ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2024 года Дело № А78-5733/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2024 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю Тренёвой Е.С. (доверенность от 20.06.2024),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 августа 2024 года по делу № 78-5733/2024,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ОГРН 1157536001996, ИНН 7536150522, 672000, Забайкальский край, г.о. город Чита, ул. Профсоюзная, д. 25, офис 30, далее - заявитель, ООО "Перспектива", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244, 672007, Забайкальский край, г.Чита, ул.Чкалова, д. 160 Б, далее - заинтересованное лицо, ОСФР по Забайкальскому краю, фонд) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности от 19.04.2024 № 750024100031603.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 августа 2024 года по делу № А78-5733/2024 заявление ООО "Перспектива" удовлетворено.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.

Не приводя доводы о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, либо правил оценки судом доказательств, апеллянт полагает обжалуемое решение незаконным.

Отзыв на апелляционную жалобу ООО "Перспектива" не представило.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.10.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ).

ООО "Перспектива" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ОСФР по Забайкальскому краю, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по представленным 21.02.2024 ООО "Перспектива" сведениям для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведениям о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) за 2023 год фондом проведена камеральная проверка, по итогам которой составлен акт от 14.03.2024 № 750024100031601 (т. 1, л.д. 30-31, 41-44, 45-46).

Проверкой установлено, что обществом необоснованно применен страховой тариф в размере 0, 2%, повлекший формирование недоимки по страховым взносам в сумме 405 394,58 руб. в период с 01.10.2023 по 31.12.2023.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки уполномоченным должностным лицом фонда вынесено оспариваемое решение, которым заявителю вменена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 405 394, 58 руб., по состоянию на 01.01.2024 начислены пени в сумме 4808,75 руб., применен штраф по статье 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) в сумме 81 078,92 руб. (т. 1, л.д. 28-29, 51-55).

ООО "Перспектива", считая решение нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

На основании пункта 1 статьи 2 Закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статьёй 3 Закона № 125-ФЗ определено, что страхователем выступает юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель в спорном периоде являлся страхователем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно пункту 1 статьи 26.19 Закона № 125-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение десяти рабочих дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного пунктом 2 статьи 26.15 настоящего Федерального закона, должностными лицами территориального органа страховщика, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма (пункт 4 статьи 26.19 Закона № 125-ФЗ).

Пунктом 5 статьи 26.19 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальный орган страховщика письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в территориальный орган страховщика документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 26.19 данного Федерального закона.

Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (пункт 2 статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов.

Аналогичные правила закреплены в пункте 25 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 № 81.

Таким образом, положения Закона № 125-ФЗ не содержат оговорок о необходимости извещения страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем вручения страхователю уведомления лично под расписку, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении, телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Поскольку материалы проверки могут быть рассмотрены, а соответствующее решение вынесено, только при надлежащем уведомлении проверяемого лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки, постольку фондом законодательно закреплена обязанность по обеспечению страхователю возможности представления возражений на акт проверки и участия в рассмотрении материалов проверки.

Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что фонд рассмотрел материалы проверки и принял оспариваемое решение при отсутствии у него сведений о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки, поскольку достоверных и убедительных доказательств направления заявителю уведомления от 14.03.2024 № 750024100031602 в дело не представлено.

Ссылка апеллянта на отправку данного уведомления обществу путем почтового отправления по списку № 77 (партия 19337) от 18.03.2024 (позиция 30) несостоятельна, поскольку из него следует, что в адрес страхователя был направлен исключительно акт камеральной проверки, причем без каких-либо идентифицирующих его признаков (отсутствует указание на дату и номер).

Фиксация от руки на данном списке высылки актов и уведомлений, по мнению суда, недопустимо в силу статьи 68 АПК РФ, в том числе по причине отсутствия реквизитов высылаемых уведомлений и их конкретных получателей (т. 1, л.д. 47-50).

При этом судом установлено, что согласно оспариваемому решению (стр. 2) указано на уведомление страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки через отправку уведомления от 14.03.2024 № 750024100031602 почтовым реестром № 750024-000177 от 14.03.2024 (т. 1, л.д. 28, 51 (оборот)), который в материалы дела не представлен, тогда как суд первой инстанции определением от 15.08.2024 предлагал фонду представить доказательства направления страхователю уведомления от 14.03.2024 № 750024100031602 (т. 1, л.д. 73).

В судебном заседании 05.11.2024 представитель фонда настаивала на подтверждении надлежащего уведомления страхователя согласно списку № 77 от 18.03.2024, однако причины несоответствия указанного в оспариваемом решении способа уведомления пояснить затруднилась, признав документальную неподтвержденность своей позиции.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно установлено несоблюдение фондом требования закона о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения материалов проверки в целях предоставления страхователю возможности присутствовать в процессе рассмотрения материалов проверки, а также представлять по ним свои возражения и пояснения.

Также судом правомерно установлено, что итогом оценки отчетности ЕФС-1 за 2023 год, представленной обществом 21.02.2024, по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, фондом 14.03.2024 составлен акт № 750024100031601, в котором зафиксировано наличие недоимки в размере 405 394, 58 руб. за период с 01.10.2023 по 31.12.2023 (пункт 3 акта).

Вместе с тем ещё одним актом от 26.03.2024 № 750024100063201 по результатам оценки этой же отчетности заинтересованным лицом сформирован вывод об отсутствии в проверяемом периоде какой либо недоимки (пункт 3 акта).

Оба указанных акта являются приложением № 6 к Приказу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 31.05.2023 № 933 (далее - Приказ № 633), регламентирующего, в том числе, требования к описательной части акта камеральной проверки, где указывается выявлены или не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний описательная часть акта должна содержать сведения о выявленной недоимке по страховым взносам, сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выявленных в ходе проверки (пункты 1, 6 приложения № 8).

При этом именно по результатам оценки акта от 14.03.2024 вынесено оспариваемое решение.

Более того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что оба акта одним числом составлены именно по результатам проверки представленной обществом 21.02.2024 отчетности ЕФС-1 за 2023 год, о чем имеется соответствующее указание в актах.

Сколько-нибудь разумного объяснения такого обстоятельства представитель фонда пояснить также затруднилась.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что данные обстоятельства в силу пункта 1 статьи 26.19 Закона № 125-ФЗ в рассматриваемом случае являются противоречивыми и взаимоисключающими, поскольку порождают для страхователя неопределенность относительно обстоятельств, установленных камеральной проверкой нарушений законодательства, что недопустимо.

Судом установлено, что поводом для доначисления страховых взносов по оспариваемому решению послужило применение заинтересованным лицом страхового тарифа 8, 5% против 0,2%, отраженного страхователем в ЕФС-1 за 2023 год.

В соответствии с положениями Закона № 125-ФЗ одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска (статья 4 Закона № 125-ФЗ), под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя (статья 3 Закона № 125-ФЗ).

Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст.ст. 21-22 Закона № 125-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 22 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

На основании пункта 4 статьи 22 Закона № 125-ФЗ страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22.1 Закона № 125-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователями, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 22.1 Закона № 125-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила № 713).

Исходя из пункта 2 Правил № 713, виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска.