ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2024 года Дело № А19-11891/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя Садоводческого некоммерческого товарищества "Сибжилцентр" Зайцевой С.А. (доверенность от 25.01.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2024 года по делу № 19-11891/2023,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Сибжилцентр" (ОГРН 1103850015620; ИНН 3812128105, 664047, Россия, Иркутская обл., город Иркутск г.о., Депутатская ул., д. 42, кв. 1, далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194; ИНН 3808170859, 664011, Иркутская область, Иркутск город, Горького улица, 31, далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа № 02-91-5776/23 от 26.05.2023 в исключении из государственного лесного реестра земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1672, и обязании Министерства лесного комплекса Иркутской области исключить из государственного лесного реестра сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1672.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация молодежного муниципального образования - Администрация сельского поселения (ОГРН 1053827058603, ИНН 3827020552, 664038, Иркутская область, Иркутский р-н, п. Молодежный, д. 7).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2024 года по делу № А19-11891/2023 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Считает, что суд первой инстанции дал неверную оценку обстоятельствам дела, имеющим существенное значение при рассмотрении спора, применил нормы права, не подлежащие применению. Указывает, что оспариваемый ненормативный правовой акт является законным и обоснованным.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Сибжилцентр" в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Остальные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.10.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Остальные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, садоводческое некоммерческое товарищество "Сибжилцентр" обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области (вх. от 05.05.2023г. № 01-91-7911/23) с заявлением об исключении из государственного лесного реестра территории, на который расположен земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1672.
Министерство лесного комплекса Иркутской области, рассмотрев указанное обращение СНТ "Сибжилцентр" не нашло оснований для исключения из государственного лесного реестра территории, на который расположен земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1672, в связи с чем, направило заявителю оспариваемый отказ № 02-91-5776/23 от 26.05.2023г.
Полагая, что данный отказ противоречит нормам земельного и лесного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", частью 3 статьи 5 ФЗ от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" установлен приоритет государственного реестра недвижимости над государственным лесным реестром.
Поскольку формирование и постановка земельного участка на кадастровый учет как земли населенных пунктов осуществлены до 1 января 2016 года, Министерство лесного комплекса Иркутской области, по мнению заявителя, неправомерно отказало в исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда.
Министерство лесного комплекса Иркутской области, возражая против заявленных требований, указало, что спорный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, в связи с чем, незаконно находится в пользовании СНТ "СибЖилЦентр". Министерство ссылалось на решение Иркутского районного суда от 21.07.2021, которым ранее было отказано в исключении сведений из государственного лесного реестра (дело № 2-3148/2021).
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Иркутского районного МО от 10.07.2014 № 794/з утверждена схема расположения земельного участка, площадью 15 000 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:06:140701:1672, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ДНТ "СибЖилЦентр" для дачного строительства.
Постановлением Иркутского районного МО от 28.11.2014 № 4870 утвержден акт выбора указанного земельного участка и предварительное согласование места для размещения ДНТ "СибЖилЦентр".
На основании постановления Администрации Иркутского района от 18.12.2014 № 5409 Дачному некоммерческому товариществу "СибЖилЦентр" предоставлен земельный участок общей площадью 15000 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:06:140701:1672, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ДНТ "СибЖилЦентр" для дачного строительства, бесплатно в пользование.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования и ДНТ "СибЖилЦентр" 18.12.2014 заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, общей площадью 15000 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:06:140701:1672, расположенным по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ДНТ "СибЖилЦентр" для дачного строительства.
Постановлением Администрации Молодежного МО от 07.07.2014 № 233/1 указанному земельному участку присвоен почтовый адрес - Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ДНТ "Молодежный".
Из представленного реестрового дела судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1672 по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ДНТ "СибЖилЦентр" поставлен на кадастровый учет 05.12.2014 Земельный участок относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для дачного строительства и имеет площадь 4001 +/- 43 кв.м.
Спорный земельный участок предоставлен СНТ "СибЖилЦентр" на основании постановления Администрации Иркутского района от 18.12.2014 № 5409 "О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу "СибЖилЦентр".
Указанные выше Распоряжение Иркутского районного муниципального образования от 10.07.2014 № 794/з об утверждении схемы земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1672 общей площадью 15 000 кв.м., договор № 508 от 18.12.2014г. безвозмездного срочного пользования земельным участком, постановление Администрации Иркутского района от 18.12.2014 № 5409 "О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу "СибЖилЦентр" никем не оспорены, в установленном законодательством порядке недействительными не признаны.
Впоследствии из земельного участка 38:06:140701:1672 образованы несколько земельных участков - 38:06:140701:1956, 38:06:140701:1957, 38:06:140701:1958, 38:06:140701:1959, 38:06:140701:1960, 38:06:140701:1961.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:3125, образованного из двух участков, ранее состоявших на учете в ЕГРН и находящихся в составе земельного участка 38:06:140701:1672 - как земельного участка из земель населенных пунктов, решением Арбитражного суда Иркутской области от 13.04.2022 по делу № А19-6595/2021 Федеральному агентству лесного хозяйства в удовлетворении требований о признании отсутствующим право собственности ООО СЗ "ПРОФИТ" отказано.
При этом, суд, отказывая в иске, принял во внимание действующий приоритет государственного кадастра недвижимости над государственным лесным реестром, а также отсутствие доказательств фактического владения истцом спорным объектом.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.11.2022 по делу № А19-15377/2022 удовлетворены требования ООО СЗ "Профит" к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным отказа в исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на участок № 38:06:140701:3125, выделенного из земельного участка 38:06:140701:1672.
Таким образом, в результате выделения земельных участков, в настоящее время площадь "материнского" земельного участка 38:06:140701:1672 составляет 4001 +/- 43 кв.м.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее-ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 201-ФЗ).
В соответствии со статьей 4.2 Закона № 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (ГЛР) до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет 5 участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017г. № 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В данном случае в соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон № 172-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 29.07.2017г. № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии) по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, для уточнения границ земельного участка.
В силу части 5 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017г. № 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно части 6 статьи 4.6. Закона № 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню_ исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Законом № 218-ФЗ, в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений (часть 7 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.