ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2024 года Дело № А51-9195/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2024 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи С.В. Понуровской,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная экологическая компания "Рециклинг",

апелляционное производство № 05АП-4539/2024

на решение в виде резолютивной части от 02.07.2024

судьи Н.А. Тихомировой

по делу № А51-9195/2024 Арбитражного суда Приморского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная экологическая компания "Рециклинг" (ИНН 2539080909, ОГРН 1072539001699)

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (ИНН 2536008735, ОГРН 1022501308610)

о признании незаконным постановления № 39-03/24 от 20.03.2024,

при участии: без вызова сторон;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточная экологическая компания "Рециклинг" (далее - заявитель, общество, ООО "ДЭК "Рециклинг") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее - ответчик, Приморскстат) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 39-03/24 от 20.03.2024, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 № 60 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.07.2024, принятым в виде резолютивной части, постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю по делу об административном правонарушении № 39-03/24 от 20.04.2024 изменено в части назначения обществу административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, административный штраф в сумме 20 000 рублей заменен предупреждением.

22.07.2024 судом изготовлено мотивированное решение в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ДЭК "Рециклинг" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества. В обоснование доводов апелляционной жалобы настаивает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, так как отчет по форме государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", утвержденной приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", был предоставлен заявителем в срок - 01.02.2024 через личный кабинет природопользователя, 01.03.2024 указанный отчет переведен Росприроднадзором в статус "принято".

Через канцелярию суда в порядке статьи 262 АПК РФ от Приморскстата поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, направленный в адрес суда 04.09.2024 почтовым отправлением, по тексту которого административный орган просит суд оставить обжалуемое решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судом установлено, что 02.09.2024 от ООО "ДЭК "Рециклинг" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: запрос в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.07.2024 № А/028, сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, выписка из реестра лицензий № Л020-00113-25/00115232 от 20.07.2022.

Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения в силу прямого запрета, установленного частью 2 статьи 272.1 АПК РФ, согласно которой дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).

Поскольку таких оснований судом апелляционной инстанции не установлено, дополнительно представленные письменные доказательства не могут быть приняты на стадии апелляционного производства. Приложенные к ходатайству документы заявителю жалобы не возвращаются, поскольку поданы в электронном виде.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.

Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.

Из материалов дела установлено следующее:

ООО "ДЭК "Рециклинг" не предоставлена форма государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", утвержденная приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", за 2023 год по эксплуатируемым объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: - 64-0125-002908-П - площадка накопления отходов, расположенная по адресу: г. Южно-Сахалинск, пер. Энергетиков, д. 14; -05-0125-000498-П - производственная площадка № 1, расположенная по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Кирова, д. 185. Срок предоставления первичных статистических данных истек 01.02.2024.

В связи с непредставлением ООО "ДЭК "Рециклинг" формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", утвержденной приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 за 2023 год, 16.02.2024 материалы в отношении последнего направлены Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в Территориальный орган Федеральной службы статистики по Приморскому краю (Приморскстат), поскольку составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 КоАП РФ, относится к компетенции Федеральной службы государственной статистики (Росстат), на территории Приморского края - Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Приморского края (Приморскстат).

06.03.2024 Приморскстатом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю от 20.03.2024 № 39-03/24 ООО "ДЭК "Рециклинг" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, рассмотрев представленные материалы, пришел к выводу о том, что вина ООО "ДЭК "Рециклинг" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, доказана Приморскстатом. Вместе с тем, арбитражный суд с учетом характера допущенного правонарушения посчитал возможным заменить административный штраф на предупреждение.

Повторно исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции усматривает наличие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим:

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.

Объективная сторона правонарушения с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013, выражается в

- не предоставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке;

-либо несвоевременном предоставлении первичных статистических данных; предоставлении недостоверных первичных статистических данных.

Субъектами ответственности за данное правонарушение признаются лица, в обязанности которых входит представление статистической информации.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона № 282-ФЗ от 29.11.2007 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Федерального закона № 282-ФЗ).

По правилам статьи 6 Федерального закона № 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3).

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).

В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение № 620).

Пунктом 3 Положения № 620 установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

В соответствии с пунктом 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с Пунктом 5 Положения № 620, руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица. В случае отсутствия такого лица, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее предоставления), является руководитель организации, ее филиала и представительства.

В силу пункта 11 Положения № 620 датой предоставления первичных статистических данных и первичных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.

На основании пункта 14 Положения № 620 не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления". С указанием по ее заполнению, сбор и обработка данных, по которой осуществляется Росприроднадзором.

Согласно положениям Приказа, сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления по форме № 2-ТП (отходы) предоставляется юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке. Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0, 1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Заполненная форма предоставляется респондентом в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения в срок до 01.02.2024.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.