ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А66-503/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2024 года.

В полном объёме постановление изготовлено 14 ноября 2024 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2024 года по делу

№ А66-503/2024,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть" (ОГРН 1166952065015, ИНН 6949108432; адрес: 170008, город Тверь, улица Озерная, дом 16, корпус 1, помещение V, кабинет 19; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Ржевской межрайонной прокуратуре (адрес: 172390, Тверская область, город Ржев, набережная Пушкинская, дом 17; далее - прокуратура) о признании недействительным представления от 08.12.2023 № 12-2023.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Инком-Строй Ржев" (ОГРН 1206900016069, ИНН 6952320132; адрес: 170042, город Тверь, набережная Афанасия Никитина, дом 144, корпус 4, помещение 4; далее - ООО "Инком-Строй Ржев"), прокуратура Тверской области (адрес: 170100, город Тверь, улица Симеоновская, дом 27), Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - ГЖИ).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает на отсутствие получения обществом показаний общедомового прибора учета от ООО "Инком-Строй Ржев". Считает неверным принятый прокуратурой при расчете платы за отопление период (с 03.10.2023). По мнению апеллянта верным является период с 25.09.2023.

Ржевская межрайонная прокуратура и прокуратура Тверской области в отзывах на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу не поступили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, общество является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ржев, ул. Садовая, д. 29 (далее - МКД).

По результатам рассмотрения обращения депутата Законодательного собрания Тверской области по вопросу обоснованности начисления платы за коммунальные услуги по отоплению в октябре 2023 в МКД, прокуратурой установлено следующее.

МКД оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии смешанного типа (далее - ОДПУ), акт ввода в эксплуатацию от 15.05.2022.

ОДПУ учитывает общий объем тепловой энергии, потребленной в целях предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.

Согласно отчетам ООО "Инком-Строй Ржев", являющегося управляющей организацией МКД, по показаниям ОДПУ суточные параметры теплоснабжения составляют:

с 21.03.2023 по 20.04.2023: от 1065, 169 Гкал до 1199,512 Гкал, расход 134,343 Гкал;

с 21.04.2023 по 21.05.2023: от 1199, 512 Гкал до 1255,111 Гкал, расход 55, 599 Гкал;

с 22.05.2023 по 20.06.2023: от 1255, 111 Гкал до 1298,530 Гкал, расход 43,42 Гкал;

с 22.06.2023 по 24.07.2023: от 1299, 775 Гкал до 1323,428 Гкал, расход 23,653 Гкал;

с 25.07.2023 по 24.08.2023: от 1323, 428 Гкал до 1363,909 Гкал, расход 40,481Гкал;

с 25.08.2023 по 02.10.2023: от 1363, 909 Гкал до 1419,198 Гкал, расход 55,289 Гкал;

с 03.10.2023 по 22.10.2023: от 1419, 198 Гкал до 1486,376 Гкал, расход 67,178 Гкал.

Действия, связанные с расчетами и начислениями платы за коммунальные услуги по жилищному фонду, находящемуся на обслуживании у общества, осуществляет общество с ограниченной ответственностью "ЕРКЦ" (далее - ООО "ЕРКЦ") на основании агентского договора от 15.06.2023, по условиям которого общество (принципал) не позднее 25 числа расчетного месяца предоставляет агенту показания общедомовых и индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, на основании которых агент производит начисление платежей за услуги согласно действующему законодательству по утвержденному тарифу.

В октябре 2023 года ООО "ЕРКЦ" получило от общества следующую информацию по спорному МКД: начальные показания ОДПУ (01.10.2023): 1288, 0 Гкал; показания ОДПУ на 25.10.2023: 1486,4 Гкал; расход: 198,4 Гкал, в то время как фактический расход тепловой энергии по показаниям ОДПУ согласно отчету о суточных параметрах теплоснабжения за период с 03.10.2023 по 22.10.2023 составил 67,178 Гкал.

Прокуратурой установлено нарушение пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), выразившееся в неверном использовании в расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению объема тепловой энергии по показаниям ОДПУ, что привело к начислению потребления энергии в повышенном размере.

По данному факту прокуратурой в адрес общества вынесено преставление от 08.12.2023 № 12-2023 об устранении нарушений жилищного законодательства, согласно которому обществу предписано в течение месяца со дня его внесения представления принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих: произвести перерасчет платы собственникам (пользователям) помещений в МКД за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил № 354.

Не согласившись с данным представлением, общество обратилось в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом положений части 9 настоящей статьи. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии (пункт 1.1 части 1 статьи 157 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ (решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, соответственно договора горячего водоснабжения и отопления).

Собственниками помещений в МКД с ООО "Инком-Строй Ржев" заключен договор управления многоквартирным домом, а также принято решение о заключении договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (протокол от 30.05.2023).

Таким образом, общество является исполнителем коммунальных услуг для данного МКД, что заявителем не опровергается.

Исходя из положений Правил № 354 общество как исполнитель спорных коммунальных услуг обязано осуществлять в установленном Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

В материалах дела усматривается и обществом не опровергнуто, что МКД оборудован ОДПУ смешанного типа, учитывающим общий объем тепловой энергии, потребленный в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно пункту 3 приложения № 2 к Правилам № 354 размер такой платы определяется по формуле

где:

Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

V(д) - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

S(об) - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

T(Т) - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 42(1) Правил № 354 при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.

В данном случае за октябрь 2023 года в расчете платы за отопление использованы следующие показания ОДПУ: начальные (на 01.10.2023) - 1288 Гкал; конечные (на 25.10.2023) - 1486, 4 Гкал, расход - 198,4 Гкал, за вычетом расходов на нужды ГВС (24,062262035 Гкал), итого - 174,337737965 Гкал.

Вместе с тем принятые в расчет показания не соответствуют показаниям ОДПУ за октябрь 2023 года с учетом даты начала отопительного сезона (с 03.10.2023 по 25.10.2023 расход составил 67, 178 Гкал.

Как обоснованно указано прокуратурой, в расчет следовало принимать значение 43, 115737965 Гкал (67,178 Гкал - 24,062262035 Гкал).

Применение при расчете платы положений пункта 42(1) Правил № 354 соответствует фактическим обстоятельствам дела, наличие оснований для применения иной методики расчета платы обществом не доказано и в материалах дела не усматривается.

По существу, расхождение в результатах расчета платы, выполненной сторонами, обусловлено тем, что фактически общество включило в расчет платы за отопление объем потребленной тепловой энергии, использованной в неотапливаемый (летний) период на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что не соответствует требованиям законодательства.

Таким образом, прокуратурой сделан правильный вывод о том, что в расчете размера платы за отопление в спорный период общество неверно использовало объем тепловой энергии по показаниям ОДПУ.

В оспариваемом представлении прокуратуры верно отражено, что указанная обществом в квитанции за ноябрь 2023 года сумма перерасчета платы за отопление составляет меньшее значение, чем размер выявленного прокуратурой расхождения, соответственно не свидетельствует об устранении обществом нарушения.

Доводы жалобы о несвоевременной передаче показаний ОДПУ управляющей организацией опровергаются материалами дела, поскольку соответствующий отчет представлен непосредственно обществом в материалы дела.

Кроме того, сами по себе обстоятельства несвоевременной передачи показаний ОДПУ не освобождают заявителя от обязанности по проведению перерасчета платы за отопление за октябрь 2023 года в соответствии с требованиями законодательства.

Доводы апеллянта о необоснованном учете прокуратурой при расчете платы за отопление показаний ОДПУ за период с 03.10.2023, тогда как, по мнению общества, должен учитываться период с 25.09.2023, подлежат отклонению, поскольку заявлены без учета даты начала отопительного периода.

Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы заявителя сводятся к иной оценке апеллянтом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств и не являются правовым основанием для отмены решения суда.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2024 года по делу № А66-503/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н. Болдырева

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка