МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2024 года Дело № 7-20245/2024
8 ноября 2024 г. адрес
Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио адвоката фио на постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 31 октября 2024 г., которым гражданин адрес фио, ...паспортные данные, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ
31 октября 2024 г. в отношении фио составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное судебное постановление защитником фио адвокатом фио подана жалоба в Московский городской суд, в которой заявитель просит отменить постановление и прекратить производство по делу, указывая, что фио режим пребывания на адрес не нарушал, осуществляет трудовую деятельность на основании трудового договора, состоит на миграционном учете.
фио, находящийся в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по адрес, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявлял.
Требование части 3 ст. 25.1 КоАП РФ, предусматривающей обязательное присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности в виде административного ареста или административного выдворения, распространяется лишь на стадию рассмотрения дела об административном правонарушении. В гл. 30 КоАП РФ, регулирующей порядок пересмотра постановлений и решений по таким делам, подобных норм нет.
Поэтому, учитывая разъяснение Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики за адрес 2008 г. (вопрос № 7), прихожу к выводу, что жалоба может быть рассмотрена в отсутствие лица, подвергнутого административному выдворению, поскольку имеются данные о надлежащем извещении фио о месте и времени судебного разбирательства, от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника адвоката фио, поддержавшей жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно пп. 1,2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на адрес и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 30 октября 2024 г. в 15 часов 20 минут по адресу: адрес на станции метро "Кунцевская" в результате проверки соблюдения миграционного законодательства сотрудниками 3 о/п УВД на ММ ГУ МВД России по адрес выявлен гражданин адрес, ...паспортные данные, который нарушил режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а именно: фио въехал на адрес 1 февраля 2023 г. с целью въезда "трудовая деятельность". По окончании срока пребывания 1 мая 2023 г. (90 суток) адрес не покинул, от выезда уклонялся, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности: рапортом сотрудника полиции об обнаружении правонарушения; протоколом об административном задержании; объяснениями фио; справкой о проверке по учётам; сведениями из ЕИР РМУ ИСОД МВД России, АС ЦБДУИГ; копией паспорта иностранного гражданина; протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела.
Таким образом, совершенное фио деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Утверждение в жалобе о правомерном нахождении фио на адрес, так как с 21 мая 2021 г. он осуществляет трудовую деятельность на основании трудовых договоров с ООО "Система", не свидетельствует об отсутствии в действиях фио состава вмененного административного правонарушения, в силу следующего.
10.10.2014 был подписан Договор о присоединении адрес к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 22.12.2014 № 420-ФЗ "О присоединении адрес к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
В соответствии с ч.5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (ч.9 ст.97 Договора).
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Приказом МВД России от 22 ноября 2021 г. № 926 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Порядок).
В силу п. 2 Порядка решение о продлении либо об отказе в продлении срока временного пребывания либо сокращении срока временного пребывания принимается соответственно Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за деятельность ГУВМ МВД России, начальником ГУВМ МВД России, руководителем (начальником) территориального органа МВД России, начальником отдела (отделения, пункта) полиции территориального органа МВД России на районном уровне, начальником подразделения по вопросам миграции.
Согласно п. 3 Порядка основаниями для продления срока временного пребывания являются обстоятельства, предусмотренные пп. 2, 3, 5, 7 - 12 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.
В случаях, предусмотренных пп. 3, 10 - 12 ст. 5 и подп. 8 - 8.4, 10 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также в случае, если иностранный гражданин является трудящимся государства - члена Договора о Евразийском экономическом союзе, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо членом семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза, иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление (п. 6.1 Порядка).
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления или ходатайства в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления или ходатайства к рассмотрению уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений, в том числе, о продлении срока временного пребывания - по заявлению иностранного гражданина или принимающей его стороны в виде письменного решения (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку) или по ходатайству иностранного гражданина или образовательной организации, указанной в подп. 6.2 п. 6 настоящего Порядка, в виде резолюции на ходатайстве.
После принятия решения о продлении срока временного пребывания по заявлению или ходатайству, предусмотренных п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и подп. 6.1 и 6.2 п. 6 настоящего Порядка, в миграционной карте иностранного гражданина производится отметка о продлении срока временного пребывания путем проставления оттиска мастичного штампа размером 70 мм х 30 мм (п. 20 Порядка).
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что фио или принимающая его сторона в установленном законом порядке обращались в соответствующий орган с заявлением о продлении срока пребывания фио, в связи с осуществлением им трудовой деятельности на основании трудового договора как трудящимся государства - члена Договора о Евразийском экономическом союзе.
Также по делу установлено, что решение о продлении срока пребывания иностранного гражданина уполномоченным должностным лицом не принималось, миграционная карта с соответствующей отметкой отсутствует, как отсутствуют такие сведения и в ЕИР РМУ ИСОД МВД России, АС ЦБДУИГ.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что срок временного пребывания фио на адрес определяется ст. 5 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и составляет 90 суток с момента въезда на адрес 1 февраля 2023 г. по истечении которых фио, в нарушение данной нормы, не выехал с адрес, и продолжил свое пребывание до момента задержания 30 октября 2024 г., не имея на то законных оснований.
Следовательно, действия фио квалифицированы правильно, так как он, находясь в городе федерального значения Москве, нарушил режим пребывания на адрес и по истечении установленного срока уклонился от выезда из Российской Федерации, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
При этом факт постановки фио на миграционный учет в ОВМ МУ МВД России "Люберецкое" по адресу: адрес в период с 16.05.2024 по 14.05.2025, на что заявитель ссылается в жалобе, не свидетельствует об отсутствии в действиях фио состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку регистрация по месту пребывания в целях миграционного учета не продлевает срок пребывания иностранного гражданина на адрес. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания не является документом, подтверждающим законность пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации. Факт постановки на миграционный учет и наличие уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания не являются обстоятельствами, подтверждающими срок пребывания в РФ иностранных граждан и не свидетельствуют о принятии компетентным должностным лицом полиции решения о продлении срока пребывания иностранного гражданина в РФ в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом МВД России от 22 ноября 2021 г. № 926.
Поскольку, при описании события вмененного фио административного правонарушения судья районного суда неверно указал в обжалуемом постановлении дату уклонения фио от выезда из РФ как 4 июня 2024 г., ошибочно определив окончание срока временного пребывания иностранного гражданина на адрес датой окончания срока его регистрации по месту пребывания в целях миграционного учета, вопреки положениям п.4 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", учитывая, что датой окончания срока пребывания фио в РФ при установленных фактических обстоятельствах и исходя из вышеприведенных положений пп. 1,2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" является 1 мая 2023 г. (90 суток), принимая во внимание, что данное обстоятельство на правильность вывода судьи о доказанности вины фио в совершении указанного выше административного правонарушения не влияет и является устранимым, прихожу к выводу об изменении постановления в части указания даты окончания срока пребывания фио на адрес - 1 мая 2023 г.
В остальном, вопреки доводам жалобы, постановление судьи в достаточной степени мотивировано, оно отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено фио в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, а также с учетом характера конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и личности виновного.
Назначение фио наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Принятое судом решение о принудительном выдворении фио за пределы РФ является обоснованным установленными судом обстоятельствами.
Ссылка в жалобе на нахождение на иждивении у фио малолетнего ребенка фио, паспортные данные, родившегося от фактических брачных отношений с гражданкой адрес, не свидетельствует о нарушении права на уважение частной жизни фио, который не лишен возможности реализации своих родительских обязанностей в стране гражданской принадлежности, и не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство РФ.
Оснований для применения положений части 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 25.12.2023 № 649-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", не имеется, поскольку предусмотренная указанной нормой совокупность условий, позволяющих прийти к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни фио и несоразмерно целям административного наказания, отсутствует.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 31 октября 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении фио изменить: указать дату окончания срока пребывания фио на адрес 1 мая 2023 г.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Е.А.Новикова
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Московского городского суда
http://mos-gorsud.ru