АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2024 года Дело № А81-13140/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шохиревой С.Т.

судей Буровой А.А.

Черноусовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 19.02.2024 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 31.05.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу

№ А81-13140/2023 по заявлению Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (629001, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица имени Василия Подшибякина, дом 15, ОГРН 1058900020960, ИНН 8901017082) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, 43, ОГРН 1028900511529, ИНН 8900000174) об оспаривании представления (в части).

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) в заседании участвовали представители:

от Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу - Чистофаг Н.Б., руководитель, Шмидт А.А. по доверенности от 01.01.2024, Зубков С.М. по доверенности от 09.01.2024, Быкова Е.В. по доверенности от 21.10.2024, Петров С.Г. по доверенности от 09.01.2024;

от Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа - Третьяк Ю.А. по доверенности от 08.02.2024, Пышкина И.Н. по доверенности от 08.02.2024, Боязитова М.В. по доверенности от 08.02.2024, Меньшикова Т.С.

по доверенности от 08.02.2024, Предейн Г.Н. по доверенности от 19.01.2024, Локтионова А.А. по доверенности от 24.01.2024.

Суд установил:

Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление казначейства) об оспаривании пунктов 1, 4 представления от 07.11.2023 № 90-07-10/367дсп.

Решением от 19.02.2024 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 31.05.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление казначейства, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, дело направить на новое рассмотрение.

По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что в соответствии с положениями статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) департамент как главный распорядитель и получатель бюджетных средств в сфере социальной поддержки населения должен быть стороной социального контракта; заключив социальный контракт, органы местного самоуправления приняли на себя денежное обязательство, не имея соответствующих денежных средств в местном бюджете; фактически департаментом представление управления казначейства исполнено; ссылка в решениях об отказе в предоставлении государственной услуги на пункт 3.4 Порядка оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2006 № 599-А (далее - Порядок № 599-А), являлась избыточной.

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу управления - без удовлетворения.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (министерство) и Правительством Ямало-ненецкого автономного округа (правительство, субъект) заключено Соглашение от 21.04.2020 № 149-09-2020-379 о предоставлении из федерального бюджета в 2020 - 2022 годах бюджету автономного округа субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств в рамках подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014

№ 296 (далее - Государственная программа).

Также между министерством и правительством заключено соглашение 29.09.2022 № 149-09-2022-137 о предоставлении из федерального бюджета в 2022 году бюджету автономного округа субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств федерального бюджета, в целях достижения результатов федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации адресной социальной поддержки граждан" в рамках Государственной программы.

Согласно пункту 6.1.1 вышеуказанных соглашений уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является департамент.

Управлением казначейства на основании приказа от 15.04.2023 № 157 "О назначении плановой выездной проверки департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа" (в редакции приказов от 08.06.2023 № 210, от 16.06.2023 № 216, от 30.06.2023 № 244, от 11.07.2023 № 253, от 28.07.2023 № 297, от 28.07.2023 № 298), пункта 3 Плана контрольных мероприятий управления на 2023 год, утвержденного 26.12.2022, в период с 10.05.2023 по 04.08.2023 проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, результаты которой оформлены актом от 25.08.2023, департаменту выдано представление от 07.11.2023

№ 90-07-10/367дсп с указанием фактов выявленных нарушений.

Согласно пункту 1 представления департаментом в нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса, пунктом 4(a) Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, являющихся приложением № 8(6) к Государственной программе (далее - Правила предоставления субсидии), пунктом 1.20 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2020 № 1460-П (далее - Порядок № 1460-П), пунктом 6.1.1 Соглашений от 21.04.2020 № 149-09-2020-379, от 29.09.2022 № 149-09-2022-137 (далее при совместном упоминании - соглашения), не выполнены действия главных распорядителей бюджетных средств, свидетельствующие о нарушении условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Департамент, обладая бюджетными полномочиями главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в сфере социальной поддержки населения в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2006 № 55-3АО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон № 55-3АО) в единственном лице, являясь уполномоченным органом, не осуществлял заключение социальных контрактов с отдельными категориями граждан.

Согласно пункту 4 представления департаментом в нарушение требований, установленных пунктом 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, пунктами 4(a), 4 (в) Правил предоставления субсидий, статьей 14 Закона № 55-3АО, пунктом 1.16 Порядка № 1460-П, пунктом 4.3.1 Соглашения от 21.04.2020 № 149-09-2020-379, не осуществлен контроль за использованием средств межбюджетного трансферта, что привело к следующему: уполномоченным органом (Департаментом по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования город Салехарда) в решениях об отказе в предоставлении государственной услуги Морозову Виталию Николаевичу, Першиной Александре Сергеевне, Мусагаджиевой Зарине Руслановне приведено основание "отсутствие права на получение государственной социальной помощи" со ссылкой на нормативный документ, который не действует в отношении получения государственной социальной помощи на основании социального контракта, а именно пункт 3.4 Порядка № 599-А (в редакции от 17.01.2022), который регулирует правоотношения, связанные с процедурой обращения граждан за оказанием государственной социальной помощи (за исключением государственной социальной помощи на основании социального контракта).

Согласно представлению от 07.11.2023 № 90-07-10/367дсп департаменту необходимо учесть выявленные нарушения, принять меры по устранению причин и условий их совершения. Обеспечить ознакомление с положениями нормативных правовых актов, регулирующих деятельность, в части которой были допущены нарушения, усилить контроль за исполнением нормативных правовых актов. Представить в управление казначейства документы, подтверждающие проведение указанных мероприятий не позднее 15.12.2023.

Не согласившись с пунктами 1, 4 представления, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о недоказанности управлением казначейства наличия в действиях департамента нарушений требований бюджетного законодательства, Правил предоставления субсидий, Порядка № 1460-П и условий соглашений, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.

Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон № 178-ФЗ).

В силу статьи 1 Закона № 178-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй); социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (абзац восьмой).

Статьей 8 Закона № 178-ФЗ установлено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1); порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2).

В целях реализации Закона № 178-ФЗ, Закона № 55-ЗАО постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден Порядок № 1460-П, согласно пункту 1.20 которого в соответствии с решением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта и программой социальной адаптации уполномоченным органом с заявителем (семьей заявителя) в течение 3 календарных дней со дня разработки программы социальной адаптации заключается социальный контракт по форме согласно приложению № 4 к названному Порядку с даты принятия решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на срок, установленный частью 2 статьи 6 Закона № 55-ЗАО.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.11.2020 № 152-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной поддержки населения" (далее - Закон № 152-ЗАО) органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделены отдельными государственными полномочиями автономного округа в сфере социальной поддержки населения, в том числе по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Законом № 55-ЗАО (пункт 2 часть 2 статьи 1).

Частью 4 статьи 1 Закон № 152-ЗАО установлено, что осуществление отдельных государственных полномочий, в том числе указанных в пункте 2 части 2 названной статьи (по оказанию государственной социальной помощи в соответствии с Законом № 55-ЗАО), не включают в себя перечисление денежных средств для зачисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, либо через организацию федеральной почтовой связи, расположенную на территории автономного округа для вручения гражданам.

Органы местного самоуправления обязаны представлять при осуществлении отдельных государственных полномочий, перечисленных, в том числе в пункте 2 части 2 статьи 1 названного Закона, выплатные документы, сформированные в автоматизированной информационной системе обеспечения адресной социальной поддержки населения автономного округа, в уполномоченный исполнительный орган автономного округа, осуществляющий государственное управление в сфере социальной поддержки населения, в срок, установленный приказом уполномоченного исполнительного органа автономного округа, осуществляющего государственное управление в сфере социальной поддержки населения (пункт 7 части 2 статьи 3 Закона № 152-ЗАО).

Исполнительные органы автономного округа при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, перечисленных в пункте 2 части 2 статьи 1 названного Закона, обязаны перечислять денежные средства для зачисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, либо через организацию федеральной почтовой связи, расположенную на территории автономного округа, для вручения гражданам (подпункт 5 части 2 статьи 5 Закона № 152-ЗАО).

Таким образом, Законом № 152-ЗАО органы местного самоуправления в автономном округе наделены полномочиями по предоставлению государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта в части заключения социального контракта по месту жительства или месту пребывания гражданина в соответствии с требованиями Закона № 178-ФЗ и пункта 1.20 Порядка № 1460-П.

При этом, как верно указано судами, расходных обязательств по предоставлению гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячной денежной выплаты (единовременной денежной выплаты) у органов местного самоуправления в автономном округе не возникло, поскольку переданное полномочие не включает в себя перечисление денежных средств для зачисления на счета граждан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Как установлено пунктом 4 Правил предоставления субсидий, субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета;

в) заключение соглашения между министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Аналогичные условия предоставления субсидий закреплены в пунктах 3.2 соглашений, которыми не установлена обязанность по заключению социального контракта только получателем средств субсидии (департаментом).

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что департамент не имеет территориальных органов (структурных подразделений) на территории автономного округа; денежное обязательство у органов местного самоуправления в автономном округе в связи с подписанием ими социальных контрактов не возникло, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях департамента вмененных управлением казначейства нарушений по пункту 1 представления от 07.11.2023 № 90-07-10/367дсп.

Вопреки доводу подателя жалобы о фактическом исполнении пункта 1 оспариваемого представления - принятие Правительством Ямало-ненецкого автономного округа постановления от 21.12.2023 № 966-П "Об оказании на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа") социальные контракты как в 2022 году, так и после принятия указанного постановления заключаются органами местного самоуправления муниципальных и городских округов в автономном округе.

В соответствии с положениями Закона № 178-ФЗ независимо от вида оказания государственной социальной помощи (денежные выплаты либо натуральной помощь) субъектами получения государственной социальной помощи являются, в том числе граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Законом № 178-ФЗ, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (статья 7 Закона № 178-ФЗ).

Статьей 14 Закона № 178-ФЗ установлены следующие основания отказа в оказании государственной социальной помощи:

- предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, своих доходах и доходах членов своей семьи;

- отсутствие права на получение государственной социальной помощи.

Порядок № 1460-П определяет механизм оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ямало-Ненецком автономном округе, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, по месту жительства либо по месту пребывания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (абзац 1 пункта 1.1 Порядка № 1460-П).

Абзацем вторым пункта 1.1 Порядка № 1460-П предусмотрено, что перечень не зависящих от граждан причин, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе, а также перечень документов, подтверждающих указанные причины, установлены Порядком № 599-А, в частности, пунктом 3.4.

Судами двух инстанций установлено, что в спорных решениях об отказе в предоставлении государственной услуги Морозову В.Н., Першиной А.С., Мусагаджиевой З.Р. указано: 1) основание для отказа: отсутствие права на получение государственной социальной помощи; 2) причина отказа: отсутствие документов, подтверждающих независящие причины низкого дохода семьи; 3) перечень не зависящих от граждан причин, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, который предусмотрен пунктом 3.4 Порядка № 599-А;

4) порядок обжалования вынесенного решения.

Принимая во внимание, что одним из оснований к отказу в оказании государственной социальной помощи является отсутствие права на получение государственной социальной помощи, в свою очередь пункт 3.4 Порядка № 599-А, который в силу абзаца второго пункта 1.1 Порядка № 1460-П применяется в случаях заключения социального контракта, содержит причины, не зависящие от граждан, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях департамента нарушений, вмененных пунктом 4 представления, выразившихся в указании в решениях об отказе в предоставлении государственной услуги пункта 3.4 Порядка № 599-А.