АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2024 года Дело № А57-25773/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 6 ноября 2024 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,

судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Смирновой Ю.А., доверенность № 23 от 25.01.2024,

Акционерного общества "Почта России" - Кузнецовой М.А., доверенность от 11.08.2023, Кузьминой М.Ю., доверенность от 18.04.2023,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2024

по делу № А57-25773/2023

по заявлению Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1026403675913, ИНН 6455014992), заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580), Управление Федеральной почтовой связи Саратовской области (г. Саратов), акционерное общество "Почта России" (г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хорошевский, ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000), общество с ограниченной ответственностью "Тактика" (Приморский край, г. Владивосток, ОГРН 1172536038564, ИНН 2537134468), индивидуальный предприниматель Бережной Константин Николаевич (Приморский край, г. Владивосток) о признании незаконным решения, предписания.

УСТАНОВИЛ:

ГУ МВД России по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения УФАС по Саратовской области (далее - антимонопольный орган) о признании жалобы обоснованной от 19.09.2023 № 064/06/49-1215/2023 и о признании незаконным предписания УФАС по Саратовской области об устранении нарушений от 19.09.2023 № 61.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08 апреля 2024 года признаны незаконными решение УФАС по Саратовской области от 19.09.2023 № 064/06/49-1215/2023 и вынесенное на его основании предписание от 19.09.2023 № 61.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2024 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГУ МВД России по Саратовской области.

ГУ МВД России по Саратовской области, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, просит отменить судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Представители антимонопольного органа и АО "Почта России" в судебном заседании просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 29 августа 2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0160100007023000075 "Поставка знаков почтовой оплаты (почтовые марки)" (далее - Аукцион).

В соответствии с описанием объекта закупки к поставке требуется:

1. Почтовая марка номиналом 50 копеек шт. 200

2. Почтовая марка номиналом 1 рубль шт. 11500

3. Почтовая марка номиналом 1 рубль 50 копеек шт. 10000

4. Почтовая марка номиналом 2 рубля шт. 10000

5. Почтовая марка номиналом 3 рубля шт. 9000

6. Почтовая марка номиналом 4 рубля шт. 8000

7. Почтовая марка номиналом 5 рублей шт. 8000

8. Почтовая марка номиналом 10 рублей шт. 7000

9. Почтовая марка номиналом 25 рублей шт. 9000

10. Почтовая марка номиналом 50 рублей шт. 9000.

Заказчиком являлось ГУ МВД России по Саратовской области.

Аукцион проводился на электронной торговой площадке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.sberbank-ast.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта - 890 600 руб. 00 коп.

Дата и время начала подачи предложений на участие в закупке - 29.08.2023 10:10 (МСК+1).

Дата и время окончания срока подачи предложений на участие в закупке - 06.09.2023 10:00 (МСК+1).

При осуществлении закупки Заказчиком был использован код ОКПД 58.19.14.110 "Марки почтовые негашенные, гербовые и аналогичные марки".

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № ИЭА1 от 08.09.2023 на участие в закупке № 0160100007023000075 от 29.08.2023 поданы три заявки:

- АО "Почта России" в лице УФПС Саратовской области, идентификационный номер заявки 84, дата и время регистрации заявки - 29.08.2023 12:58:36;

- ИП Бережная К.Н. - 06.09.2023 07:59:19, идентификационный номер 37;

- ООО "Тактика" 06.09.2023 г. 08:19:43, идентификационный номер 212.

Победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 212 (ООО "Тактика"), заявка которого содержала предложение о цене контракта /сумме цен единиц товара, работы, услуги в размере 886 147, 00 руб., со снижением на 0,5% от НМЦК.

12.09.2023 в УФАС по Саратовской области поступила жалоба УФПС Саратовской области на действия заказчика ГУ МВД России по Саратовской области при проведении электронного аукциона № 0160100007023000075 "Поставка знаков почтовой оплаты (почтовые марки)".

По результатам рассмотрения обращения антимонопольный орган пришел к выводу о том, что Заказчик при рассмотрении заявок участников неправомерно признал заявку победителя закупки ООО "Тактика" соответствующей извещению о проведении Аукциона, установив, что в нарушение ст.29 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закона о почтовой связи) победителем закупки предложена цена марок ниже их номинальной стоимости, в связи с чем, заявка с идентификационным номером 212 подлежала отклонению.

УФАС по Саратовской области вынесено решение от 19.09.2023 № 064/06/49-1215/2023 о признании жалобы обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

УФАС по Саратовской области выдано предписание от 19.09.2023 об устранении допущенных нарушений.

Не согласившись с названными решением и предписанием, ГУ МВД России по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов антимонопольного органа.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что требования Закона о почтовой связи распространяются только на организации почтовой связи. Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют, в том числе, конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Открытый аукцион в электронной форме относится к конкурентному способу определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе). Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого, соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закуски, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ч. 5 ст. 24 Закона о контрактный системе). Согласно Положению о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации № 115 Издательско-торговый центр "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации осуществляет продажу знаков почтовой оплаты. Центр "Марка" обеспечивает знаками почтовой оплаты управления "Почты России - УФПС, а также продает знаки почтовой оплаты другим юридическим и физическим лицам. При этом Положением № 115 предписано осуществлять продажу знаков почтовой оплаты Российской Федерации строго по номинальной стоимости только определенному субъекту - учреждениям Федеральной почтовой связи. Следовательно, знаки почтовой оплаты могут приобрести у изготовителя любые физические и юридические лица, в том числе для участия в закупке и таким лицам не запрещена последующая реализация почтовых марок по цене ниже их номинальной стоимости.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе, приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных названным Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы:

описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.5 4.1 ст.43 Закона о контрактной системе.

Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе; в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; г) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным пунктом 2 и (или) 3 ч. 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке; д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Согласно части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с Законом о контрактной системе заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной систем), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы - цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В случае, если несколькими участниками закупки поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, подавшим ценовое предложение ранее других таких участников закупки.