МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 7 ноября 2024 года Дело № 3а-3941/2024
Именем Российской Федерации
7 ноября 2024 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Шкурине С.С.,
с участием прокурора Каировой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "ЭЛМА" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пунктов 21303, 21304 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП), в части пунктов 20332, 20333 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года № 2564-ПП), в части пунктов 19942, 19943 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года № 2269-ПП),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление № 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" № 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года № 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт опубликован 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы", № 67, т. 1, а также размещен 23 ноября 2022 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года № 2269-ПП, вступившего в силу с 1 января 2024 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2024 года (далее - Перечень на 2024 год). Нормативный правовой акт размещен 24 ноября 2023 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктами 21303, 21304 в Перечень на 2022 год, пунктами 20332, 20333 в Перечень на 2023 год, пунктами 19942, 19943 в Перечень на 2024 год соответственно включены здания с кадастровыми номерами ОКС1 (г. Москва, АДРЕС, стр. 2), ОКС2 (г. Москва, АДРЕС, стр. 3).
АО "ЭЛМА" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2022 год пунктов 21303, 21304, в Перечень на 2023 год пунктов 20332, 20333, в Перечень на 2024 год пунктов 19942, 19943, то есть в части включения в Перечни вышеуказанных зданий.
В обоснование требований АО "ЭЛМА" ссылается на то, что отсутствуют основания для включения зданий в Перечни, поскольку они не отвечают критериям, закрепленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель АО "ЭЛМА" в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ1 площадью 14 121,6 кв. метров в здании с кадастровым номером ОКС1 общей площадью 14 487,9 кв. метров, а также нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ2 площадью 8 387,1 кв. метров в здании с кадастровым номером ОКС2 общей площадью 13 946 кв. метров, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости.
В соответствии с примечанием к приложению 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Поскольку объекты с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2 включены в Перечни на 2022-2024 годы, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.
Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права АО "ЭЛМА" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "торговый центр (комплекс)", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Согласно ответу Филиала ППК "Роскадастр" по Москве на судебный запрос установлена связь нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 с земельным участком с кадастровым номером ЗУ1. Здание с кадастровым номером ОКС2 расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами ЗУ1, ЗУ2.
В отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ1 установлен вид разрешенного использования "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)".
В отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ2 установлен вид разрешенного использования "эксплуатации существующего административно-производственного комплекса".
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здания включены в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ1, на котором они находятся. Проверяя доводы административного ответчика о правомерности включения здания в Перечни, суд исходит из следующего.
Как усматривается из договора аренды № М-* от 10 ноября 2023 года участок с кадастровым номером ЗУ1 предоставлен в пользование административному истцу для эксплуатации нежилых помещений в нежилом здании в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ1 содержит указание на код 1.2.7 по классификации, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39. Между тем описание кода 1.2.7 "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения" не совпадает с описанием кода, содержащимся в приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, а именно "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка буквально не совпадает с видами разрешенного использования, поименованными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с приведенной нормой вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать размещение не любых зданий коммерческого назначения, а именно офисных зданий коммерческого назначения.
В такой ситуации содержание вида разрешенного использования указанного земельного участка имеет признаки правовой неопределенности, а его содержание должно было быть установлено с учетом фактического использования объектов недвижимости, расположенных на таком земельном участке, на основании Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП.
В свою очередь по результатам обследования здания с кадастровым номером ОКС1 были составлены акты от 22 февраля 2019 года № *1/ОФИ, от 3 августа 2022 года № *2/ОФИ, согласно выводам которых здание для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания фактически не используется.
Напротив, согласно расчетной части актов более 80% от общей площади здания используется под промышленность и производство. Указанные акты составлены с допуском инспекторов в здание, в актах представлены фотоматериалы, подтверждающие фактическое использование здания в целях размещения промышленных объектов.
В соответствии с экспликацией на здание с кадастровым номером ОКС1, содержащейся в названных актах, помещения в нем имеют назначение "производственные".
Также по результатам обследования здания с кадастровым номером ОКС2 были составлены акты от 22 февраля 2019 года № *3/ОФИ, от 3 августа 2022 года № *4/ОФИ, в соответствии с которыми здание для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания фактически не используется.
Согласно расчетной части актов более 80% от общей площади здания используется под промышленность, производство и склады. Акты составлены с допуском инспекторов в здание, в актах представлены фотоматериалы, подтверждающие фактическое использование здания в вышеуказанных целях.
В соответствии с экспликацией на здание с кадастровым номером ОКС2, содержащейся в названных актах, помещения в нем имеют назначение "производственные".
Кроме того, согласно выпискам из протоколов от 22 мая 2019 года и от 17 ноября 2023 года заседания Межведомственной комиссии по вопросам присвоения, подтверждения и прекращения статусов в сфере промышленной и инвестиционной деятельности было одобрено заявление АО "ЭЛМА" о присвоении статуса технопарка имущественным комплексам по адресам: г. Москва, АДРЕС, стр. 2 и стр. 3.
В свою очередь согласно пунктам 3.3, 3.4 Перечня требований в целях присвоения статуса промышленного комплекса, технопарка, промышленного технопарка, индустриального (промышленного) парка, управляющей компании технопарка, промышленного технопарка, индустриального (промышленного) парка, якорного резидента технопарка, индустриального (промышленного) парка (приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 февраля 2016 года № 38-ПП "О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве) для присвоения статуса технопарка объекты капитального строительства должны использоваться для осуществления экономической деятельности, относящейся к обрабатывающему производству (за исключением производства табачных изделий), научным исследованиям и разработкам; не более 20 процентов площади от суммарной площади объектов капитального строительства должны быть заняты непрофильными объектами (объекты торговли, офисные помещения, объекты общественного питания, объекты бытовых услуг), за исключением складских площадей, площадей гаражей, площадей, занятых лабораториями, относящимися к технологическому циклу обрабатывающего производства промышленного комплекса, помещений, используемых для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих производственную деятельность промышленного комплекса.