ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2024 года Дело № А33-15292/2023
Резолютивная часть постановления объявлена "30" октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" ноября 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Красноярский ремонтно-механический завод": Медведевой И.В., представителя на основании доверенности от 26.10.2024 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта; Телина В.Г., представителя на основании доверенности от 01.10.2024 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска: Ивановой Н.С., представителя на основании доверенности от 15.12.2023 № 118 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" июля 2024 года по делу № А33-15292/2023,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский ремонтно-механический завод" (ИНН 2465005686, ОГРН 1022402476480, далее - заявитель, ООО "РМЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, далее - Департамент) о признании незаконным решения от 31.03.2023 № 5809 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка; о возложении обязанности в двухдневный срок со дня изготовления в полном объеме решения по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем сформирования земельного участка, занимаемого нежилым зданием с кадастровым номером: 24:50:040132:146 по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, д.16 "А"/16, и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с координатами их поворотных точек) согласно ранее поданному ООО "РМЗ" заявлению.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "03" июля 2024 года по делу № А33-15292/2023 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным изложенный в письме от 31.03.2023 № 5809ги отказ Департамента в предварительном согласовании ООО "РМЗ" земельного участка площадью 1070 кв.м. в целях размещения нежилого здания с кадастровым номером 24:50:0400132:146, как противоречащий положениям Земельного кодекса Российской Федерации. В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества от 16.03.2023 № 12 (от 17.03.2023 вх.№ 6439-ги). С Департамента в пользу ООО "РМЗ" взыскано 3000 судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что испрашиваемый заявителем земельный участок является собственностью субъекта Российской Федерации - Красноярского края, следовательно, Департамент не имеет полномочий по распоряжению таким земельным участком. Кроме того, образование испрашиваемого земельного участка не предусмотрено Проектом межевания. К заявлению общество приложило схему для утверждения, однако по данным Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок площадью 1070 кв.м. расположен в границах территории, в отношении которой постановлением администрации г. Красноярска от 15.12.2020 № 1005 утвержден проект межевания, не предусматривающий образование земельного участка в заявленных обществом границах. Испрашиваемый заявителем земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, расположен на землях неразграниченной государственной собственности. Вывод суда об утверждении проекта межевания и планировки без учета факта нахождения на спорном земельном участке нежилого здания, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
ООО "РМЗ" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель по делу выразил несогласие с позицией Департамента, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заявителя по делу возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
На основании постановления администрации г. Красноярска от 19.11.1992 № 441 в целях взимания налоговой платы Ремонтно-механическому заводу 24.11.1992 выдано свидетельство на право пользования землей площадью 2, 43 га с указанием координат поворотных точек земельного участка, а также содержащее план землепользования.
Согласно плану приватизации арендного предприятия Красноярский ремонтно-механический завод, утверждённому председателем краевого комитета по управлению госимуществом 09.08.1993, в отношении предприятия установлена собственность: краевая, государственная.
По договору купли-продажи земельного участка от 29.12.2011 № 1261 Департамент (продавец) предоставил в общую долевую собственность за плату покупателям:
ООО "РМЗ" (доля в праве ?) и ИП Серебрякову А.И. (доля в праве ?) земельный участок с кадастровым номером 24:50:04 00 132:46 общей площадью 22 045 кв.м. для эксплуатации нежилых зданий в соответствии с градостроительным регламентом зоны, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Право собственности ООО "РМЗ" на праве общей долевой собственности (доля в праве ?) на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400132:46, из категории земель - земли населенных пунктов, разрешённое использование: для взимания налоговой платы, общей площадью 22 045 кв.м., по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Шахтеров, 16, зарегистрировано в установленном порядке 31.01.2012 (свидетельство о государственной регистрации права 24ЕК № 306437 от 31.01.2012, выписка из ЕГРН от 24.03.2023 № КУВИ-001/2023-70386545).
Администрация г. Красноярска выдала обществу разрешение от 08.03.2009
№ 31-7863А на строительство нежилого здания склада готовой продукции № 2 общей площадью 814, 6 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров, 16, со сроком действия до 31.12.2009. Согласно техническому паспорту нежилого здания, составленного филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю по состоянию на 09.10.2008, год завершения строительства нежилого здания по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, д. 16А, строение 16, - 2008.
Также администрация г. Красноярска выдала обществу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.03.2009 № 01/1475-дг в отношении объекта: нежилого здания склада готовой продукции № 2 общей площадью 814, 6 кв.м., расположенного по адресу:
г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров, 16, со сроком действия до 31.12.2009.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.03.2009
№ 01/1475-дг зарегистрировано 22.04.2009 право собственности ООО "РМЗ" на нежилое здание общей площадью 814, 6 кв.м., по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Шахтеров, д. 16А, строение 16, кадастровый номер 24:50:040132:0005:04:401:002:000065170:0002 (свидетельство о государственной регистрации права 24ЕИ № 181357 от 22.04.2009, выписки из ЕГРН от 14.03.2023, от 24.03.2023 № КУВИ-001/2023-70386512, от 24.03.2023 № КУВИ-001/2023-70572400).
ООО "РМЗ" обратилось в Департамент с заявлением от 16.03.2023 исх. № 12 (вх.№ 6439-ги от 17.03.2023) о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации на праве собственности в целях эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 24:50:040132:146, общей площадью 814, 6 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. шахтеров, д. 16 "А", строение № 16. К заявлению от 16.03.2023 № 12 ООО "Красноярский ремонтно-механический завод" приложены следующие документы: копия выписки из ЕГРН на нежилое здание по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 16 "А"/16; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; доверенность от ООО "РМЗ", подтверждающая полномочия представителя заявителя; CR-диск с информацией расположения земельного участка.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь образуемого земельного участка составляет 1070 кв.м., условный номер земельного участка 24:50:0400132:0096.
Письмом от 31.03.2023 № 5809ги Департамент отказал заявителю в предварительном согласовании предоставлении земельного участка по следующим основаниям. Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности образуемый земельный участок площадью 1070 кв.м. расположен в границах территории, в отношении которой постановлением администрации г. Красноярска от 15.12.2020 № 1005 утвержден проект межевания территории центральной левобережной части города Красноярска и района "Удачный" и направлении на доработку проекта планировки территории центральной левобережной части города Красноярска и района "Удачный", который не предусматривает образование земельного участка в испрашиваемых границах; в соответствии с проектом испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с условным номером 12.1.5, площадью 3921 кв. м.). Испрашиваемый земельный участок площадью 1070 кв.м. расположен в границах земельного участка, ранее занимаемого производственной территорией ремонтно-механического завода, предоставленного администрацией предприятию постановлением администрации города Красноярска от 19.11.1992 № 441 для взимания земельного налога; в 1190 году администрацией зарегистрировано ООО "Красноярский ремонтно-механический завод", согласно плану приватизации от 06.08.1993 предприятие находилось в краевой собственности; объект недвижимости с кадастровым номером 24:50:040132:146 (ранее 24:50:040132:0005:04:401:002:000065170:0002) ранее являлся собственностью ООО "РМЗ". Испрашиваемый земельный участок относится к собственности Красноярского края и полномочия по распоряжению указанным земельным участком у департамента отсутствуют
Не согласившись с отказом, изложенным в письме от 31.03.2023 № 5809ги, ООО "РМЗ" обратилось в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В пунктах 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены сведения, подлежащие указанию в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также перечень документов, прилагаемых к такому заявлению.
Согласно части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Закрытый (исчерпывающий) перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "РМЗ" обратилось в Департамент с целью предварительного согласования предоставления земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации на праве собственности в целях эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 24:50:040132:146, общей площадью 814, 6 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, д. 16 "А", строение № 16. К заявлению обществом приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой площадь образуемого земельного участка составляет 1070 кв.м, условный номер земельного участка 24:50:0400132:0096.
Департамент ссылается на отсутствие у него полномочий по предварительному согласованию предоставления испрашиваемого участка, так как участок является собственностью субъекта Российской Федерации - Красноярского края.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
-которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Доказательств, подтверждающих наличие в отношении испрашиваемого участка оснований, перечисленных в пункте 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлено. Также как и не представлено иных достаточных доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности Красноярского края. Ссылка Департамента на план приватизации предприятия, согласно которому в отношении предприятия установлена собственность: краевая, государственная, не является достаточным доказательством того, что испрашиваемый земельный участок отнесен к собственности края.
В силу пунктом 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
В данном случае суд апелляционной инстанции не усматривает исключений, предусмотренным вышеприведенным пунктом.
В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р (далее - Положение о Департаменте), Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками, а также распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
В силу пункта 25 Положения о Департаменте одной из функций указанного органа является управление и распоряжение муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, путем передачи их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, концессионным соглашениям, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, залог, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.
Разрешение на строительство нежилого здания склада готовой продукции № 2 общей площадью 814, 6 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров, 16, со сроком действия до 31.12.2009, выдано администрацией г. Красноярска. Также администрацией города выдано и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.03.2009 № 01/1475- дг в отношении объекта: нежилого здания склада готовой продукции № 2 общей площадью 814,6 кв.м., расположенного по адресу:
г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров, 16, со сроком действия до 31.12.2009, на основании которого зарегистрировано право собственности ОО О "РМЗ" на указанное здание.
С учетом изложенного, вопреки позиции Департамента, именно он обладает полномочиями по предварительному согласованию предоставления в отношении спорного земельного участка, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение участка к собственности Красноярского края.
Также в обоснование отказа Департамент указал, что по данным Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок площадью 1070 кв.м. расположен в границах территории, в отношении которой постановлением Администрации г. Красноярска от 15.12.2020 № 1005 утвержден проект межевания, не предусматривающий образование земельного участка в заявленных обществом границах.