АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 ноября 2024 года Дело № А56-55445/2024

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2024 года. Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2024 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Игнатьевой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рагимовой Л.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Фуд-сервис"

ответчик/заинтересованное лицо СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ

о признании незаконным решения от 02.02.2024

при участии

от заявителя Егоров С.И. по доверенности 23.04.2024

от заинтересованного лица: Власова В.А. по доверенности 27.12.2023, Суконкина Е.А. по доверенности 21.12.2023

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фуд-сервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНЕ (далее - Таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 02.02.2024.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представители Таможни в удовлетворении требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Обществом в рамках внешнеторгового контракта № KR-FS-22-EMR от 14.12.2022, заключенного с компанией KRIOPOLIS TRADE (Продавец, Объединенные Арабские Эмираты, AJMAN, AJMAN FREE, ZONE) (далее - Контракт), ввезен на таможенную территорию ЕАЭС и задекларирован по ДТ № 10228020/020823/5045713 товар "говяжий язык, замороженный в коробках...", классифицируемый кодом 0206 10 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения Аргентина, изготовителя "MADEKA S.A" с ИТС 3, 83 долл. США/кг на условиях поставки CFR Санкт-Петербург.

Таможенная стоимость товара определена декларантом методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами. Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой с принятием заявленной таможенной стоимости товара.

После выпуска товаров Северо-Западной электронной таможней проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений с целью проверки достоверности и документального подтверждения заявленных в ДТ № 10228020/020823/5045713 сведений о таможенной стоимости товаров.

01.02.2024 по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, Северо-Западной электронной таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10228000/211/010224/А1046 (далее - Акт), на основании которого 02.02.2024 Северо-Западной электронной таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10228020/020823/5045713.

Таможенная стоимость товаров определена Северо-Западной электронной таможней по резервному методу (метод 6).

Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе о таможенной стоимости товаров (величине, методе определения таможенной стоимости товаров).

Согласно пункту 2 статьи 105 ТК ЕАЭС в случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией, заполняется декларация таможенной стоимости (далее - ДТС), в которой заявляются сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об условиях и обстоятельствах сделки с товарами, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров. Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью ДТ.

Пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 данной статьи таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства или специальная таможенная процедура.

Согласно пунктам 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов ЕАЭС или законодательством государств-членов ЕАЭС;

2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьёй 40 ТК ЕАЭС могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 данной статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещённой законодательством государств-членов ЕАЭС.

В пункте 14 статьи 38 ТК ЕАЭС указано, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.

При этом пунктом 13 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что положения главы 5 ТК ЕАЭС не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной, стоимости товаров). При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.

Иные особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, основания для признания о таможенной стоимости товаров недостоверными, определяются Евразийской экономической комиссией (пункт 3 статьи 313 ТК ЕАЭС).

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений является одной из форм таможенного контроля, которая может проводиться как до, так и после выпуска товаров (пункты 1, 3 статьи 324 ТК ЕАЭС).

На основании пункта 6 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 указанной статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.

Пунктом 9 статьи 324 ТК ЕАЭС определено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля проводится в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС, за исключением проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 324 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 340 ТК ЕАЭС перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.

В ходе проверки таможенных, иных документов и (или) сведений Северо-Западной электронной таможней направлен запрос Обществу № 11-02-30/24991 от 01.11.2023 о предоставлении документов и сведений, ответ на который не предстьавлен.

Из материалов дела следует, что при таможенном оформлении Общество представило контракт от 14.12.2022 № KR-FS-22-EMR (далее - Контракт), заключенный с KRIOPOLIS TRADE - F.Z., проформу-инвойс № 144 от 10.07.2023, инвойс № 196 от 12.07.2023, коносамент от 12.07.2023 № MEDUAZ330237, прайс-лист от 05.07.2023.

Согласно пункту 1.1 Контракта продавец обязуется продать в собственность Общества товар - замороженное мясосырье.

Согласно пункту 1.3. Контракта наименование, цена, количество, сумма, код ТН ВЭД товара, страна происхождения товара, условия поставки указываются в проформах-инвойсах или коммерческих инвойсах, или спецификациях к Контракту.

Сторонами Контракта в проформе-инвойс от 10.07.2023 согласована поставка замороженного говяжьего языка в количестве 27000 кг., цена на условиях CFR Санкт-Петербург - 3, 83 долларов США/кг, общая стоимость партии - 103 410 долларов США, условия оплаты: 50 % в течение 5 рабочих дней после подписания проформы, 50 % в течение 7 дней после направления копии.

В обоснование правовой позиции, Таможня указывает на не предоставление АО "Райффайзенбанк" инвойса № 196 от 12.07.2023, а также документов по оплате поставленного товара.

Вместе с тем, оплата спорной партии товара в той сумме, которая указана в инвойсе от 12.07.2023 № 196, подтверждается ведомостью банковского контроля (пункт 14), согласуется с общей стоимостью товаров, заявленной в графе 22 ДТ - 103 410 долларов США, которая таможенным органом не опровергнута.

Как следует из пояснений заявителя, данных в судебном заседании, оплата производилась по проформе-инвойсу № 144 от 10.07.2023, в связи с чем инвойс № 196 от 12.07.2023 в АО "Райффайзенбанк" заявителем не предоставлялся, в связи с чем не мог быть предоставленным по запросу таможенного органа кредитной организацией.

Само по себе отличие примененной сторонами внешнеторговой сделки цены ввозимых товаров от имеющейся у таможенного органа информации о ценах на однородные (идентичные) ввозимые товары само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом в спорной ДТ сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что таможней в решении от 02.02.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10228020/020823/5045713 не приведены достаточные доводы, исключающие возможность применения Обществом метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

Спора и расхождений по сумме излишне уплаченных таможенных платежей в размере 170 163, 32 руб. у сторон не имеется. Иных законных препятствий к возврату истребуемой суммы не установлено.

Учитывая изложенное, заявленное требование о возложении на таможню обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы Общества путем возврата Обществу излишне взысканных денежных средств в размере 170 163, 32 руб. в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат взысканию с Северо-Западной электронной таможни.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать недействительным решение Северо-Западной электронной таможни от 02 февраля 2024 года о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10228020/020823/5045713.

Обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Фуд - Сервис" посредством возврата 170 163, 32 рублей излишне уплаченных таможенных платежей в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации

Взыскать с Северо-Западную электронную таможню в пользу общества с ограниченной ответственностью ""Фуд - Сервис" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Игнатьева А.А.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка