ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2024 года Дело № А82-21857/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления финансов администрации Угличского муниципального района
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2024 по делу
№ А82-21857/2023
по заявлению Шефера Александра Викторовича
к Управлению финансов администрации Угличского муниципального района (ИНН 7612007333, ОГРН 1027601310395)
третье лицо: Управление жилищно-коммунального комплекса и строительства администрации Угличского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1057602368009, ИНН 7612034859)
о признании незаконным бездействия, об обязании приостановить осуществление операций по расходованию средств,
установил:
Шефер Александр Викторович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению финансов администрации Угличского муниципального района (далее - ответчик, Управление финансов) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Управления жилищно-коммунального комплекса и строительства администрации Угличского муниципального района Ярославской области; об обязании Управления финансов администрации приостановить до момента исполнения решения Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2018 по делу № А82-7374/2018 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищно-коммунального комплекса и строительства Администрации Угличского муниципального района Ярославской области (далее - третье лицо, Управление ЖККС).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление финансов обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции в нарушение пункта 2 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в резолютивной части решения не указал название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие) ответчика. В апелляционной жалобе Управление финансов указывает, что Управление ЖККС является муниципальным казенным учреждением, в связи с чем исполнительный документ подлежал исполнению в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Ответчик считает, что нарушений норм БК РФ в действиях финансового органа нет.
Шефер А.В. в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Управление ЖККС является муниципальным казенным учреждением. Шефер А.В. полагает, что Управлению финансов надлежит исполнять исполнительный лист в соответствии с требованиями статьи 242.6-1 БК РФ, которая регулирует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения (по заключенным контрактам, договорам, соглашениям), либо статьи 242.5 БК РФ, которая регулирует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено с 23.09.2024 на 14 часов 40 минут 11.11.2024. Протокольным определением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2024 Управлению ЖККС предложено представить Положение об Управлении жилищно-коммунального комплекса и строительства администрации Угличского муниципального района Ярославской области в редакции, действовавшей на момент предъявления исполнительного документа в Управление финансов администрации Угличского муниципального района.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу указало, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, поскольку мотивировочная часть решения содержит ошибочный вывод об Управлении ЖККС как о бюджетном учреждении. Управлением ЖККС представлено решение Думы Угличского муниципального района Ярославской области от 14.07.2017 № 118. Указанный документ приобщен к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ.
Шефер А.В. представил дополнения к отзыву, в которых указал, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения статьи 242.5 БК РФ.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2018 по делу № А82-7374/2018 с Угличского муниципального района в лице Управления жилищно-коммунального комплекса и строительства администрации Угличского муниципального района Ярославской области за счет казны Угличского муниципального района Ярославской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Угличское топливное предприятие" (наименование изменено на ООО "Клининг Центр") взыскано 25 817 663 рублей 18 копеек задолженности, в том числе 24 914 430, 16 рублей субсидии, 903 233,42 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, дальнейшее взыскание процентов производить с суммы долга - 24 914 413,16 рублей начиная с 11.07.2018 по день фактической оплаты долга с учетом ключевой ставки, опубликованной Банком России.
27.05.2019 судебный акт вступил в законную силу и взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС № 031910432 от 26.06.2019.
Данный исполнительный лист 16.10.2019 предъявлен для принудительного исполнения в Управление финансов администрации Угличского Муниципального района.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 31.01.2023 в судебном акте по делу № А82-7374/2018 произведена замена взыскателя с общества с ограниченной ответственностью "Клининг Центр" на правопреемника Шефера Александра Викторовича.
17.02.2023 Шефером А.В. в Управление финансов администрации Угличского Муниципального района, подано заявление о замене взыскателя в исполнительном производстве.
В связи с неисполнением должником судебного акта в полном объеме заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Управления ЖККС при исполнении исполнительного документа по делу № А82-7374/2018; обязал Управление финансов администрации приостановить до момента исполнения решения Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2018 по делу № А82-7374/2018 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Управления ЖККС, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 БК РФ (здесь и далее в редакции на дату 16.10.2019) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов.
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 242.1 БК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление № 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
В пункте 14 Постановления № 13 разъяснено, что исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением. К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В пункте 19 Постановления № 13 разъяснено, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Предметом настоящего спора является бездействие Управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Управления жилищно-коммунального комплекса и строительства администрации Угличского муниципального района Ярославской области.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2018 по делу № А82-7374/2018, с Угличского муниципального района в лице Управления жилищно-коммунального комплекса и строительства администрации Угличского муниципального района Ярославской области за счет казны Угличского муниципального района Ярославской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Угличское топливное предприятие" взыскано 25 817 663, 58 рублей, в том числе 24 914 430, 16 рублей субсидии, 903 233,42 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, с последующим начислением на сумму долга 24 914 430,16 рублей, начиная с 11.07.2018 по день фактической оплаты долга с учетом ключевой ставки, опубликованной Банком России.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Удовлетворяя заявленные Шефером А.В. требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ), статьями 242.1, 242.6.1 БК РФ, статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ). В частности, суд первой инстанции указал на несоблюдение ответчиком порядка приостановления операций по лицевым счетам должника - бюджетного учреждения.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1). Местная администрация обладает правами юридического лица (часть 7). Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (часть 8).