ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2024 года Дело № А51-7090/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.А. Грызыхиной,
судей С.М. Синицыной, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Шулаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт",
апелляционное производство № 05АП-5935/2024
на решение от 05.09.2024
по делу № А51-7090/2023 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к публичному акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (ИНН 2504000204, ОГРН 1022502259625)
о взыскании 436 334 рублей 84 копеек,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Феско Интегрированный транспорт",
в отсутствие представителей участников спора;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к публичному акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ПАО "ВМТП", Порт) о взыскании 326 475 рублей штрафа за искажение сведений в железнодорожной накладной, 109 859 рублей 84 копеек убытков.
Определением суда от 31.07.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 04.10.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Феско Интегрированный транспорт" (далее - ООО "ФИТ").
Решением суда от 05.09.2024 с ПАО "ВМТП" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 326 475 рублей штрафа, 71 848 рублей 42 копейки убытков, а также 10 705 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "ВМТП" обжаловало его в апелляционном порядке.
По мнению ответчика, судом первой инстанции не дана оценка действиям ОАО "РЖД" как перевозчика, который принял груз к перевозке без замечаний относительно правильности размещения и крепления груза внутри контейнера, в частности, посчитав в рамках определенной сторонами Технологии взаимодействия в части размещения, крепления и приема к перевозке опасных грузов способ проверки груза по фото достаточным и допустимым.
Заявителем обращено внимание, что по результатам проверки истцом составлен акт общей формы № 3/8440 от 07.07.2022, из которого следует, что истцом в соответствии с Технологией взаимодействия проведена проверка правильности размещения и крепления груза на соответствие требованиям главы 12 ТУ ЦМ-943; также из данного акта общей формы следует, что проверка проводилась по фотоматериалам, что правильность размещения и крепления груза внутри контейнера без вскрытия определить невозможно, а также что истцом груз принят к перевозке. В последующем ответчиком была оформлена железнодорожная транспортная накладная № ЭФ184836 на перевозку контейнера № TLLU3095264 на вагоне № 98135569.
Как считает апеллянт, согласно Технологии взаимодействия ОАО "РЖД" обязано осуществлять совместно с ПАО "ВМТП" проверку правильности крепления грузов в контейнере. Приняв груз к перевозке по фотоматериалам без замечаний в отношении размещения, крепления спорного опасного груза, ОАО "РЖД" приняло на себя связанный с этим риск последствий и не вправе в последующем заявлять о ненадлежащем исполнении ПАО "ВМТП" обязанности по размещению, креплению груза.
Следовательно, заявленное ОАО "РЖД" требование о взыскании начисленного по правилам статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) штрафа также одновременно является результатом поведения самого ОАО "РЖД", не проявившего должную степень заботливости и осмотрительности при принятии к перевозке опасного груза. Ввиду изложенного, по мнению апеллянта, спорный инцидент возник, в том числе в результате неправомерного поведения ОАО "РЖД", которое проявилось в нарушении Технологии взаимодействия, что повлекло содействие в возникновении убытков, в связи с чем ответственность ПАО "ВМТП" должна быть уменьшена в порядке статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Также, ответчик указал, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, следовательно, размер ответственности ответчика в виде штрафа может быть уменьшен в порядке статьи 333 ГК РФ.
Помимо изложенного Порт обратил внимание на то, что расходы на оплату труда работников АО "ЦАСАО" не подлежат взысканию в качестве убытков истца, поскольку относятся на само АО "ЦАСАО" как на работодателя, но не на ОАО "РЖД".
В представленном письменном отзыве, приобщенном к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, ОАО "РЖД" возражало против доводов апелляционной жалобы, настаивая на законности судебного акта.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства участники спора явку представителей не обеспечили, что не препятствовало коллегии рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах и письменных отзывах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом, в июне 2022 по транспортной накладной № ЭФ184836 со станции Владивосток (эксп.) Дальневосточной железной дороги направлен вагон № 98135569 с контейнером № TLLU3095264 (собственник ООО "ФЕСКО Интегрированный транспорт") с грузом "водорода пероксида водный раствор, содержащий не менее 20%, но не более 60% водорода пероксида (стабилизированный, если необходимо), 58/ООН 2014, 5.1(8) АК 505(28470000)" на станцию Кольцово Свердловской железной дороги.
Согласно информационных данных накладной в контейнере погружено 20 мест, род упаковки - бочки общей массой 23490 кг, масса груза определена грузоотправителем по трафарету. На контейнере навешано иностранное ЗПУ № F6577705. В накладной имеются штемпели "Прикрытие 0-0-1", "Окислитель", "Едкое", "Контейнерный поезд".
20.07.2022 обнаружена течь жидкости прозрачного цвета 60 капель в минуту (парит) слева по ходу движения поезда и с восточного торца в нижней части контейнера № TLLU3095264 размещенного на вагоне № 98135569. Вагон № 98135569 с контейнерами № TLLU3095264, FESU5206343, FESU2201219 отцеплен для устранения коммерческой неисправности.
По факту выявления коммерческой неисправности оформлены акты общей формы ГУ-23 ВЦ станции Входная ЗСБ №№ 83020-2-БТ/6536, 4985 от 20.07.2022.
Факт возникновения аварийной ситуации зафиксирован Актом служебного расследования станции Входная от 20.07.2022.
В ходе расследования установлено, что грузовое место не сформировано в транспортный пакет в нарушение пункта 1.1. Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах от 27.05.2003 № ЦМ-943 (далее - Технические условия). В нарушение главы 12 Технических условий между ярусами уложен прокладочный материал (картон). После выгрузки первого ряда обнаружена течь во втором ряду. Также течь обнаружена в четвертом, шестом ряду слева.
Всего в контейнере в процессе выгрузки выявлено десять поврежденных грузовых мест, расположенных в нижнем ярусе погрузки, а именно излом и смятие верхних частей металлической обрешетки, девять грузовых мест течи не имеют, одно грузовое место со струйной течью. Еврокуб с течью находился слева в четвертом ряду от дверей контейнера. Течь обнаружена на боковой стенке пластиковой емкости, обращенной к соседнему продольному ряду. Поврежденная боковая стенка емкости деформирована в средней части по причине излома и отсутствия вертикальных ребер обрешетки, визуально видна выпуклость пластиковой емкости и на ней имеется отверстие размером 5х5 мм. Частичное отсутствие ребер металлической обрешетка не обеспечило целостность пластиковой емкости.
Для ликвидации инцидента с опасным грузом вызваны сотрудники аварийно-спасательного формирования центра "ЭКОСПАС" - филиала АО "ЦАСЭО". Специалистами "ЭКОСПАС" для устранения последствий инцидента произведено снятие контейнера с платформы, обработка щелочным раствором, вскрытие аварийного контейнера, извлечено всего емкостей (еврокуб): 20 шт., обнаружены поврежденных: 10 шт., установлены резиновые заплатки на место течи.
Полагая, что аварийная ситуация возникла в результате искажения в транспортной железнодорожной накладной особых отметок, ОАО "РЖД" соответствии со статьей 98 УЖТ РФ был начислен штраф, составивший 326 475 рублей.
Также истцом указано, что в результате устранения аварийной ситуации ОАО "РЖД" понесло убытки в сумме 109 859 рублей 84 копеек, в том числе на произведенные в пользу АО "ЦАСЭО" затраты по локализации и ликвидации последствий инцидента в размере 79 628 рублей 22 копейки, расходы эксплуатационного локомотивного депо ОМСК, связанные с доставкой и работой восстановительного поезда - 2 320 рублей 48 копеек, затраты на работу восстановительного поезда - 27 577 рублей 54 копейки, материальный ущерб вследствие нарушения графика движения поездов - 333 рубля 60 копеек.
Претензией от 17.10.2022 ОАО "РЖД" потребовало от ПАО "ВМТП" возмещения понесенных убытков и оплаты суммы штрафа, неисполнение условий которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) при пользовании услугами железнодорожного транспорта, регулируются главой 40 ГК РФ, УЖТ РФ, а также иными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
На основании статьи 26 УЖТ РФ при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.
Правилами статьи 27 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
За искажение наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава.
В силу статьи 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Как указано в пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки. Возмещение перевозчику понесенных убытков не может служить основанием освобождения от взыскания данного штрафа.
В рассматриваемом случае грузоотправителем (ответчик) в транспортной железнодорожной накладной № ЭФ184836 в графе 33 указано, что груз размещен и закреплен согласно Техническим условиям размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах от 27.05.2003 № ЦМ - 943; груз в контейнере размещен в соответствии с главой 12 ТУ рис. 1, 6 правильно; грузоотправитель и организация, производящая погрузку и крепление груза, несет ответственность за несоблюдение ТУ. Также в графе 32 накладной указано, что грузоотправитель отвечает за правильность сведений указанных в накладной.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон № 17-ФЗ) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе исходя из принципа доступности, безопасности и качества услуг. Названным Законом установлено, что основными принципами функционирования железнодорожного транспорта являются безопасность движения при эксплуатации железнодорожного транспорта; состояние защищенности процесса движения железнодорожного транспорта и самого железнодорожного подвижного состава, при которых отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона № 17-ФЗ грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.
Частью 1 статьи 18 УЖТ РФ установлено, что грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Требования к таре и упаковке грузов, грузобагажа, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими обязательными требованиями, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам.
Правилами статьи 23 УЖТ РФ установлено, что размещение и крепление грузов, грузобагажа в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27.05.2003 № ЦМ-943 (далее - Технические условия № ЦМ-943, ТУ).
Пунктом 5.1 Технических условий № ЦМ-943 установлено, что предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров.
Согласно пункту 23 Правил приема груза к перевозке (утв. 07.12.2016 Приказом № 374 Минтранс) (далее - Правила № 374) размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Размещение грузов производится в соответствии с ТУ и вышеуказанными правилами.
Согласно Приложению "Алфавитный указатель опасных грузов" к Правилам № 15 "водорода пероксида водный раствор, содержащий не менее 20%, но не более 60% водорода пероксида (стабилизированный, если необходимо)", классификационный шифр 2014, номер аварийной карточки 505, код опасности 58, является опасным грузом, отнесен к классу коррозионные, окисляющие вещества.
Факт возникновения аварийной ситуации зафиксирован актом служебного расследования допущенного нарушения (инцидента) при перевозке опасного груза станции Входная ЗСБ от 20.07.2022 (далее - Акт от 20.06.2022)
По факту выявленной течи груза и ее устранения составлены акты общей формы и коммерческий акт, представленные в материалы дела.
По результатам проведенного расследования комиссия пришла к выводу о том, что грузоотправителем ПАО "ВМТП" нарушено требование главы 12 ТУ, не предусматривающей способ размещения и крепления IBS кубоконтейнеров. В нарушение требований главы 1 Технических условий грузоотправителем ПАО "ВМТП" на данный способ погрузки не разработаны местные технические условия (МТУ) или непредусмотренные технические условия (НТУ) с учетом требований транспортировки и штабелирования (количества ярусов) в соответствии с сертификатом и паспортом на тару. В транспортной железнодорожной накладной № ЭФ184836 грузоотправителем искажена информация о грузе в части перевозимой тары "бочка", фактически груз размещен в таре "еврокуб". При этом в нарушение требований пункта 2.2.35 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных СЖТ СНГ (протокол от 05.04.1996 № 15) (далее - Правила № 15) тара для водорода пероксида вожного раствора не оборудована устройством (клапаном), обеспечивающим выход образующегося газа и препятствующим выходу жидкости.
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техническими условиями на продукцию, а также соответствующей требованиям Типовых правил ООН или ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка" с учетом национального законодательства. Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому (пункт 2.1.1 Правил перевозок опасных грузов, далее - Правила).