АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2024 года Дело № А68-2873/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2024 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Бессоновой Е.В., Чаусовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Погонышевым М.Н.,
при участии в судебном заседании:
от УФНС по Тульской области - представителя Голошенко С.О. по доверенности от 10.01.24 № 03-42/024;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тульской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алексинская бумажно-картонная фабрика" на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2024 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2023 по делу № А68-2873/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алексинская бумажно-картонная фабрика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - управление) с заявлением о признании недействительным решения управления от 29.11.22 № 8242 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тульской области, Министерство экономического развития Тульской области.
Решением суда первой инстанции от 26.03.24, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.24, в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением и неправильным применением судами при их принятии норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В отзыве на кассационную жалобу управление возражает против ее удовлетворения ввиду законности обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается Арбитражным судом Центрального округа в установленном гл. 35 АПК РФ порядке.
Общество и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежаще; общество известило суд о возможности рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие. С учетом изложенного, и на основании ч.3 ст. 284 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей общества и третьих лиц.
Представитель управления в судебном заседании возражал против отмены обжалуемых судебных актов, поддержав приведенные в отзыве на кассационную жалобу доводы.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены, исходя из следующего.
Судами установлено, что общество является инвестором по специальному инвестиционному контракту (далее - СПИК) от 20.04.18 № ДС/38, в соответствии с п.п. 1 ст. 4 которого общество вправе воспользоваться льготой по налогу на прибыль в виде пониженной налоговой ставки. Порядок предоставления льгот по налогу на прибыль в виде снижения ставки налога определяется СПИК N ДС/38 в виде отсылочной нормы на положения ст. 2 Закона Тульской области № 1390-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" (далее - закон № 1390-ЗТО).
В 2018 и 2019 году общество осуществило ввод в эксплуатацию на территории Тульской области объектов недвижимого имущества согласно СПИК ДС/38 от 20.04.18 на сумму 1 549 103 314, 75 руб.
Общество в управление представило налоговую декларация по налогу на прибыль за 12 месяцев 2021 года, в которой при расчете налога применена пониженная ставка по налогу на прибыль - 15, 5%, в том числе 3% в федеральный бюджет, 12,5% в бюджет субъекта РФ.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации управлением составлен акт от 24.06.22 № 12187, дополнениях к акту налоговой проверки от 07.10.22 № 224 и принято решение от 29.11.22 № 8242 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислена сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, за 2021 год (недоимка) в размере 2 106 110 руб.
Управлением пришло к выводу о том, что обществом неправомерно заявлена пониженная налоговая ставка для исчисления налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Тульской области за 2021 год в размере 12, 5%, что привело к занижению налога на прибыль организаций в указанный период на сумму 2 106 110 руб.
Решением МИ ФНС России по Центральному федеральному округу от 17.01.23 № 40-7-14/00221@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение управления не соответствует закону, нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с рассмотренным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст.ст. 198, 200 АПК РФ, ст. ст. 246, 284, 284.9 НК РФ, закона № 1390-ЗТО, пришли к выводу о несоблюдении обществом условий необходимых для применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организации за 2021 год согласно закону № 1390-ЗТО, о соответствии оспариваемого решения управления действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции, с учетом предоставленных ему ч.1 ст. 286 АПК РФ полномочий, не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В силу ст. 246 НК РФ общество является плательщиком налога на прибыль.
В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20%.
Субъекты Российской Федерации обладают полномочиями по понижению налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков.
В силу п. 3 ст. 284.9 НК РФ для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 и приложением 2 к закону № 1390-ЗТО установлены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль, в том числе:
- в размере 12, 5% для налогоплательщиков - инвесторов, осуществивших в налоговом периоде ввод в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, включенных органом исполнительной власти Тульской области по управлению государственным имуществом Тульской области в перечень) на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, повлекший учет имущества в качестве основного средства и (или) учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта недвижимого имущества, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе организации, в объеме свыше 100 миллионов руб., который составляет более 1000 процентов от остаточной стоимости объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (за исключением объектов недвижимого имущества, включенных органом исполнительной власти Тульской области по управлению государственным имуществом Тульской области в перечень);
- в размере 13% для налогоплательщиков - инвесторов, осуществивших в налоговом периоде ввод в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, включенных органом исполнительной власти Тульской области по управлению государственным имуществом Тульской области в перечень) на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, повлекший учет имущества в качестве основного средства и (или) учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта недвижимого имущества, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе организации, в объеме свыше 100 миллионов рублей, который составляет от 600 до 1000 процентов включительно от остаточной стоимости объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (за исключением объектов недвижимого имущества, включенных органом исполнительной власти Тульской области по управлению государственным имуществом Тульской области в перечень).
Таким образом, для применения пониженной ставки по налогу на прибыль в размере 12, 5% необходимо одновременное соблюдение двух условий:
- осуществление в налоговом периоде ввода в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, повлекший учет имущества в качестве основного средства и (или) учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта недвижимого имущества, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе организации, в объеме свыше 100 миллионов руб.;
- соотношение введенного имущества должно составлять более 1000% от остаточной стоимости объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (за исключением объектов недвижимого имущества, включенных органом исполнительной власти Тульской области по управлению государственным имуществом Тульской области в перечень).
Согласно ч. 2 ст. 2 закона № 1390-ЗТО, пониженная налоговая ставка применяется, начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более четырех налоговых периодов.
При этом п. 2 ст. 3 закона № 1390-ЗТО установлено, что для определения размеров пониженных налоговых ставок используется остаточная стоимость объектов недвижимого имущества налогоплательщика, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (за исключением объектов недвижимого имущества, включенных органом исполнительной власти Тульской области по управлению государственным имуществом Тульской области в перечень), на первое число налогового периода, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества в соответствии с инвестиционным проектом.
В соответствии с п. 3 ст. 3 закона № 1390-ЗТО налогоплательщик, применяющий пониженные налоговые ставки, установленные ст.ст. 1 и 2 закона № 1390-ЗТО, при последующем вводе в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества в соответствии с инвестиционными проектами в течение налоговых периодов, на которые указанные пониженные налоговые ставки были установлены, вправе осуществить пересчет показателей и применять новые пониженные налоговые ставки на основаниях, в порядке и при соблюдении условий, установленных ст. ст. 1 и 2 закона № 1390-ЗТО и ч.ч. 1 и 2 данной статьи, прекратив применение ранее установленных пониженных налоговых ставок.
Из буквального толкования закона № 1390-ЗТО следует, что налоговый период, с которого возможно применение льготы, должен следовать за годом (налоговым периодом) введения объектов в эксплуатацию, возможность применения льготы ограничена сроком окупаемости инвестиционного проекта и четырьмя налоговыми периодами в пределах этого срока, при этом размер льготной ставки будет зависеть от соотношения введенного имущества (не менее 100 млн. руб.) к остаточной стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на начало налогового периода.
При этом из п. 3 ст. 3 Закона № 1390-ЗТО следует, что в случае исчисления размера ставки при последующем вводе в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества в соответствии с инвестиционными проектами в течение нескольких налоговых периодов, на которые указанные пониженные налоговые ставки были установлены, пересчет показателей будет производиться на основаниях, в порядке и при соблюдении условий, установленных ст. ст. 1 и 2 закона № 1390-ЗТО.
То есть, из буквального содержания приведенных норм Закона № 1390-ЗТО следует, что для определения размеров пониженных налоговых ставок будет использоваться остаточная стоимость объектов недвижимого имущества налогоплательщика, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций на первое число именно того налогового периода, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества в соответствии с инвестиционным проектом, а не на отчетную дату, как на том настаивает общество.
Судами установлено, что 20.04.18 между Правительством Тульской области и обществом в соответствии с протоколом заседания комиссии по оценке возможности заключения специальных инвестиционных контрактов Тульской областью от 19.04.2018 № 2 заключен специальный инвестиционный контракт от 20.04.18 № ДС/38, по условиям которого общество обязуется своими силами осуществить инвестиционный проект "Модернизация КДМ и создание нового производства по изготовлению гофрокартона и гофроупаковки" (срок действия проекта 8 лет, сумма вложений в проект 3 411 261 017 руб.).
В соответствии с п. 1 ст. 4 СПИК от 20.04.18 № ДС/38 Тульская область обязуется осуществлять в отношении общества меры стимулирования деятельности в сфере промышленности в виде пониженной налоговой ставки для исчисления налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджет Тульской области, для категорий налогоплательщиков и до размеров, определенных в статье 2 Закона N 1390-ЗТО.
Периодом ввода объектов недвижимого имущества согласно СПИК от 20.04.18 № ДС/38 является 2018 и 2019 год, на основании чего применение пониженных налоговых ставок с учетом положений ст. 1 закона № 1390-ЗТО возможно начиная с 2019 года (с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был осуществлен ввод в эксплуатацию объектов недвижимого имущества) в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (8 лет), но не более четырех налоговых периодов, следующих непрерывно.
При этом, поскольку за налоговые периоды 2018-2020 гг. обществом в налоговых декларациях по налогу на прибыль отражен убыток от хозяйственной деятельности, вопрос применения пониженной налоговой ставки при исчислении налога на прибыль (в том числе определение ее размера) не рассматривался.
Из материалов дела следует, что при исчислении налога на прибыль за 2021 год общества к налогооблагаемой базе по налогу на прибыль применена ставка в размере 12, 5%.
Из аудиторского заключения независимого аудитора о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2019 год следует:
1) первоначальная стоимость основных средств на начало периода 2019 года, т.е. на 01.01.19 составляет всего 150 468 000 руб., в т.ч.:46 349 000 руб. здания (65 101 тыс. руб. (первоначальная стоимость) - 18 752 000 руб. (накопленная амортизация); 104 119 000 руб. сооружения и передаточные устройства (146 720 000 руб. (первоначальная стоимость); 42 601 000 руб. (накопленная амортизация).
2) поступило основных средств на сумму 1 425 282 000 руб., в т.ч.: 1 152 678 000 руб. (здания); 272 604 000 руб. (сооружения и передаточные устройства).
Согласно данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 (Основные средства):
- за 2018 год введено объектов на общую стоимость в размере 121 654 181 руб.
- за 2019 год введено объектов на общую стоимость в размере 1 427 449 134 руб.
С учетом изложенного, условие закона № 1390-ЗТО относительно стоимости введенного в налоговом периоде в эксплуатацию объектов недвижимого имущества на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, повлекший учет имущества в качестве основного средства и (или) учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта недвижимого имущества, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе организации, в объеме свыше 100 миллионов руб., обществом выполняется.
Вместе с тем условие о том, что соотношение введенного имущества должно составлять более 1000% от остаточной стоимости объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (за исключением объектов недвижимого имущества, включенных органом исполнительной власти Тульской области по управлению государственным имуществом Тульской области в перечень) на первое число налогового периода, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) недвижимого имущества в соответствии с инвестиционным проектом, как это предусмотрено п. 2 ст. 3 закона № 1390-ЗТО, приложением 2 к закону № 1390-ЗТО обществом не соблюдено.
Из представленных обществом налоговых деклараций по налогу на имущество за 2017, 2018 и 2019 гг. следует, что в целях расчета процентного показателя соотношения введенного имущества к остаточной стоимости объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (для определения размера пониженной ставки по налогу на прибыль в соответствии с приложением № 2 закона № 1390-ЗТО), остаточная стоимость всех объектов недвижимого имущества на дату ввода их в эксплуатацию по состоянию на 01.01.18 составляет: 33 164 871 руб. (раздел 2.1 декларации по налогу на имущество); остаточная стоимость всех объектов (57 шт.) недвижимого имущества по состоянию на 01.01.19 составляет 146 031 555 руб. (раздел 2.1 декларации по налогу на имущество); остаточная стоимость всех объектов (77 шт.) недвижимого имущества по состоянию на 01.01.20 составляет 1 534 515 732 руб. (раздел 2.1 декларации).
Следовательно, при расчете размера льготной ставки, право на применение которой у общества имеется с 2019 года, обществом в налоговой декларации за 2021 год процент соотношения введенного имущества к остаточной стоимости объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в 2019 году, фактически составляет 977, 5% (1 427 449 134 / 146 031 555 * 100 = 977, 5%).
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о несоблюдением обществом условий для применении при исчислении налога на прибыль за 2021 год пониженной налоговой ставки в размере 12, 5%, неправомерном ее применении обществом.
Довод общества о том, что при определении процентного соотношения стоимости имущества, введенного в соответствии с инвестиционным проектом, необходимо учитывать стоимость имущества, внесенного в рамках всего инвестиционного контракта, а не в отдельно взятом налоговом периоде, правомерно отклонен судами, исходя из положений п.п. 2, 3 ст. 3 закона № 1390- ЗТО, п. 1 ст. 285 НК РФ, согласно которым при вводе в эксплуатацию объектов недвижимого имущества в соответствии с инвестиционным проектом при определении пониженной налоговой ставки для налогового периода, следующего за годом (налоговым периодом) введения объектов в эксплуатацию, необходимо руководствоваться данными по объектам имущества, применительно к конкретному налоговому периоду.
Иными словами, при определении размера пониженной ставки для налогового периода 2019 год необходимо руководствоваться данными по объектам имущества применимо к конкретному налоговому периоду, когда объекты были введены в эксплуатацию - 2019 год. При этом необходимо использовать при расчете соотношение стоимости введенного в соответствии с инвестиционным проектом имущества и повлекшего его учет в качестве основного средства в 2019 году с остаточной стоимостью объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций по состоянию на 01.01.19, на дату вида их в эксплуатацию, как этом предусмотрено п. 2 ст. 3 закона № 1390-ЗТО, в котором определено, что понимать под остаточной стоимостью имущества для целей применения установленной данным законом льготной налоговой ставки.
В силу положений ст. 286 АПК РФ, кассационная жалоба рассматривается исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы. Вместе с тем, доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит. По существу доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, данных судами, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу положений ст. ст. 286, 287 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В соответствии со ст. 104 АПК РФ и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возвращению излишне уплаченная по платежному поручению от 30.08.2024 № 6832 за подачу кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1 500 руб.