ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А35-3566/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2024 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2024 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Маховой Е.В.,

судей Коровушкиной Е.В.,

Сурненкова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Полянской Е.А.,

при участии:

от акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Администрации МО "Город Курск": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МО "Город Курск" на решение Арбитражного суда Курской области от 11.09.2024 по делу № А35-3566/2023 по исковому заявлению акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" (ИНН 4632219475, ОГРН 1164632060361) к Администрации МО "Город Курск" (ИНН 4629018874, ОГРН 1034637011694) о взыскании расходов понесенных при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, а также расходов по оплате госпошлины,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "САБ по уборке г. Курска", истец) обратилось ) в арбитражный суд с иском к Администрации города Курска о взыскании за счет средств казны муниципального образования "Город Курск" расходов, понесенных при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в размере 71 415 руб. 25 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.03.2023 по 24.04.2023 в размере 1 232 руб. 64 коп.

Решением Арбитражного суда Курской области от 11.09.2024 исковые требования АО "САБ по уборке г. Курска" удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация города Курска обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АО "САБ по уборке г. Курска".

В судебное заседание апелляционной инстанции представители АО "САБ по уборке г. Курска", Администрации города Курска не явились.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 № 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".

От АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" посредством электронного сервиса "Мой арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва АО "САБ по уборке г. Курска" на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "САБ по уборке города Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северо-Восточной зоне на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.10.2017.

     Региональным оператором на территории муниципального образования "Город Курск" выявлены места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, подлежащие уборке в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В частности, комиссией АО "САБ по уборке г. Курска" обнаружены 2 места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по адресам: - г. Курск, пересечение ул. Магистральная с ул. 1-я Строительная, координаты места: 51.643289, 36.124405 и г. Курск, в районе дома № 169А по ул. 50 лет Октября, координаты места: 51.756467, 36.136679.

Факты выявления мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалок) зафиксированы в актах от 20.10.2022.

АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации города Курска и Администрации Курской области требование от 25.10.2022 о необходимости ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с локально-сметным расчетом.

Поскольку работы по ликвидации свалок не были проведены силами муниципального образования, АО "САБ по уборке г. Курска" самостоятельно ликвидировало места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: г. Курск, пересечение ул. Магистральная с ул. 1-я Строительная, координаты места: 51.643289, 36.124405 и г. Курск, в районе дома № 169А по ул. 50 лет Октября, координаты места: 51.756467, 36.136679.

Ликвидация выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов подтверждается составленными АО "САБ по уборке г. Курска" актами с приложением материалов фотофиксации от 20.12.2022, от 22.12.2022, а также путевыми листами.

Согласно составленным АО "САБ по уборке г. Курска" локальным сметным расчетам в ходе ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории: г Курск, пересечение ул. Магистральная с ул. 1-я Строительная, координаты места: 51.643289, 36.124405, объемом 25 м3, региональным оператором понесены затраты на сумму 41 681 руб. 39 коп. В ходе ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по адресу: г. Курск, в районе дома № 169А по ул. 50 лет Октября, координаты места: 51.756467, 36.136679, объемом 8 м3 - на сумму 29 733 руб. 86 коп.

АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации города Курска и Администрации Курской области требование (претензию) от 26.12.2022 о возмещении понесенных расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В письме от 19.01.2023 Администрация Центрального округа города Курска в ответ на обращение АО "САБ по уборке г. Курска" сообщила, что согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок по адресу: г. Курск, ул. 50 лет Октября, в районе дома № 169А (ориентировочные координаты 51.756467, 36.136679) относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочиями по распоряжению указанными землями наделен субъект Курской области, а не муниципальное образование "город Курск".

В письме от 30.01.2023 от Администрация Сеймского округа города Курска в ответ на обращение АО "САБ по уборке г. Курска", перенаправленное Администрацией города Курска, указала, что возмещение понесенных расходов возможно в рамках исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Ссылаясь на то обстоятельство, что расходы, понесенные региональным оператором в связи с работами по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, не компенсированы (в том числе по претензиям от 26.12.2022 № 0110/22-2271 и № 0110/22-2272), начислив проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 31.03.2023 по 24.04.2023, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском к Администрации города Курска.

Суд первой инстанции правильно удовлетворил исковые требования АО "САБ по уборке г. Курска".

Пунктами 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

     В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

     Статья 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды, пункт 2 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

     Подпункт 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") относит к вопросам местного значения городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

     Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641", в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).

Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов законодательством Российской Федерации не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалок) в пределах границ города Курска на земельных участках по адресам: г. Курск, пересечение ул. Магистральная с ул. 1-я Строительная, координаты места: 51.643289, 36.124405 и г. Курск, в районе дома № 169А по ул. 50 лет Октября, координаты места: 51.756467, 36.136679, а также факты ликвидации данных свалок региональным оператором подтверждены документально.

Размер расходов, понесенных истцом, связанных с ликвидацией данных свалок, ответчиком не оспаривался.

Руководствуясь нормами главы 60 ГК РФ, ст. 13 ЗК РФ, ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п. 16-18 Правил № 1156, ст.ст. 45, 47 Устава города Курска, п. 2.1.3 Муниципальной программы "Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019 -2024 годы", указав на то, что согласно представленным выпискам из ЕГРН в отношении земельных участков с выявленными местами несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов зарегистрировано право собственности муниципального образования "город Курск", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно Администрация города Курска как исполнительный орган местного самоуправления, управляющий и распоряжающийся имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Курска, обязана компенсировать региональному оператору за счет средств казны муниципального образования "Город Курск" понесенные расходы на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, подтвержденные истцом документально.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1107 и п. 1 ст. 395 ГК РФ, проверив произведенный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.03.2023 и до 24.04.2023 на сумму 1 232 руб. 64 коп., принимая во внимание отсутствие в материала дела доказательств возмещения ответчиком истцу понесенных расходов на ликвидацию несанкционированных свалок, суд области также удовлетворил требование АО "САБ по уборке г. Курска" о взыскании с Администрации города Курска за счет средств казны муниципального образования "Город Курск" процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 232 руб. 64 коп.

Доводы апелляционной жалобы Администрации города Курска о том, что земли, на которых были расположены места несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов, не сформированы, не стоят на государственном кадастровом учете, а суд сослался на отсутствующие в материалах дела сведения ЕГРН, исходя из материалов дела, а именно сведений, содержащихся на публичной кадастровой карте, и письма Администрации Центрального округа города Курска от 19.01.2023, следует признать обоснованными.

Между тем, допущенная судом в решении ошибка при указании установленных фактических обстоятельств не привела в данном случае к принятию неправильного судебного акта в целом.

Возражения истца о том, что полномочиями по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, наделен исполнительный орган субъекта ТФ, то есть Администрация Курской области, а не Администрация города Курска, отклоняются судебной коллегией в связи со следующим.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.05.2023 № 27-П, органы местного самоуправления, с которых взысканы расходы на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных в границах муниципальных образований на землях, государственная собственность на которые не разграничена, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях).

В п. 35 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 13.12.2023, также указано, что орган местного самоуправления, полностью исполнивший за счет бюджета муниципального образования соответствующее судебное решение, имеет право на возмещение части расходов за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения настоящей апелляционной жалобы Администрации города Курска не имеется.

Данный вывод согласуется с практикой Арбитражного суда Центрального округа по аналогичным делам (например, постановления от 22.02.2024 по делу № А35-2264/2020, от 21.05.2024 по делу № А54-6462/2022).

Согласно ч. 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, а также нарушений, указанных в ч. 3 ст. 270 АПК РФ, судом области не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 11.09.2024 по делу № А35-3566/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.

Председательствующий

Е.В. Маховая

Судьи

Е.В. Коровушкина

А.А. Сурненков


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка