ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2024 года Дело № А33-8041/2024
Резолютивная часть постановления объявлена "30" октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" ноября 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)": Плинокосовой М.А., представителя на основании доверенности от 10.04.2024 № ЕТГК-24/278 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края:
Федоренко Э.А., представителя на основании доверенности от 09.01.2024 № 1 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" августа 2024 года по делу № А33-8041/2024,
установил:
акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020, далее - заявитель, АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - Служба) о признании недействительным предписания от 20.12.2023 № 356-ж об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "01" августа 2024 года по делу № А33-8041/2024 требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Службы от 20.12.2023 № 356-ж. Со Службы в пользу общества взыскано 3000 руб. государственной пошлины. АО "Енисейская ТГК (ТГК 13) из федерального бюджета возвращено 2000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 16.11.2023 № 54385.
Не согласившись с данным судебным актом, Служба обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Служба указывает, что шлакоблок, шлакобетон относятся к камням стеновым бетонным, которые изготавливаются из щебня и песка из шлаков черной и цветной металлургии, смеси золошлаковых тепловых электростанций, щебня и песка из шлаков тепловых электростанций, гранулированного доменного шлака с применением в качестве вяжущего шлакопортландцемента. Довод заявителя о том, что акт Службы не содержит норм, в соответствии с которыми установлено требование о применении норматива для МКД со стенами из кирпича, камня к домам с материалом стен - шлакоблоки, поскольку такими специализированными знаниями обладают специалисты Службы. Кроме того, теплоизоляционные свойства материалов наружных стен из шлакоблока и шлакобетона схожи с материалами из камня и кирпича. Следовательно, начисление платы в рассматриваемом случае надлежит осуществлять с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки.
АО "Енисейская ТГК (ТГК 13) представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами Службы. Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Службы поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В связи с поступлением в Службу обращений граждан (от 31.10.2023 № 02-23/13446, от 31.10.2023 № 02-23/13447, от 26.10.2023 № 02-23/13281) на основании решения заместителя руководителя Службы от 30.11.2023 № 356-ж государственным инспектором территориального подразделения Службы в период с 01.12.2023 по 20.12.2023 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Енисейская (ТГК-13)" как исполнителя коммунальных услуг на объектах жилищного фонда, по адресам: Красноярский край, г. Канск, ул. Куйбышева, д. 18, ул. Красноярская, д. 4, ул. Ангарская, д. 4.
В ходе проведения проверки Службой установлено и в акте проверки от 20.12.2023 № 356-ж отражено, что согласно техническим паспортам материалом стен многоквартирных домов, расположенных в городе Канске по адресам: ул. Куйбышева, д. 18, ул. Красноярская, д. 4, ул. Ангарская, д. 4, является шлакоблок. При анализе платежных документов за периоды декабрь 2022 - май 2023 года, сентябрь - ноябрь 2023 года по жилым помещениям многоквартирного дома по адресу: г. Канск, ул. Ангарская, д. 4, Службой установлено, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению общество производит с применением норматива для многоквартирного дома со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки. По жилым помещениям многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Куйбышева, д. 18, ул. Красноярская, д. 4, применение указанного норматива осуществлено обществом в период сентябрь - ноябрь 2023 года.
Служба выдала обществу предписание от 20.12.2023 № 356-ж, в котором указано, что обществом нарушен пункт 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011
№ 354 (далее - Правила № 354). Согласно предписанию обществу надлежало в срок до 20.02.2024 устранить нарушение, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период сентябрь-ноябрь 2023 года, а также производить начисление платы собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресам: г. Канск, ул. Куйбышева, д. 18, ул. Красноярская, д. 4, с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки. Кроме того, обществу надлежало в указанный срок произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период декабрь 2022 года - май 2023 года, сентябрь - ноябрь 2023 года, а также производить начисление платы собственникам помещений в МКД по адресу: г. Канск, ул. Ангарская, 4, применяя норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки.
Не согласившись с предписанием от 20.12.2023 № 356-ж, АО "Енисейская ТГК (ТГК 13)" обратилось в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Службой процедуры проведения проверки и об отсутствии при проведении проверки грубых нарушений. Указанный вывод суда не оспаривается обществом в суде апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Одной из предоставляемых потребителю коммунальных услуг является отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к Правилам № 354, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (подпункт "е" пункта 4 Правил № 354).
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и требования к их формированию определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306).
В силу пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем (подпункт "д").
Согласно пункту 11 Правил № 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Канск на отопительный период утверждены приказом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04.12.2020 № 14-36н. Норматив потребления определяется годом постройки дома, его этажностью и типом материала стеновых конструкций. Установлено разделение на: многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича; многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков; многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов.
Как установлено Службой, согласно техническим паспортам материалом стен многоквартирных домов, расположенных в городе Канске по адресам: ул. Куйбышева, д. 18, ул. Красноярская, д. 4, ул. Ангарская, д. 4, является шлакоблок. При этом в ходе анализа платежных документов Службой установлено, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению общество производит с применением норматива для многоквартирного дома со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки. В свою очередь, Служба считает, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению указанных МКД необходимо осуществлять по нормативу для многоквартирных домов со стенами из кирпича, камня до 1999 года постройки. Данный вывод Служба обосновывает схожими теплоизоляционными свойствами материалов наружных стен шлакоблока и шлакобетона с материалами из камня и кирпича, а также отмечает, что шлакоблок, шлакобетон относятся к камням стеновым бетонным, которые изготавливаются из щебня и песка из шлаков черной и цветной металлургии, смеси золошлаковых тепловых электростанций, щебня и песка из шлаков тепловых электростанций, гранулированного доменного шлака с применением в качестве вяжущего шлакопортландцемента.
Вместе с тем, в материалы дела представлены пояснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (правопреемника Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, принявшего приказ от 04.12.2020 № 14-36н об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению) от 21.06.2024 № 82-5489/2 (по запросу суду), от 03.11.2023 № 78-5653/14, согласно которым многоквартирные жилые дома дифференцируются в зависимости от материала стен (камень, кирпич; панели, блоки; дерево, смешанные и другие материалы), иных категорий домов для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, а также применение более широкой дифференциации по материалу стен не предусмотрено. С учетом различий в теплоизоляционных свойствах материалов наружных стен многоквартирных и жилых домов, влияющих на объем потребления тепловой энергии, отнесение МКД к одной из категорий домов по техническим и конструктивным особенностям осуществляется на основании технической документации. Если дом построен из шлакоблоков (шлакобетона), то материал стен относится к категории "панели, блоки".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недействительности оспариваемого предписания.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При подаче апелляционной жалобы Служба на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, следовательно, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" августа 2024 года по делу № А33-8041/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А. Иванцова
Судьи:
М.Ю. Барыкин
Д.В. Юдин
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка