 13 суток не носит незначительный характер.
Задача суда состоит в устранении явной несоразмерности штрафных санкций, следовательно, суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии в области железнодорожной перевозки и наряду с другими участниками гражданского оборота несет коммерческие риски при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (абзац 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ).
Необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, извлекать преимущества из своего незаконного поведения - неисполнения денежного обязательства. Вышеизложенная правовая позиция была выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10.
Материалы дела не свидетельствуют о получении истцом необоснованной выгоды при взыскании заявленной суммы, доказательств тому не представлено. Доказательств совершения истцом действий, направленных на причинение вреда другому лицу, а также злоупотребления со стороны истца имеющимся у него правом, материалы дела также не содержат.
Поскольку размер неустойки - 6 % платы за перевозку грузов, но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, установлен законом, учитывая, что размер ответственности перевозчика снижен, что следует из положений статьи 97 УЖТ РФ в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 266-ФЗ и ограничен 50 процентами платы за перевозку независимо от длительности периода просрочки, суд, принимая во внимание непредставление ответчиком доказательств явной несоразмерности заявленной к взысканию неустойки, размер которой установлен законом, оценивая период просрочки доставки грузов (13 суток), соблюдая баланс интересов сторон, не усматривает оснований для её снижения на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, что соответствует принципам необходимости соблюдения баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших в результате нарушения обязательств, предупредительной функции неустойки, направленной на недопущение нарушений обязательств, а также исходя из недопущения извлечения какой-либо финансовой выгоды одной из сторон за счет другой в связи с начислением штрафных санкций.
С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению в сумме 998 640 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению истцу ответчиком.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу акционерного общества "Пасифик интермодал контейнер" (ОГРН 1032501339749) пени в сумме 998 640 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 22973 руб.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья А.С. Петров
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка