ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2024 года Дело № А28-4417/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Четвергова Д.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Рукобратского С.А., действующего на основании доверенности от 31.05.2024,
представителя ответчика - Бабинцева С.С., действующего на основании доверенности от 08.05.2024, представителя министерство Лесного хозяйства Кировской области - Коротышевой Т.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2024 № 13.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу непубличного акционерного общества "Леснополянская обрабатывающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.09.2024 по делу № А28-4417/2024
по заявлению непубличного акционерного общества "Леснополянская обрабатывающая компания" (ИНН: 4322011815, ОГРН: 1154350005920)
к Министерству промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области (ИНН 4345313322, ОГРН 1114345037641)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческое предприятие "Алмис" (ИНН: 4348027908, ОГРН: 1024301337125), Министерство лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963),
о признании незаконным распоряжения,
установил:
непубличное акционерное общество "Леснополянская обрабатывающая компания" (далее - заявитель, Общество, НПАО "ЛПОК") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к министерству промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области (далее - ответчик, Министерство промышленности) о признании незаконным распоряжения Министерства промышленности от 24.01.2024 № 34-Р "Об отклонении заявки непубличного акционерного общества "Леснополянская обрабатывающая компания" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса "Комбинат деревянного домостроения 1-ая очередь"; о возложении на Министерство промышленности обязанности в течение трех рабочих дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Кировской области подготовить, вынести и опубликовать распоряжение об отборе заявки непубличного акционерного общества "Леснополянская обрабатывающая компания" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса "Комбинат деревянного домостроения 1-ая очередь".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческое предприятие "Алмис" (далее - ООО ПКП "Алмис"), Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство лесного хозяйства).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.09.2024 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, НПАО "ЛПОК" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Из апелляционной жалобы следует, что в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 06.02.2014 № 22 утвержден перечень лесных участков для передачи в аренду ООО ПКП "Алмис" для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис". Однако в результате последующих замен лесных участков, предназначенных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис" был сформирован иной перечень лесных участков (распоряжения Правительства Кировской области № 25 от 01.11.2017, № 49 от 27.02.2018), на которые ООО ПКП "Алмис" заключены реальные договоры аренды на длительные сроки; все договоры аренды являются действующими. Как указывает Общество, 10.10.2019 распоряжением Правительства Кировской области № 285 распоряжения № 25 от 01.11.2017, № 49 от 27.02.2018, № 185 от 16.07.2018 отменены, однако, договоры аренды лесных участков остались в силе. НПАО "ЛПОК" считает, что за ООО ПКП "Алмис" для реализации одного и того же инвестиционного проекта закреплены два комплекта участков: 1) согласно распоряжению Правительства Кировской области № 22 от 06.02.2014, 2) согласно заключенным договорам аренды Заявитель полагает, что ссылка суда на распоряжение Правительства Кировской области № 22 от 06.02.2014 незаконна, поскольку в настоящее время инвестиционный проект ООО ПКП "Алмис" завершен.
Министерство лесного хозяйства в отзыве на апелляционную жалобу указало, что распоряжение Правительства Кировской области от 06.02.2014 № 22 не отменено, недействительным не признано; заявка НПАО "ЛПОК" подана 27.12.2023 до завершения ООО ПКП "Алмис" реализации инвестиционного проекта (10.04.2024), в связи с чем оспариваемое распоряжение от 24.01.2024 № 34-Р является правомерным.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.09.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.09.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон и третьего лица поддержали занятые по делу правовые позиции.
Третье лицо ООО ПКП "Алмис" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.12.2023 НПАО "ЛПОК" в Министерство промышленности подана заявка на включение инвестиционного проекта "Комбинат деревянного домостроения 1-ая очередь" в п. Лесные Поляны, Омутнинского района в перечень приоритетных проектов согласно порядку, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190.
16.01.2024 Министерство лесного хозяйства направило в Министерство промышленности заключение на заявку Общества на реализацию инвестиционного проекта. Из данного заключения следует, что в перечень лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта, включены лесные участки, невозможные для передачи третьим лицам в аренду для целей заготовки древесины, а также создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, в связи с действующим распоряжением Правительства Кировской области от 06.02.2014 № 22 "Об утверждении заявки общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческого предприятия "Алмис" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис"", а именно: все лесные кварталы по Рудниковскому лесничеству и практически все лесные кварталы по Омутнинскому лесничеству (за исключением лесных кварталов №№ 193, 204, 205, 206, 211, 221, 222, 230, 231 Залазнинского участкового лесничества). На основании вышеизложенного не представляется возможным согласовать как перечень лесных участков, так и график заключения договоров аренды лесных участков.
24.01.2024 заявка Общества рассмотрена на заседании комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса (далее - комиссия).
Комиссия установила, что представленный вместе с заявкой перечень лесных участков содержит лесные участки, содержащиеся в заявках других инвесторов, по которым принято решение об отборе заявки, а именно: в перечень лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта, включены лесные участки, невозможные для передачи третьим лицам в аренду для целей заготовки древесины, а также создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, в связи с действующим распоряжением Правительства Кировской области от 06.02.2014 № 22 "Об утверждении заявки общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческого предприятия "Алмис" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис"", а именно: все лесные кварталы по Рудниковскому лесничеству и практически все лесные кварталы по Омутнинскому лесничеству (за исключением лесных кварталов № 193, 204, 205, 206, 211, 221, 222, 230, 231 Залазнинского участкового лесничества). Имеются основания для принятия рекомендации об отклонении заявки, в связи с тем, что представленный с заявкой перечень лесных участков содержит лесные участки, содержащиеся в заявках других инвесторов, по которым принято решение об отборе заявки.
Комиссия решила принять рекомендацию об отклонении заявки НПАО "ЛПОК" на реализацию инвестиционного проекта.
24.01.2024 Министерство промышленности на основании указанной рекомендации комиссии издало распоряжение № 34-Р "Об отклонении заявки непубличного акционерного общества "Леснополянская обрабатывающая компания" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса "Комбинат деревянного домостроения 1-ая очередь" (далее - распоряжение № 34-Р). Данным распоряжением предусмотрено отклонить и возвратить на доработку заявку НПАО "ЛПОК" на реализацию инвестиционного проекта в связи с несоответствием требованиям, установленным Правилами утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, включения в данный перечень и исключения из него таких инвестиционных проектов, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 (далее - Правила № 190), а именно: представленный вместе с заявкой перечень лесных участков содержит лесные участки, содержащиеся в заявках других инвесторов, по которым принято решение об отборе заявки (распоряжение Правительства Кировской области от 06.02.2014 № 22 "Об утверждении заявки общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческого предприятия "Алмис" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис").
10.04.2024 Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан приказ № 1521, которым предусмотрено считать завершенным инвестиционный проект ООО ПКП "Алмис" "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис".
НПАО "Леснополянская обрабатывающая компания" обжаловало распоряжение № 34-Р в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) инвестиционная деятельность в целях развития лесного комплекса осуществляется в форме капитальных вложений в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон № 39-ФЗ) и настоящим Кодексом.
Согласно статье 1 Закона № 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); под приоритетным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, включения в данный перечень и исключения из него таких инвестиционных проектов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 22 ЛК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в целях развития лесного комплекса и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, включения в данный перечень и исключения из него таких инвестиционных проектов (далее - Правила № 190).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 190 подготовку и утверждение перечня инвестиционных проектов осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил № 190 предусмотрено, что инвестор направляет в заинтересованный орган составленную в произвольной форме заявку, содержащую перечисленные в нем сведения и документы. В пункте 8 Правил № 190 установлены требования, которым должен соответствовать инвестор.
Концепция инвестиционного проекта разрабатывается в соответствии с методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень инвестиционных проектов, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (пункт 9 Правил № 190).
Критерии оценки инвестиционных проектов содержатся в пункте 10 Правил № 190.
На основании пункта 12 Правил № 190 заинтересованный орган, руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, осуществляет в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявок отбор заявок в соответствии с положениями пунктов 2 и 7 - 10 настоящих Правил, абзацев четвертого - девятого настоящего пункта и подготавливает проект решения об отборе заявки либо проект решения об отклонении заявки.
Заинтересованный орган принимает решение об отклонении заявки и возвращении ее на доработку инвестору в случае, если при рассмотрении заинтересованным органом заявки выявлено, что представленный вместе с заявкой перечень лесных участков содержит лесные участки, содержащиеся в заявках других инвесторов, по которым принято решение об отборе заявки или решение о внесении изменений в инвестиционный проект.
В соответствии с пунктом 13 Положения № 190 в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления от инвестора о рассмотрении соответствующего решения межведомственная комиссия представляет в заинтересованный орган заключение об обоснованности отбора заявки либо отказа в отборе заявки, а также информирует инвестора о соответствующем заключении.
Заинтересованный орган в течение 10 рабочих дней после получения от межведомственной комиссии заключения об обоснованности отбора заявки либо отказа в отборе заявки, указанного в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отборе заявки либо об отклонении заявки и возвращает заявку инвестору с указанием оснований для отказа в отборе заявки (пункт 14 Положения № 190).
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявка ООО ПКП "Алмис" на реализацию инвестиционного проекта утверждена распоряжением Правительства Кировской области от 06.02.2014 № 22 "Об утверждении заявки ООО ПКП "Алмис" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис".
Приложением к распоряжению от 06.02.2014 № 22 является перечень лесных участков для передачи в аренду ООО ПКП "Алмис" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис".
27.12.2023 НПАО "ЛПОК" в Министерство промышленности подана заявка на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в целях реализации развития лесного комплекса "Комбинат деревянного домостроения 1-ая очередь" в п. Лесные Поляны, Омутнинского района.
24.01.2024 Министерство промышленности издало распоряжение № 34-Р, которым отклонило и возвратило на доработку заявку НПАО "ЛПОК", поскольку представленный вместе с заявкой перечень лесных участков содержит лесные участки, содержащиеся в заявках других инвесторов, по которым принято решение об отборе заявки (распоряжение Правительства Кировской области от 06.02.2014 № 22 "Об утверждении заявки общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческого предприятия "Алмис" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис").
В силу пункта 12 Правил № 190 указанное обстоятельство является основанием для отклонения заявки и возвращения ее на доработку инвестору.
Тот факт, что часть испрашиваемых НПАО "ЛПОК" лесных участков уже включена в утвержденный распоряжением от 06.02.2014 № 22 Перечень лесных участков, передаваемых ООО ПКП "Алмис", участвующими в деле лицами не оспаривается.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что распоряжение № 34-Р является правомерным и обоснованным, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Доводы Общества о том, что в результате последующих замен лесных участков, предназначенных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация лесоперерабатывающего завода ООО ПКП "Алмис" был сформирован иной перечень лесных участков (распоряжения Правительства Кировской области № 25 от 01.11.2017, № 49 от 27.02.2018), на которые ООО ПКП "Алмис" заключены реальные договоры аренды на длительные срок; все договоры аренды являются действующими, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правильно отклонены им.
Судом учтено, что из пояснений заявителя, а также из судебных актов по делам №№ А28-4076/2022, А28-14473/2019 следует, что изменения, которые вносились в распоряжение от 06.02.2014 № 22, отменены.
В частности, в рамках дела № А28-14473/2019 ООО ПКП "Алмис" оспаривало распоряжение Правительства Кировской области от 10.10.2019 № 285 "Об отмене некоторых распоряжений Правительства Кировской области" в части отмены распоряжения Правительства Кировской области от 01.11.2017 № 25 "О внесении изменений в распоряжение Правительства Кировской области 06.02.2014 № 22"; требования заявителя оставлены без удовлетворения. В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.05.2022 по делу № А28-14473/2019 указано, что юридическим последствием отмены Распоряжения № 25 явилось исключение из распоряжения от 06.02.2014 № 22 внесенных в него изменений и восстановление его действия в первоначальной редакции.
Таким образом, на дату подачи заявки Обществом 27.12.2023 распоряжение Правительства Кировской области от 06.02.2014 № 22 действовало в первоначальной редакции.