ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2024 года Дело № А51-18202/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство",
апелляционное производство № 05АП-5905/2024
на решение от 28.08.2024
судьи М.С. Кирильченко
по делу № А51-18202/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" (ОГРН 1021401045258, ИНН 1435029085)
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2540261603, ОГРН 1212500012944)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота",
о признании недействительным заключения от 28.06.2023 № 3-А,
при участии:
от Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округ: представитель Фрунзе А.В. (при участии онлайн) по доверенности от 30.10.2023, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 24458);
от публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство", общества с ограниченной ответственностью "Алексеевская ремонтно - эксплуатационная база флота": не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" (далее - заявитель, общество, ПАО "ЛОРП") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление, Ространснадзор) о признании недействительным заключения от 28.06.2023 № 3-А в части путем исключения из словосочетания в абзаце 4 пункта 9 мотивировочной части "потеря груза составила 82 тонны розлива нефтепродуктов бензин АИ-92" слова "розлива", обязать устранить допущенное нарушение прав и законных интересов (с учетом принятых судом уточнений).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 25.03.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено, общество с ограниченной ответственностью "Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота" (далее - третье лицо, ООО "Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2024 в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что управлением произвольно сделан вывод о причине потери груза в количестве 82 тонн в результате разлива, поскольку выводы взяты из разных абзацев технического акта от 13.06.2023. Полагает, что судом не дана оценка естественной убыли и собранном с помощью сорбента бензине, что привело к неполному выяснению обстоятельств по делу, причинам потерь груза.
Общество и третье лицо, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Ространснадзора против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
12.06.2023 нефтеналивной теплоход "Ерофей Хабаров" с баржей "МН-2601" следовал рейсом г. Усть-Кут - г. Ленек. При постановке на кормовые якоря не учёл действие сильною течения, и результате чего в 20:40 на 3293 км от Быкова Мыса реки Лена произошёл навал (удар) о стоящую баржу "МН-2537" из состава теплохода "ТР-901".
В соответствии с Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса России от 29.12.2003 № 221 (далее - Положение № 221) была создана комиссия для проведения расследования транспортного происшествия.
По результатам расследования было составлено заключение от 28.06.2023 № 3-А.
В пункте 9 "Последствия Транспортного Происшествия" заключения комиссией указано, что согласно техническому акту теплохода "Ерофей Хабаров" от 13.06.2023 потеря груза составила 82 тонны розлива нефтепродуктов бензин АИ-92, человеческих жертв нет.
Не согласившись с данным абзацем заключения, посчитав, что указанное нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило исключить из словосочетания "потеря груза составила 82 тонны розлива нефтепродуктов бензин АИ-92" слово "розлива", которое последним оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением о расследовании транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (далее - Положение № 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в транспортном комплексе), федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области гражданской авиации) и государственную речную судоходную инспекцию.
Пунктом 4 Положения № 398 установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункты 6.2, 6.7 Положения N 398).
Пунктом 5.5.12 (4) Положения № 398 предусмотрено, что расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 названного Положения № 221 расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктом 4 Положения № 221 целью проведения расследования транспортных происшествий является установление причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.
Расследование транспортного происшествия включает сбор и анализ информации о транспортном происшествии, установление факторов, выявление причин, приведших к транспортному происшествию, подготовку рекомендаций по предупреждению транспортных происшествий в будущем и рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности судоходства.
В силу пункта 8 Положения № 221, видами транспортных происшествий являются соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, гидротехническим сооружением; повреждение гидротехнических сооружений.
На основании пункта 14 Положения № 221, до получения разрешения территориального органа Ространснадзора судам запрещается покидать место транспортного происшествия. В случае невозможности связаться с территориальным органом Ространснадзора в связи с удаленностью места происшествия и отсутствием связи капитан обязан принять все меры по документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования территориального органа Ространснадзора.
Разделами III и IV Положения № 221 закреплен алгоритм расследования транспортных происшествий и порядок рассмотрения материалов расследования транспортных происшествий.
В силу пункта 19 Положения № 221 инспекторы территориального органа Ространснадзора в ходе расследования транспортного происшествия берут письменные показания и в письменной форме уточняют вопросы по существу дела у лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение, производят, приобщают к материалам расследования магнитофонные записи береговых радиостанций, фотографии и видеоматериалы; запрашивают у должностных лиц документы и материалы, необходимые для уточнения обстоятельств транспортного происшествия; получают заключения работников Российского Речного Регистра, организаций, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин транспортного происшествия; при необходимости, для уточнения обстоятельств происшествия, проводят эксперимент; направляют на прохождение медицинского освидетельствования участников транспортного происшествия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Расследование транспортного происшествия производится территориальным органом Ространснадзора, в зоне ответственности которого оно произошло (пункт 20 Положения № 221).
Пунктом 21 Положения № 221 установлено, что задачами расследования транспортных происшествий являются: оценка соответствия судна, экипажа, оборудования требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания, установление обстоятельств, причин и последствий аварии или инцидента оценка действий причастных к транспортному происшествию должностных лиц, выявление должностных лиц, действия которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия, с указанием невыполненных позиций нормативных документов, классификация транспортного происшествия.
Пунктом 22 Положения № 221 установлено, что на основании представленных документов государственный инспектор территориального органа Ространснадзора готовит мотивированное заключение по транспортным происшествиям.
В соответствии с пунктом 24 Положения № 221 начальник территориального органа Ространснадзора по материалам расследования: определяет причину, вид, классификацию транспортного происшествия, владельцев судов или гидросооружений, выносит решение по заключению о транспортном происшествии; направляет заключение, постановление и решение по транспортным происшествиям владельцам судов и гидротехнических сооружений - участникам происшествия.
Из анализа указанных норм права следует, что расследование транспортных происшествий осуществляется с целью выявления причин транспортных происшествий для предупреждения их возникновения в дальнейшем, оценки фактического состояния судов и экипажа, а также оценки действий причастных лиц.
На основании приведенных правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, и анализа содержания оспариваемого заключения следует признать, что оспариваемое заключение комиссии принято уполномоченным органом с соблюдением установленной компетенции в пределах предоставленных полномочий и полностью соответствует принципам и цели расследования инцидента на внутренних водных путях.
Оспариваемое обществом заключение по результатам расследования транспортного происшествия содержит его краткое описание; в нем приведены условия и обстоятельства, при которых оно произошло, дана оценка соответствия судна и экипажа требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания; установлены фактические обстоятельства и причастные к транспортному происшествию лица, дана оценка их действий, установлены причины транспортного происшествия, содержатся выводы и рекомендации по предупреждению подобных транспортных происшествий в будущем.
Таким образом, заключение содержит в себе выводы о причинах аварии, при этом не разрешает гражданско-правого спора о наличии виновных лиц в причинении убытков.
Судом из материалов дела установлено, что, по мнению заявителя, административным органом допущена ошибочная формулировка - "потеря груза составила 82 тонны розлива нефтепродуктов бензин АИ92", в связи с чем, просит исключить слово "розлива". Заявитель полагает, что наличие данного вывода сделано административным органом в отсутствии документов, предрешает разрешение спора о возмещении вреда, а также имеет значение в рамках уголовного дела о хищении топлива
Вместе с тем расследование транспортного происшествия на внутренних водных путях не преследует цель распределить вину или установить ответственность, осуществляется отдельно и независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства, и не препятствует ему.
Оспариваемое заключение составлено на основании аварийного дела, в том числе, технического акта 13.06.2023, листов опроса капитана, механика и иных сотрудников общества и иных материалов дела, из которых следует, что повреждения судна были получены не с момента начала эксплуатации судна, в момент транспортного происшествия, следовательно, потеря груза произошла вследствие разлива.
Доводы о том, что сведения о розливе бензина и потере груза в разных частях акта, в связи с чем управлением сделан произвольный вывод о причине потери груза в количестве 82 тонн в результате разлива, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данный документ составлялся сотрудниками общества, а также требований к составлению акта законодательством не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка естественной убыли и собранном с помощью сорбента бензине, что привело к неполному выяснению обстоятельств по делу, причинам потерь груза, коллегия отклоняет как не относящийся к компетенции суда.
При этом виновность тех или иных лиц, в результате действий которых произошел инцидент, в рамках настоящего дела не устанавливается с учетом предмета заявления и избранного обществом способа защиты.
Кроме того, расследование причин транспортных происшествий на внутренних водных путях нацелено не на распределение вины или определение ответственности, а проводится в целях предотвращения их в будущем.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое заключение в абзаце 4 пункта 9 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся судом апелляционной инстанции на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2024 по делу
№ А51-18202/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю. Еремеева
Судьи
А.В. Гончарова
С.В. Понуровская
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка