ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А62-3856/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2024

Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2024

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Девониной И.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителя заинтересованного лица - администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719;

ИНН 6730012070) - Куневич О.А. (доверенность от 18.09.2024 № 111, паспорт, диплом), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Северное сияние" (ОГРН 1046758315383; ИНН 6731046604), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.08.2024 по делу № А62-3856/2024 (судья Пудов А.В.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Северное сияние" (далее - ООО "Северное сияние", общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация) о признании незаконными решений от 23.01.2024 и от 16.02.2024 об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство от 17.02.2023 № 67-27-11-2023 объекта "реконструкция кафе "Экспресс", расположенного по адресу: Смоленская область, город Смоленск, проспект Гагарина, дом № 7А.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.08.2024 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование своей позиции указывает, что обществом не было представлено документов, подтверждающих осуществление строительства. Утверждает, что в заявлении ООО "Северное сияние" не был представлен актуальный раздел проекта организации строительства откорректированный и обосновывающий календарный график строительных работ, а был указан только срок продления разрешения на строительство (11 месяцев) без какого-либо обоснования. По мнению администрации, договоры по выносу сетей из-под пятна застройки не свидетельствуют о проведении строительных работ. Указывает, что в период ограничения движения транспортных средств с 15.12.2023 по 25.12.2023 между обществом и ООО "СтройАрсенал" должны были быть подписаны документы о выполнении работ, но они не были представлены в администрацию. Считает, что при подаче заявлений о продлении срока разрешения на строительство, обществом были нарушены сроки на его подачу.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.

От ООО "Северное сияние" поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в которых оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

От апеллянта поступило ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Смоленской области (г. Смоленск, ул. Дохтурова, д. 2).

В судебном заседании представитель администрации поддержал заявленное ходатайство.

В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, является предотвращение неблагоприятных для них последствий. При решении вопроса о допуске лица в процесс суду необходимо установить, какой правовой интерес имеет данное лицо.

Участие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном разбирательстве требуется, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции, может повлиять на его права или обязанности, то есть непосредственно приведет к возникновению, изменению или прекращению соответствующих правоотношений между третьим лицом и стороной судебного спора.

Из содержания статьи 51 АПК РФ следует, что вопрос о вступлении в дело третьих лиц решается до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда.

Согласно пункту 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные АПК РФ только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Поскольку в рассматриваемом случае дело рассмотрено по существу, то на стадии апелляционного пересмотра решения суда первой инстанции ходатайство о привлечении третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, удовлетворено быть не может.

Исходя из буквального толкования указанных норм права, привлечение к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, при рассмотрении дела в апелляционной инстанции не предусмотрено нормами АПК РФ.

Исключением является переход суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 6.1 статьи 268 АПК РФ.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Основанием для привлечения к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, является наличие у указанных лиц материально-правового интереса к рассматриваемому делу ввиду того, что указанные лица являются участниками спорных правоотношений, либо правоотношений, связанных с правоотношениями, являющимися предметом спора и, соответственно, объективная возможность того, что принятый по делу судебный акт может непосредственно повлиять на права и обязанности третьего лица по отношению к одной из сторон в споре.

Третье лицо без самостоятельных требований является предполагаемым участником материального правоотношения, связанного по объекту и составу с тем, что является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.

При решении вопроса о привлечении в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, суд обязан исходить из того, какой правовой интерес имеет данное лицо. Материальный интерес у третьих лиц возникает в случае отсутствия защиты их субъективных прав и охраняемых законом интересов в данном процессе, возникшем по заявлению истца к ответчику.

Статьей 52 АПК РФ прямо предусмотрены случаи участия прокурора в арбитражном процессе.

Применительно к рассматриваемому спору решение суда не затрагивает непосредственно права прокуратуры Смоленской области и не возлагает какие-либо обязанности. Оспаривание действий органов местного самоуправления, в частности, отказ во внесении изменений в разрешение на строительство нарушают права и законные интересы ООО "Северное сияние" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому не предполагают участие прокурора по таким категориям дел.

Кроме того, поскольку не установлено оснований для перехода к рассмотрению настоящего спора по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, процессуальных оснований для привлечения третьего лица у суда апелляционной инстанции не имеется.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО "Северное сияние" на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030602:1 и расположенный на нем объект капитального строительства "кафе "Экспресс" с кадастровым номером 67:27:0030601:168 по адресу: Смоленская область, город Смоленск, проспект Гагарина, дом № 7А.

Администрацией 17.02.2023 обществу было выдано разрешение № 67-27-11-2023 на реконструкцию указанного объекта капитального строительства. Срок действия разрешения - до 17.02.2024 (л. 30-31).

Общество 17.01.2024 направило в адрес администрации заявление о продлении срока действия разрешения на 11 месяцев (л. д. 20).

Письмом заместителя главы города Смоленска по строительству и архитектуре от 23.01.2024 № 8/14/0108-исх общество было уведомлено об отказе в удовлетворении заявления со ссылкой на непредставление им документа, подтверждающего необходимость продления разрешения на строительство, а также по причине отсутствия доказательств выполнения работ по реконструкции объекта (л. д. 21).

ООО "Северное сияние" 12.02.2024 повторно обратилось к ответчику с заявлением, приложив договор от 02.09.2023 № 32 на вынос сетей водоснабжения и договор от 01.11.2023 № 19/11/2023 на вынос сетей связи, и просило вернуться к рассмотрению вопроса о продлении срока действия разрешения на строительство (л. д. 15-16).

Письмом заместителя главы города Смоленска по строительству и архитектуре от 16.02.2024 № 8/14/0341-исх (л. д. 17) общество было уведомлено об отказе в удовлетворении заявления, теперь уже по причине непредставления им раздела проектной документации "Проект организации строительства", предусмотренного пунктом 23 части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (ред. от 15.09.2023) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" с корректировками, касающимися изменения сроков строительства, скорректированный календарный план реконструкции, включая подготовительный период (сроки и последовательность реконструкции), а также неуказания в заявлении срока продления разрешения на реконструкцию. Также в письме указано, что представленные документы не свидетельствуют о начале работ по реконструкции объекта.

ООО "Северное сияние" 20.03.2024 направило в адрес администрации проект организации строительства с корректировками, касающимися изменения сроков строительства, в соответствии с требованиями пункта 23 части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (л. д. 18).

Письмом заместителя главы города Смоленска по строительству и архитектуре от 27.03.2024 № 8/14/06921-исх (л. д. 19) общество было уведомлено об отказе в продлении разрешения на строительство, так как в представленном им документе "Проект организации строительства. Корректировка" отсутствует расчет продолжительности строительства объекта с учетом сроков производства работ по завершению реконструкции объекта, рассчитанный по принципу процентного соотношения выполненных строительных работ и работ, планируемых к завершению, а также календарный график производства работ. Одновременно сообщено, что срок действия разрешения на строительство от 17.02.2023 № 67-27-67-2023 истек и, следовательно, указанное разрешение является недействующим.

ООО "Северное сияние" считая, что приведенные администрацией в письмах причины отказа в продлении разрешения на строительство от 17.02.2023 № 67-27-67-2023 не основаны на положениях части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 3 ГрК РФ муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности не должны противоречить указанному кодексу.

В силу части 2 статьи 51 ГрК ПФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство установлен пунктом 21.15 статьи 51 ГрК РФ.

Одним из оснований, исходя из пункта 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ, является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с частью 5 статьи 52 Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство.

В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения на строительство, обязан проверить начато ли строительство объекта.

Муниципальная услуга по внесению изменений в разрешение на строительство осуществляется администрацией города Смоленска в соответствии с административным регламентом администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Внесение изменений в разрешение на строительство", утвержденным постановлением администрации города Смоленска от 25.03.2021 № 613-адм (далее - административный регламент).

Запрещено требовать от заявителя предоставление документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги (пункт 2.6.7 административного регламента).

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство, является, в том числе, наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 ГрК РФ (пункт 2.8.2 административного регламента).

В указанном случае администрация обязана запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно пункту 3.4.4 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю разрешения на строительство с изменениями или разрешения на строительство с отметкой о продлении либо письма об отказе с указанием.

Из части 10.1 статьи 51 ГрК РФ следует, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В пункте 1 статьи 59 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ) определено, что историческим поселением в целях названного Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Указанные документы, утвержденные в установленном порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об их утверждении направляются в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположено историческое поселение федерального значения, или в орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения, в границах которого расположено историческое поселение федерального значения (пункт 6 статьи 59 Закона № 73-ФЗ).

Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 8 статьи 59 Закона № 73-ФЗ).

В силу пунктов 2, 3 статьи 59 Закона № 73-ФЗ предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению и включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные, в том числе, масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);