ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2024 года Дело № А52-241/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 ноября 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Пушкиногорского района в лице конкурсного управляющего Павлова Михаила Викторовича на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 августа 2024 года по делу № А52-241/2024,
установил:
муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Пушкиногорского района (ОГРН 1026002142319, ИНН 6020004195; адрес: 181370, Псковская область, Пушкиногорский район, рабочий поселок Пушкинские горы, улица Лермонтова, дом 14; далее - предприятие, МП ЖКХ Пушкиногорского района) в лице конкурсного управляющего Павлова Михаила Викторовича обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АК РФ), о признании незаконным бездействия Финансового управления Пушкиногорского района Псковской области (ОГРН 1096031000625, ИНН 6020005520; адрес: 181370, Псковская область, Пушкиногорский район, рабочий поселок Пушкинские горы, улица Ленина, дом 6; далее - управление, финансовое управление), выразившегося в неисполнении в разумный срок требований исполнительного листа серии ФС № 035445109 по делу № А52-2154/2021, как несоответствующего пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс); о признании незаконным бездействия руководителя управления Захаровой Ларисы Владимировны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Пушкиногорский район Псковской области в целях исполнения требований исполнительного листа серии ФС № 035445109 по делу № А52-2154/2021, как несоответствующего пункту 5 статьи 242.2 БК РФ; о возложении на руководителя управления Захарову Ларису Владимировну обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Пушкиногорский район Псковской области для исполнения требования исполнительного листа серии ФС № 035445109 по делу № А52-2154/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Пушкиногорского района Псковской области (ОГРН 1026001944308, ИНН 6020000592; адрес: 181370, Псковская область, Пушкиногорский район, рабочий поселок Пушкинские горы, улица Ленина, дом 6; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22 августа 2024 года по делу № А52-241/2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что ответчиками по делу не приняты все необходимые и достаточные меры к своевременному исполнению судебного акта по делу № А52-2145/2017 в разумный срок.
Управление в отзыве считает, что решение суда следует оставить без изменения.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Псковской области от 14.03.2018 МП ЖКХ Пушкиногорского района признано несостоятельным (банкротом); в отношении него введено конкурсное производство; конкурсным управляющим должника утвержден Павлов М.В.
Определением Арбитражного суда Псковской области от 17.04.2019 по делу № А52-2145/2017 удовлетворены требования конкурсного управляющего о признании недействительной сделки по прекращению права хозяйственного ведения на имущество МП ЖКХ Пушкиногорского района, оформленной постановлением администрации Пушкиногорского района от 15.05.2017 № 192 "О прекращении права хозяйственного ведения на объекты муниципального имущества"; применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с муниципального образования "Пушкиногорский район" Псковской области в лице администрации в конкурсную массу должника 69 642 028 руб.
Во исполнение этого определения суда предприятием получен исполнительный лист ФС № 031795688, который 08.07.2019 предъявлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Псковской области (далее - казначейство).
Поскольку исполнение судебного акта производилось частями, конкурсный управляющий предприятия обратился в арбитражный суд с иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с 10.10.2019 по день фактической оплаты, по результатам рассмотрения которого вынесено решение Арбитражного суда Псковской области от 28.06.2021 по делу № А52-2154/2021 о взыскании в пользу предприятия 5 236 330 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.10.2019 по 21.06.2022, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с 22.06.2021 по день фактического погашения долга, из расчета ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей в соответствующие периоды.
Во исполнение указанного судебного акта 13.01.2022 предприятию выдан исполнительный лист серии ФС № 035445109 (далее - исполнительный лист), направленный 17.01.2022 по почте на исполнение в финансовое управление и полученный им 24.01.2022. Повторно этот исполнительный лист направлен заявителем ответчику для исполнения 25.10.2022 и получен последним 28.10.2022.
Письмом от 09.02.2023 № 302 в ответ на запрос конкурсного управляющего предприятия от 24.01.2023 № 1-24 администрация уведомила о том, что в целях исполнения исполнительного листа 07.02.2023 на сессии Собрания депутатов Пушкиногорского района открыты лимиты за счет доходов от реализации муниципального имущества.
Далее письмом от 14.08.2023 № 2169 на запрос конкурсного управляющего от 26.07.2023 № 2-26 администрация сообщила, что по состоянию на 01.08.2023 в силу решения Собрания депутатов Пушкиногорского района от 28.12.2022 № 27 "О бюджете муниципального образования "Пушкиногорский район" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов с внесенными изменениями и дополнениями план по доходам от реализации муниципального имущества составил 8 598, 2 тыс. руб., поступлений не имелось. В связи с отсутствием поступлений доходов расходы на оплату штрафных санкций по судебному акту не проводились.
Письмом от 28.12.2023 № 3470 на запрос конкурсного управляющего от 21.08.2023 № 1-21 администрация сообщила о произведении частичной оплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 500 000 руб. по исполнительному листу, а также о том, что решением Собрания депутатов Пушкиногорского района от 26.12.2023 № 65 "О бюджете муниципального образования "Пушкиногорский район" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" на 2024 год на исполнение исполнительного листа предусмотрено 764 000 руб.
Поскольку решение арбитражного суда Псковской области от 28.06.2021 по делу № А52-2154/2021 администрацией в полном объеме не исполнено, предприятие 23.01.2024 обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", следует, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение о принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся в том числе местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, муниципальных и городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, городских и сельских поселений, внутригородских районов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 указанного Кодекса.
В статьях 242.1, 242.2 БК РФ установлен порядок обращения взыскания на средства бюджета при исполнении судебных актов по искам к муниципальному образованию.
Из пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с этим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ).
По смыслу статьи 6 БК РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Из пункта 1 статьи 153 БК РФ следует, что рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов.
В соответствии со статьей 215.1 названного Кодекса исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган и осуществляется им, в частности, на основе сводной бюджетной росписи.
В статье 217 БК РФ закреплены требования к сводной бюджетной росписи.
С учетом анализа приведенных выше норм суд первой инстанции правильно отметил, что определенный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, заключается в их исполнении за счет выделенных соответствующему получателю лимитов бюджетных обязательств, а при их недостаточности - за счет выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств. В том числе, посредством внесения изменений в сводную бюджетную роспись в установленных БК РФ случаях.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О разъяснено, что данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац девятый статьи 69). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217).
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.
Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. Соответственно, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе, при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, а также своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Обязанности по совершению финансовыми органами каких-либо иных действий, направленных на исполнение судебных актов при недостаточности для их исполнения предусмотренных бюджетом данного муниципального образования денежных средств нормами Бюджетного кодекса не установлены.
Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании "Пушкиногорский район" определяет Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Пушкиногорский район", утвержденное решением Собрания депутатов Пушкиногорского района от 30.01.2019 № 43 (далее - Положение № 43).
Согласно пункту 2 статьи 35 Положения № 43 финансовое управление составляет проект бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляет его с необходимыми документами и материалами для внесения в Собрание депутатов Пушкиногорского района, организует исполнение бюджета, устанавливает порядок составления бюджетной отчетности, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Из статьи 55 этого Положения следует, что порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается финансовым управлением, а утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового управления.
В соответствии с пунктами 1.1, 5.1, 5.2 Положения об органе местной администрации Финансовом управлении Пушкиногорского района Псковской области, утвержденного решением Собрания депутатов Пушкиногорского района от 24.11.2009 № 141 (с изменениями и дополнениями), финансовое управление является органом администрации, которое возглавляет начальник, имеющий исключительное право дать разрешение утверждение сводной бюджетной росписи местных бюджетов и внесение изменений в них согласно действующему бюджетному законодательству.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, обязанности по исполнению судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств в пользу взыскателя (коммерческой организации) за счет казны муниципального образования возложены на финансовое управление и его руководителя.
Как отмечено ранее, исполнительный лист серии ФС № 035445109, выданный 13.01.2022 по делу № А52-2145/2021 о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического погашения долга принят управлением к исполнению 28.10.2022. Поскольку на дату предъявления исполнительного листа имелся долг по исполнительному листу о взыскании основного долга (погашение производилось в период с 2019 по февраль 2023 годы за счет областного бюджета 79 % от общей суммы долга 69 642 тыс. руб., за счет средств районного бюджета 14 760 тыс. руб.), то исполнение по исполнительному листу серии ФС № 035445109 фактически началось в 2023 году, предприятию 27.12.2023 выплачено 500 тыс. руб.
При этом остальная часть долга включена в бюджетную отчетность и приняты меры по включению данных расходов в бюджет района исходя из принципа сбалансированности бюджета (статья 33 БК РФ) и порядка формирования бюджета района, предусмотренного Законом Псковской области "О межбюджетных отношениях Псковской области" от 19.12.2008 № 816-ОЗ.
Собранием депутатов Пушкиногорского района принято решение от 26.12.2023 № 65 "О бюджете муниципального образования "Пушкиногорский район" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Бюджет этого района является дотационным, на 2024 год нормативные доходы составили 60 765 тыс. руб., нормативные расходы - 106 602 тыс. руб., дотация составила 45 837 тыс. руб. Нормативные расходы не обеспечивают в полном объеме фактические потребности. Остальные доходные источники (субвенции, субсидии, иные межбюджетные трансферты) имеют целевое значение.
Согласно статье 8 Положения № 43 к доходам бюджета района относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
В доходной части бюджета на 2024 год согласно Пояснительной записке по доходам и расходам бюджета муниципального образования Пушкиногорский район на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов отмечено, что налоговые и неналоговые доходы составили 65 543, 6 тыс. руб. или 17,2 % от общих доходов, безвозмездные поступления от бюджетов других уровней 314 762,5 тыс. руб. или 82,8 % от общих доходов, из которых 268 925,5 тыс. руб. или 70,7 % имеют строго целевое назначение (за исключением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов в размере 45 837 тыс. руб.). Сумма налоговых поступлений, согласно проекту налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Псковской области на 2024 год составила 63 273 тыс. руб.
В бюджете муниципального образования Пушкиногорский район на 2024 год предусмотрено погашение задолженности по исполнительному листу в сумме 764 тыс. руб. за счет доходов от продажи муниципального имущества (том 1, лист 88). За 2024 год доход от продажи муниципального имущества предусмотрен в размере 1 565, 6 тыс. руб., который является источником также иных расходов, связанных с решением вопросов местного значения.