ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2024 года Дело № А32-39462/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Штыренко М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ГУП РК "Вода Крыма" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции): представитель Ерофеева П.С. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.08.2024 по делу № А32-39462/2022
по заявлению ГУП РК "Вода Крыма" (ОГРН: 1149102120947, ИНН: 9102057281)
к Южному межрегиональному управлению Росприроднадзора (ИНН: 2309089375, ОГРН: 1042304949752)
при участии третьих лиц: Совета Министров Республики Крым (ИНН 9102011424, ОГРН 1149102016414), Министерства ЖКХ Республики Крым (ИНН 9102013904 ОГРН 1149102020044), Минприроды Крыма (ОГРН: 1149102000860, ИНН 9102001017), ГКУ "Инвестстрой Республики Крым" (ОГРН: 1159102101454, ИНН 9102187428)
о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крым" (далее -заявитель, ГУП РК "Вода Крыма", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным требования Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) от 22.10.2021 № 10-25/12/21.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на отчетный период у ГУП РК "Вода Крыма" отсутствовали какие-либо действующие разрешительные документы на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, следовательно, плата в отсутствие действующей разрешительной документации должна была исчисляться как за сверхлимитное воздействие и применяется коэффициент Кпр, равный 100. На сегодняшний день ГУП РК "Вода Крыма" не предприняло никаких мер по получению временных разрешений на сбросы. У ГУП РК "Вода Крыма" не было оснований применять понижающие коэффициенты, поскольку в рассматриваемом случае преследуется публично-значимая цель приоритета охраны водных объектов перед их использованием, использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В отзывах на апелляционную жалобу ГУП РК "Вода Крыма", Совет Министров Республики Крым и Министерство ЖКХ Республики Крым просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд удовлетворил ходатайство ГУП РК "Вода Крыма" о проведении веб-конференции.
Судебное заседание назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
В судебном заседании представитель ГУП РК "Вода Крыма" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, 29.10.2021 ГУП РК "Вода Крыма" получено требование Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 22.10.2021 № 10-25/12/21 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Требование).
Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка сведений, указанных в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, по результатам которой составлен Акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду № 10-24/11/21 от 21.10.2021. На основании акта от 21.10.2021 № 10-24/11/21 управлением вынесено требование на сумму 562 535 995 рублей 75 коп., согласно которому за заявителем числится задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 562 535 995 рублей 75 коп, которую необходимо оплатить течение 10 календарных дней с момента получения требования.
Перерасчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по эксплуатируемым объектам негативного воздействия на окружающую среду выполнен Заинтересованным лицом с применением повышающего коэффициента Кпр=100. Заявителем плата исчислена без применения повышающего коэффициента на основании пунктов 12 и 21(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017
№ 255 (далее - Правила), предусматривающих формулу расчета платы, в которой вместо коэффициента Кпр=100 организациями, эксплуатирующими централизованную систему водоотведения поселений или городских округов, на период реализации программ повышения экологической эффективности применяется коэффициент Кср-1.
Не согласившись с данным требованием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующей организацией признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования.
Статьей 16 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) определяются вышеуказанным Федеральным законом, иными федеральными законами. Федеральный закон к видам негативного воздействия на окружающую среду относит, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Статьёй 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно статьи 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ, платёжной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объём или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платёжная база).
Платёжная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платёжная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчётный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
При определении платёжной базы учитываются объём и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Информация о платёжной базе представляется за отчётный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Величина платежной базы для расчёта размера квартальных авансовых платежей определяется в соответствии со статьёй 16.4 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии со статьёй 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчётного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путём умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьёй, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ. При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ, в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициенты, установленные вышеназванной статьёй.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее - технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0, 5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок, определяющий требования к представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация о плате, плата соответственно) лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ утверждены Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 и от 30.12.2019 № 899".
В соответствии с частью 2 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ, отчётным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признаётся календарный год.
Согласно части 3 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьёй 16.3 указанного Федерального закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом.
Пунктом 37 Правил № 255 установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Законодательство Российской Федерации устанавливает повышающий коэффициент при расчете платы за сброс загрязняющих веществ с целью побуждения юридических лиц провести соответствующие мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и представить необходимые разрешительные документы, и в случае их не проведения и непредставления, взимается более высокая плата (статья 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ, пункт 21 Правил № 255).
Пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - Правила № 641).
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы управления о том, что у ГУП РК "Вода Крыма" отсутствовали какие-либо действующие разрешительные документы на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, на сегодняшний день ГУП РК "Вода Крыма" не предприняло никаких мер по получению временных разрешений на сбросы.
Из материалов дела следует, что специалистами ГУП РК "Вода Крыма" разработаны инвестиционные пакеты на выполнение мероприятий по реконструкции эксплуатируемых КОС I категории, на основании которых выделено бюджетное финансирование на реализацию данных мероприятий, что подтверждается Распоряжением Совета министров Республики Крым № 1440-р от 19 ноября 2019 года "О некоторых вопросах Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым".
В адресную инвестиционную программу Республики Крым в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы включены следующие мероприятия:
- Реконструкция КОС мыс Ильи г. Феодосия. Заказчик - ГКУ "Инвестстрой Республики Крым" Производительность: 50000 м3/сутки 39000 м3/сутки - 26000 м3/сут (1 очередь) 13 000 м3/сут (II очередь) Подрядная организация - ООО "Трансстройиндустрия" Гос. Контракт ПИР+СМР - 15.06.2021 № 128/ЕП-ПИР/СМР.
- Реконструкция Бондаренковских КОС г. Керчь. Строительный адрес объекта: Республика Крым, Ленинский район, Войковское с.и., с. Бондаренково. Заказчик - ГКУ "Инвестстрой Республики Крым". Основные технико-экономические показатели объекта: Реконструкция канализационных сооружений производительностью 35 0000 м3/сутки (земельный участок предусмотреть на 2 очередь, с доведением до 60 000 м3/сут). Подрядная организация - ООО "Современные системы реновации" Гос. Контракт ПИР+СМР - 26.04.2022 № 188/ЕП-ПИР/СМР.
- Реконструкция КОС г. Евпатория. Строительный адрес объекта: республика Крым, Сакский р-н, на территории Уютненского сельского поселения, ул. Солнечная, 7 Заказчик - ГКУ "Инвестстрой Республики Крым". Основные технико-экономические показатели объекта: Реконструкция канализационных сооружений производительностью 63 000 м3/сут (I очередь) с обеспечением места для II очереди (30 000 м3/сут). Подрядная организация - ООО "ССР" Гос. Контракт ПИР+СМР - от 29.07.2022 № 196/ЕП-ПИР/СМР.
- Реконструкция КОС г. Алушта; Заказчик - ГКУ "Инвестстрой Республики Крым" Основные технико-экономические показатели объекта: Реконструкция канализационных сооружений производительностью 30000 м3/сутки. Подрядная организация - ООО "Трансстройиндустрия" Гос. Контракт ПИР+СМР - 15.06.2021 № 129/ЕП-ПИР/СМР.