ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2024 года Дело № А32-14511/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Штыренко М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ПАО "Россети Кубань" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции): представитель Смотриков О.А. по доверенности от 08.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.08.2024 по делу № А32-14511/2024
по заявлению ПАО "Россети Кубань" (ИНН: 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к Краснодарскому УФАС России (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: ООО "ЦАВС" (ОГРН: 1022302942617, ИНН: 2320076436)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, антимонопольный орган, управление) от 27.02.2024 № 023/04/9.21-6617/2023 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Определением от 19.03.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центральное агентство воздушных сообщений" (далее - ООО "ЦАВС").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2024 в удовлетворении заявленных требований - отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, признать незаконным и отменить постановление о привлечении к административной ответственности.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтены положения п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЦАВС" просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Суд удовлетворил ходатайство ПАО "Россети Кубань" о проведении веб-конференции.
Судебное заседание назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Остальные лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО "ЦАВС" (вх. от 29.11.2023 № 43407-ЭП/23) на действия ПАО "Россети Кубань" (сетевая организация), выразившиеся в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004
№ 861 (далее - Правила технологического присоединения № 861).
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган установил в действиях ПАО "Россети Кубань" нарушение требований п. 16, 18(5), 108, 110 Правил технологического присоединения № 861.
13.02.2024 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 023/04/9.21-6617/2023 по признакам нарушения ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом 27.02.2024 принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-6617/2023 в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным и подлежащим отмене, заявитель обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
Согласно ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
ПАО "Россети Кубань" (ранее - ПАО "Кубаньэнерго") включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Общество, как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объектов электросетевого хозяйства, допустившее нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения № 861).
Согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения № 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Судом первой инстанции установлено, что между ООО "ЦАВС" и Сетевой организацией ПАО "Россети Кубань" заключен договор от 28.04.2023 № 20201-23-00801094-1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
Предметом Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта Заявителя, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Чайковского, д. 3, Центральный район, к/н 23:49:0203023:1605 (далее - Объект) к электрическим сетям, а Заявитель обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 5 Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и составляет 6 месяцев.
Таким образом, ПАО "Россети Кубань" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению Объекта Заявителя согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения № 861, п. 5 договора от 28.04.2023 № 20201-23-00801094-1 в срок до 28.10.2023.
Краснодарским УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что из сведений, представленных ПАО "Россети Кубань" следует, что 19.10.2023 письмом № СЭС/113/1/447 Сетевая организация уведомила Заявителя о готовности осуществить фактическое присоединение Объекта, в порядке установленном действующим законодательством. Также ПАО "Россети Кубань" сообщило следующее. Неотъемлемым приложением к договору являются технические условия № 07-05/0328-23-вд/у, подготовленные на основании поступившей заявки от Заявителя и в соответствии с Правилами № 861. Согласно технических условий № 07-05/0328-23-вд/у Заявитель осуществляет мероприятия указанные в п. 11 ТУ. 27.10.2023 письмом № СЭС/121/1293-исх ПАО "Россети Кубань" направлено уведомление о выполнении технических условий со стороны сетевой организации от 19.10.2023 № 07-01/0472-23-В/1 (далее - Уведомление). Согласно п. 11 Уведомления Заявителем не выполнено: "при необходимости разработка проектной документации для мероприятий выполняемых в разделе 11 настоящих технических условий, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации"; обеспечение отбора максимальной мощности по существующей схеме от точки присоединения, указанной в п. 7 настоящих технических условий; комплекс организационно - технических мероприятий, необходимых для отбора мощности 50 кВт от электрических сетей ПАО "Россети Кубань".
Письмом от 03.11.2023 № 231103 в ответ на указанное письмо № СЭС/121/1293-исх ПАО "Россети Кубань" ООО "ЦАВС" указано на отсутствие обязанность осуществлять действия по разработке проектной документации. Также в данном письме указано на неправомерность действий ПАО "Россети Кубань" по размещению в личном кабинете Заявителя уведомления о выполнении технических условий со стороны сетевой организации от 19.10.2023 № 07-01/0472-23-В/1, так как размещение такого вида уведомлений не предусмотрено положениями Правил № 861.
Письмом от 20.11.2023 № СЭС/121/1393-исх ПАО "Россети Кубань" сообщило ООО "ЦАВС" о невыполнении Заявителем следующих мероприятий: "при необходимости разработка проектной документации для мероприятий выполняемых в разделе 11 настоящих технических условий, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации"; обеспечение отбора максимальной мощности по существующей схеме от точки присоединения, указанной в п. 7 настоящих технических условий; комплекс организационно - технических мероприятий, необходимых для отбора мощности 50 кВт от электрических сетей ПАО "Россети Кубань". Также ПАО "Россети Кубань" сообщило о необходимости оплаты неустойки по Договору.
Письмом от 23.11.2023 № 231122 ООО "ЦАВС" повторно указало ПАО "Россети Кубань" на неправомерность действий по уклонению от выполнения обязательств по подключению энергопринимающих устройств Объекта к электрическим сетям.
Краснодарским УФАС России установлено, что ООО "ЦАВС" относится к категории заявителей предусмотренных п. 12(1) Правил № 861, объем присоединяемой мощности составляет 40 кВт.
Согласно п. 18(5) Правил № 861 заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт включительно, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям.
Таким образом, антимонопольный орган указал, что в отсутствие действий Заявителя ООО "ЦАВС" по представлению разработанной проектной документации в инициативном порядке, Сетевая организация не вправе указывать на невыполнение Заявителем технических условий.
Документов свидетельствующих о невыполнении Заявителем иных мероприятий, предусмотренных разделом 11 ТУ, ПАО "Россети Кубань" не представлено.
Кроме того, в соответствии с п. 108 Правил № 861, результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0, 4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно п. 110 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0, 4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением № 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя. По результатам выполнения сетевой организацией и заявителем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация составляет в форме электронных документов и размещает в личном кабинете заявителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением № 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением № 1 к настоящим Правилам, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Заявитель в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации о составлении и размещении в личном кабинете заявителя акта о выполнении технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения (в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0, 4 кВ и ниже, - уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям) вправе представить сетевой организации замечания к составленным актам (уведомлению об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям).
В случае поступления замечаний заявителя по причине несоответствия реализованных сетевой организацией мероприятий техническим условиям и (или) настоящим Правилам сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанных замечаний обязана их устранить и повторно разместить в личном кабинете заявителя документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, а также уведомить об этом заявителя не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы.
Краснодарское УФАС России также не установило наличие документов, подтверждающих выполнение ПАО "Россети Кубань" пункта 110 Правил № 861 по итогам выполнения мероприятий, предусмотренных Договором.
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган установил в действиях ПАО "Россети Кубань" нарушение требований п. 16, 18(5), 108, 110 Правил технологического присоединения № 861.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтены положения п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не принимается судом апелляционной жалобы, поскольку судом первой инстанции правомерно указано, что материалами дела подтверждается, что ООО "ЦАВС" относится к категории заявителей предусмотренных п. 12(1) Правил № 861, объем присоединяемой мощности составляет 40 кВт.
При этом, в силу п. 18(5) Правил № 861 заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт включительно, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям.
Принимая во внимание указанный объем присоединяемой мощности ООО "ЦАВС", суд первой инстанции пришёл к верному выводу об обоснованности применения антимонопольным органом к рассматриваемым правоотношениям п. 18(5) Правил № 861 об инициативном порядке представления проектной документации.
Согласно подпункту "в" пункта 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Доводы о безусловной необходимости разработки проектной документации ООО "ЦАВС" применительно к положениям ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сами по себе не опровергают вышеуказанных выводов антимонопольного органа, поскольку в рассматриваемом споре подлежит установлению не само по себе наличие или отсутствие обязанности ООО "ЦАВС" разработки проектной документации в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, а наличие или отсутствие права сетевой организации требовать от ООО "ЦАВС" предоставления указанной проектной документации.