ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А32-17097/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2024 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Штыренко М.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,

при участии:

от ООО "РогСибАл" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции): представитель Кареева О.К. по доверенности от 16.10.2023;

от Администрации федеральной территории "Сириус" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции): представитель Шаргаева Н.В. по доверенности от 18.09.2024;

от Генеральной прокуратуры Российской Федерации посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции): прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А. по доверенности от 14.03.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РогСибАл"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 19.08.2024 по делу № А32-17097/2024

по ООО "РогСибАл" (ИНН: 5007035121, ОГРН: 1035001601513)

к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в лице Государственной инспекции Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов (Инспекция гостехнадзора по г. Сочи) (ИНН: 2308030019, ОГРН: 1022301205926)

при участии третьих лиц: Администрации ФТ "Сириус" (ИНН: 2367017789, ОГРН: 1212300005455), Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ОГРН: 1037739514196, ИНН: 7710146102), ВЭБ.РФ (ОГРН: 1077711000102, ИНН: 7750004150), Управления Росреестра по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)

о признании незаконными действий; об обязании,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "РогСибАл" (далее - заявитель, ООО "РогСибАл", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в лице Государственной инспекции Краснодарского края за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов, выразившихся в снятии с регистрационного учета самоходной техники, принадлежащей ООО "РогСибАл"; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РогСибАл" путем восстановления регистрационных данных ООО "РогСибАл" на самоходную технику.

Определением от 23.05.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация федеральной территории "Сириус", Генеральная прокуратура Российской Федерации, Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", Управление Росреестра по Краснодарскому краю.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием у государственного органа правовых оснований для снятия с учета самоходной техники; на момент снятия с учета самоходной техники ООО "РогСибАл" не являлось собственником самоходной техники, права и законные интересы ООО "РогСибАл" не нарушены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РогСибАл" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент осуществления регистрационных действий в отношении имущества общества, решение районного суда обжаловалось и не вступило в законную силу. Следовательно, отсутствовали правовые основания для погашения прав собственности общества на спорное имущество.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя министерства.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация ФТ "Сириус" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Суд удовлетворил ходатайства ООО "РогСибАл", Администрации федеральной территории "Сириус" и Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении веб-конференции.

Судебное заседание назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).

В судебном заседании представитель ООО "РогСибАл" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Администрации федеральной территории "Сириус" и прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, общество является собственником 21 единицы транспортных средств, в том числе 13 самоходных машин (далее - Самоходные машины): кранов LIEBHERR на колесном ходу модели LHM 180 (3 шт.), самоходных кранов LIEBHERR на колесном ходу модели LHM 280 (3 шт.), погрузчиков LIEBHERR L 506 (5 шт.), гусеничного крана-манипулятора модели R974C EW-1084 LITRONIC (1 шт.), автопогрузчика CATERPILLAR Mitsubishi Heavy Industries LTD (1 шт.), (далее по тексту - Самоходная техника), что подтверждается паспортами самоходных машин и других видов техники и свидетельствами о регистрации.

Самоходные машины в установленном порядке прошли процедуру государственной регистрации. Информация о них содержится на сайте Технологического портала Министерства сельского хозяйства РФ - федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним.

23.03.2024 в ходе мониторинга информации на сайте Технологического портала Минсельхоза обществом выявлено, что 13 Самоходных машин сняты с учета и, по имеющейся информации, зарегистрированы за новым "правообладателем".

В этой связи, ООО "РогСибАл" направлены обращения 25.03.2024 исх. № 03-05/69 и 26.03.2024 исх. № 03-05/70 в адрес Главного государственного инспектора отдела - государственной инспекции Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов и также в Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (дал ее- Заинтересованные лица) о предоставлении информации об основаниях снятия с учета указанной техники, а также с требованием о восстановлении регистрационных данных ООО "РогСибАл" в отношении Самоходной техники.

Однако, на указанные обращения в адрес ООО "РогСибАл" поступил ответ (от 26.03.2024 исх. № 10.02-24/5448), в соответствии с которым за Обществом по состоянию на 25.03.2024 зарегистрировано только 8 единиц транспортных средств.

Посчитав действия по снятию с регистрационного учета Самоходной техники незаконными, ООО "РогСибАл" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2021 № 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - Закон о самоходных машинах) к полномочиям Правительства РФ в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в частности, относятся:

утверждение порядка государственной регистрации самоходных машин и других видов техники;

утверждение порядка выдачи организациям - изготовителям самоходных машин и других видов техники бланков паспортов самоходных машин и других видов техники, действующих в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

На основании абз. 5 п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.12.1993 № 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" органы Гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ).

Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1507 "Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники" (далее - Правила № 1507).

Государственная регистрация самоходных машин и прицепов к ним (далее - техника) осуществляется в целях их государственного учета и допуска к эксплуатации, владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (далее - органы Гостехнадзора) (пункты 2, 5 Правил № 1507).

Государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники) (пункт 3 Правил № 1507).

Государственная регистрация самоходных машин и иной техники совершается на основании заявления владельца или его представителя с предоставлением документа, удостоверяющего личность владельца техники; документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание владения и пользования; паспорта техники (п. 6 Правил).

По итогам государственной регистрации в паспорт самоходных машин вносятся сведения о проведенной государственной регистрации (внесении изменений в регистрационные данные, снятии с учета) (п. 18 Правил).

В соответствии с пунктом 49 Правил № 1507 владельцы обязаны снять технику с государственного учета в случае:

прекращения права собственности на технику;

списания (утилизации) техники;

вывоза техники из Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза.

Снятие с государственного учета техники осуществляется органом Гостехнадзора на основании документов, указанных в абзацах третьем - пятом и седьмом пункта 6 настоящих Правил, а также при предъявлении свидетельства о государственной регистрации техники и государственного регистрационного знака (пункт 50 Правил

№ 1507).

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции разработку и реализацию государственной аграрной политики, осуществление полномочий в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) и охраны водных биологических ресурсов, виноградарства и виноделия, племенного животноводства, мелиорации земель, в том числе агролесомелиорации, регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов (Положение о министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, утвержденное постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 741).

Для реализации полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Краснодарского края Министерство имеет структурное подразделение - отдел - государственную инспекцию Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов (Гостехнадзор Краснодарского края), действующее на основании Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года № 1291, Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 1540, иных правовых актов.

Гостехнадзор Краснодарского края не является самостоятельным юридическим лицом, а входит в структуру Министерства.

Пунктом 51 Правил № 1507 установлено, что снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом Гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях № 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники (выписки из электронного паспорта техники, представляемой по инициативе заявителя), государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем.

Согласно пункту 57 Правил техника, на которую имелись наложенные судами, следственными органами, таможенными органами запреты или ограничения на совершение регистрационных действий, может быть снята с учета после представления документов, свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо решений судов об отчуждении данной техники и ее передаче в собственность иных лиц или обращении в собственность государства, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент осуществления регистрационных действий в отношении имущества общества, решение районного суда обжаловалось и не вступило в законную силу, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 15.09.2022 по гражданскому делу № 2-3505/22 по иску заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, действующего в интересах Российской Федерации, к ООО "РогСибАл", Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об обращении имущества в доход государства, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14.12.2022 решение Хамовнического районного суда г. Москвы оставлено без изменений.

Определением Хамовнического районного суда г. Москвы от 23.08.2023, имеющимся в материалах настоящего дела, дано разъяснение решения относительно движимого имущества, принятого по гражданскому делу № 2-3505/2022 по исковому заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации к ООО "РогСибАл", ВЭБ.РФ об обращении имущества в доход государства.

Согласно указанному определению, оставляя решение Хамовнического районного суда г. Москвы без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в апелляционном определении от 14.12.2022 отразила, что возведенное на денежные средства Банка спорное имущество представляет собой объекты грузового морского порта, а также гостиничный и апартаментные комплексы с отремонтированными, оборудованными мебелью, бытовой техникой и инвентарем, помещениями, предназначенными для их полноценного функционирования местами общего пользования, коммерческими, техническими помещениями, террасами, объектами благоустройства (специального и инфрастуктурного назначения: бассейны, душевые павильоны, парковки, проезды). Описание, состав и характеристики спорного имущества содержатся в представленных ООО "РогСибАл" в материалах дела отчетах об оценке от 15.08.2022 № 109/01/22-2-1, от 15.08.2022 № 109/01/22-2-2, от 15.08.2022 № 107/01/22. Из указанного прямо следует, что судами первой и второй инстанции, в доход государства обращено имущество, возведенное на денежные средства Банка, в том числе объекты грузового морского порта "Имеретинский", которые представляют собой имущественный комплекс, включающий в себя весь перечень объектов инфраструктуры, необходимой для функционирования порта.

Кроме того, в определении от 23.08.2023 Хамовнический районный суд г. Москвы указал, что совершенно очевидно, что вспомогательное движимое имущество, в том числе указанные заявителем в рассматриваемом судебном споре краны и погрузчики, а также другое оборудование, находящееся на территории морского порта "Имеретинский", является его инфраструктурой, необходимой для дальнейшего функционирования грузового порта после перепрофилирования в яхтенную марину и эксплуатации в целях стоянки и обслуживания судов, осуществления операций с грузами, в связи с чем является также переданным в доход государства.

Вышеуказанное определением Хамовнического районного суда г. Москвы от 23.08.2023 обжаловано ООО "РогСибАл", однако суд апелляционной инстанции, рассмотрев все доводы Общества, пришел к выводам о законности и обоснованности определения суда первой инстанции, правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оставил его без изменения.

Таким образом, на основании указанных судебных актов спорное имущество обращено в доход государства.

В материалах дела имеются заявления администрации федеральной территории "Сириус" от 06.02.2024 о снятии с учета самоходной техники, а 13.02.2024 муниципальное бюджетное учреждение "Парки ФТ" обратилось в Гостехнадзор Краснодарского края по муниципальному образованию с заявлением о постановке на учет самоходной техники, в связи с чем судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии у государственного органа правовых оснований для снятия с учета данного имущества, поскольку на момент снятия с учета самоходной техники ООО "РогСибАл" уже не являлся собственником самоходной техники, права и обязанности ООО "РогСибАл" не нарушены.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.