ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А76-43413/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2024 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Максимкиной Г.Р.,

судей Бабиной О.Е., Лучихиной У.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крутицкого Кирилла Алексеевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2024 по делу № А76-43413/2022.

В судебном заседании приняли участие представители:

истца: акционерного общества "Урало-сибирская теплоэнергетическая компания Челябинск" - Толочко А.В. (доверенность № ИА-51 от 29.12.2023, диплом),

ответчик (лично): Крутицкий Кирилл Алексеевич.

акционерное общество "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания-Челябинск" (далее - истец, АО "УСТЭК-Челябинск") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Крутицкому Кириллу Алексеевичу (далее - ответчик, ИП Крутицкий К.А.) о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, потребленные в период с января 2019 года по апрель 2022 года в размере 44 434 руб. 24 коп., пени за период с 12.02.2019 по 31.03.2022, с 03.10.2022 по 16.12.2022 в размере 8 567 руб. 56 коп., с последующим начислением пени на сумму долга за каждый день просрочки в порядке части 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", начиная с 17.12.2022 по день фактической уплаты задолженности.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Центрального района" (далее - третье лицо, ООО "ЖК Центрального района").

По ходатайству истца судом первой инстанции на основании статьи 49 АПК РФ принято увеличение размера исковых требований до 109 990 руб. 76 коп., из которых задолженность за тепловую энергию и теплоноситель, потребленные в период с 01.01.2019 по 31.03.2024, в размере 75 000 руб. 10 коп., пени за период с 12.02.2019 по 16.07.2024 в размере 34 990 руб. 66 коп., с последующим начислением пени на сумму долга за каждый день просрочки в порядке части 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", начиная с 17.07.2024 по день фактической уплаты задолженности.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2024 исковые требования удовлетворены частично: с ИП Крутицкого К.А. в пользу АО "УСТЭК - Челябинск" взыскана задолженность в размере 70 843 руб. 68 коп., пени за период с 13.05.2019 по 16.07.2024 в размере 30 639 руб. 79 коп., с последующим начислением пени на сумму долга за каждый день просрочки в порядке части 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", начиная с 17.07.2024 по день фактической уплаты долга, а также 1 768 руб. 41 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

ИП Крутицкий К.А. (далее также - податель жалобы, апеллянт) с вынесенным решением не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы ИП Крутицкий К.А. выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о недоказанности не качественного оказания услуг, в то время как, по мнению апеллянта, в материалы дела представлены достаточные доказательства, подтверждающие превышение температуры в помещении ответчика над нормативной в течение спорного периода, в том числе, ссылается на акт обследования помещения от 02.02.2022, составленный представителем истца с участием ответчика.

Апеллянт также указывает, что судом первой инстанции не была дана оценка его доводу о том, что согласно пункту 15 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) допустимое превышение нормативной температуры в помещении (+18 °С) не более 4 °С, в то время как согласно акту обследования от 02.02.2022 температура в помещении составляет +30 °С. За каждый час отклонения температуры от нормативной в расчетном периоде размер платы снижается на 0, 15 процента за каждый градус отклонения температуры. Отклонение температуры составляет 30 - (18+4) = 8°С. Таким образом, по мнению подателя апелляционной жалобы, за каждый месяц, снижение размера платы должно составить: 30 х 24 х 8 х 0,15 = 864 процентов, из чего апеллянт приходит к выводу об отсутствии у истца правовых оснований на взимание платы за такую услугу.

От АО "УСТЭК-Челябинск" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 АПК РФ.

В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.

В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ, в отсутствие возражений представителей сторон, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,

АО "УСТЭК-Челябинск" в спорный период являлось теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии потребителям г. Челябинска в соответствии с приказом Минэнерго РФ от 07.12.2018 № 1129.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) ответчику в период с 04.10.2018 на праве собственности принадлежит нежилое помещение № 27, по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский проспект, д. 86 (т. 1, л.д.19).

Письменный договор теплоснабжения между сторонами применительно к исследуемому периоду не подписан.

В период с января 2019 года по март 2024 года истцом в помещение ответчика поставлена тепловая энергия и теплоноситель, что подтверждается ведомостями отпуска, актами приема-передачи за спорный период. На основании указанных документов истцом к оплате ответчику выставлены счета-фактуры на общую сумму 75 049 руб. 14 коп., которые ответчиком оставлены без оплаты.

Неисполнение ответчиком обязательства по оплате поставленной тепловой энергии послужило основанием для обращения истца к ответчику с претензией, а впоследствии с рассматриваемым иском в арбитражный суд.

В отсутствие добровольного исполнения ответчиком обязательств по оплате потребленной тепловой энергии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд, признав частично обоснованным довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу требований статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно статье 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу части 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

По смыслу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.

Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.

Отсутствие договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией не освобождает потребителя от обязанности оплатить принятую энергию, что также подтверждается позицией, изложенной в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров".

В силу приведенного правового регулирования и правовых позиций в их взаимосвязи с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ фактическое пользование тепловой энергией дает основания расценить отношения как договорные, о чем мотивированно указано судом первой инстанции.

Кроме того, приняв во внимание, что на протяжении спорного периода включенное в расчет истца нежилое помещение принадлежало ответчику на праве собственности, что последним не оспаривалось, суд первой инстанции, правильно применив положения статей 209, 210 ГК РФ, обоснованно указал, что обязанность по оплате поставленной в пользу ответчика тепловой энергии обусловлено также установленным законом обязательством собственника по содержанию принадлежащего ему имущества.

Судом первой инстанции исследован вопрос об отапливаемости спорного нежилого помещения, исходя из обоснованно примененного следующего нормативного регулирования

Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).

Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 № 309-ЭС18-21578.

Из положений статей 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.

Таким образом, при отсутствии в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению только при условии предоставления доказательств осуществления демонтажа таких радиаторов с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась.

Отсутствие в спорном помещении радиаторов отопления при наличии проходящих через него стояков системы центрального отопления не свидетельствует об отсутствии теплопотребления на отопление.

Согласно акту обследования от 02.02.2022, составленному ООО "Уралэнергосбыт" (агент РСО АО "УСТЭК-Челябинск"), нежилое помещение № 27 площадью 35, 5 кв.м, принадлежащее ответчику расположено в цокольной части МКД по адресу: г. Челябинск, Свердловский проспект, д. 86, является встроенным, система отопления МКД подключена по зависимой схеме с нижней вертикальной разводкой. МКД имеет один тепловой ввод и тепловой узел. На ИТП МКД установлен прибор учета тепловой энергии и теплоносителя. По всей длине коридора под потолком проходят общедомовые разводящие сети и коммуникации дома (не заизолированы), в комнате по всей стене дворового фасада проходят три отопительных стояка (зашитые в короб, документы разрешающие переустройство не предоставлены). Правая стена помещения соприкасается со стеной бойлерной (т. 1, л.д.48).

Как отражено в том же акте, температура воздуха внутри офисного помещения № 27, Свердловский пр-т, д. 86, при температуре наружного воздуха -6, 4°С, составляет в среднем +28,5 °С.

Принимая во внимание изложенные выше положения законодательства, оценив результаты совместного осмотра нежилого помещения ответчика, суд первой инстанции в отсутствие ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы, каких-либо доказательств исключения площади спорного помещения из отапливаемой площади МКД, пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком презумпция отапливаемости помещения не опровергнута, доказательств переустройства помещения в соответствии с действующим законодательством ответчиком не представлено.

Доводы апеллянта о поставке истцом ресурса ненадлежащего качества повторяют правовую позицию ответчика в суде первой инстанции.

Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Правилами № 354 к качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирного дома. Отклонение температуры воздуха в жилых помещениях от нормативной температуры не допускается (пункт 15 к Приложению № 1).

Между тем, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что положениями раздела X Правил № 354 определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Так, в пункте 98 Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в пункте 14 и 15 приложения № 1 к Правилам № 354.