АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2024 года Дело № А70-24902/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2024 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Донцовой А.Ю.,
судей Рахматуллина И.И.,
Сириной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств веб-конференции помощником судьи Авериной Я.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Надымского района на решение от 05.02.2024 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 04.07.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу № А70-24902/2023 по заявлению администрации Надымского района (ОГРН 1028900578750, ИНН 8903008622, адрес: 629736, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 8) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 10, офис 210):
- о признании незаконными распоряжения от 13.09.2023 № 72-402-р "О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа", акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14.09.2023 № ООФЫ-003181, передаточного акта от 13.09.2023 № 72-402-р;
- о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности Российской Федерации на объект недвижимости: здание: Общежитие № 3 с кадастровым номером 89:10:030101:650, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, район аэропорта.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900509538, ИНН 8901002135, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Свердлова, д. 47).
Посредством системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) в судебном заседании принял участие представитель администрации Надымского района - Федоткин М.И. по доверенности от 14.10.2024.
В судебном заседании в помещении суда округа принял участие представитель межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе - Садаева М.С. по доверенности от 09.01.2024.
Суд установил:
администрация Надымского района (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества, заинтересованное лицо):
- о признании незаконными распоряжения от 13.09.2023 № 72-402-р "О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа", акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14.09.2023 № ООФЫ-003181, передаточного акта от 13.09.2023 № 72-402-р;
- о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве собственности Российской Федерации на объект недвижимости: здание: Общежитие № 3 с кадастровым номером 89:10:030101:650, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, район аэропорта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Решением от 05.02.2024 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 04.07.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы Администрация со ссылкой на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, приводит следующие доводы: судами не дана оценка доводу заявителя о невозможности размещения в границах приаэродромной зоны жилой застройки; отказ от принятия спорного объекта в муниципальную собственность не являлся произвольным; судами не исследован вопрос о возможном использовании спорного объекта по назначению в случае его передачи в муниципальную собственность, равно как и о фактическом обременении спорного объекта возможно проживающими в нем гражданами; в настоящее время спорный объект недвижимости является "бесхозяйным", поскольку с 20.11.2023 регистрирующим органом прекращено право собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу МТУ Росимущества просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жлобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Администрации и МТУ Росимущества поддержали свои правовые позиции.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение поручений Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, Росимуществом в адрес территориальных органов Росимущества направлены информационные письма по порядку передачи федерального имущества на иной уровень собственности.
Территориальным органам Росимущества поручено до конца 2023 года завершить работу по минимизации объектов жилищного фонда путем передачи их на иной уровень публичной собственности на основании распорядительного акта территориального органа, в том числе в одностороннем порядке.
В реестре федерального имущества значилось здание общежития № 3, назначение: нежилое, площадью 1 331, 1 кв. м, количество этажей - 3, кадастровый номер 89:10:030101:650, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, район аэропорта, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 27.10.2015, номер государственной регистрации 89-89/002-89/002/200/2015-1088/1.
Ранее спорный объект недвижимого имущества был закреплен на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Надымское авиапредприятие", которое было включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, решения об условиях приватизации которых принимают территориальные органы (территориальные управления и межрегиональные территориальные управления) Федерального агентства по управлению государственным имуществом. При этом объект не был включен в состав приватизируемого имущественного комплекса предприятия, в связи с чем 27.10.2015 прекращено право хозяйственного ведения на него.
На основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.08.2023 № РШ07/36799 вышеуказанный объект передан в муниципальную собственность, в связи с чем заинтересованным лицом принято оспариваемое распоряжение от 13.09.2023 № 72-402-р "О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа", составлен акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14.09.2023 № ООФЫ-003181, передаточный акт от 13.09.2023 № 72-402-р.
Полагая распоряжение и акты недействительными, а права собственности муниципального образования Надымский район на спорный объект недвижимого имущества отсутствующими, Администрация обратилась в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований, руководствовались положениями статей 212, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 23, 60, 83, 154, 157, 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) и исходили из того, что оспариваемые распоряжение от 13.09.2023 № 72-402-р "О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа", акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14.09.2023 № ООФЫ-003181, передаточный акт от 13.09.2023 № 72-402-р соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушают.
Суд кассационной инстанции, проверив законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, считает выводы судов соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункта 1 статьи 215 ГК РФ).
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), в силу которого находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений (часть 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ).
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Закона № 131-ФЗ.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (абзац 19 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Судами первой и апелляционной инстанций верно отмечено, что Федеральным законом от 26.01.1996 № 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" ГК РФ дополнен статьей 9.1, в соответствии с которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, применяются нормы главы 35 ГК РФ о договоре найма с учетом особенностей, установленных частью 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если эти жилые помещения предоставлены гражданам на законных основаниях до даты изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений.
На основании части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, если эти жилые помещения предоставлены гражданам на законных основаниях до даты изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, применяются нормы главы 35 ГК РФ о договоре найма, за исключением статьи 672, пункта 2 статьи 674, статей 683 и 684, пункта 1 статьи 687 ГК РФ, а также правила о расторжении краткосрочного договора найма абзаца второго пункта 2 статьи 687 ГК РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к названному постановлению, в том числе жилищный фонд, отнесены к муниципальной собственности и подлежат передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе они находятся.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, констатировав, что установление границ приаэродромной территории не прекращает статус спорного объекта как "общежитие" и возможность использования помещений в нем как жилых, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Суждение заявителя жалобы о невозможности использования помещений в спорном объекте в качестве жилых суд округа находит необоснованным.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, спорное здание в настоящее время используется для обеспечения временного проживания молодых специалистов - работников АО "Надымское авиапредприятие" и обеспечения временного проживания пассажиров и экипажей воздушных судов при необходимости. Объект спроектирован с коридорной архитектурно-планировочной структурой с размещенными вдоль коридора индивидуальными комнатами с выходом непосредственно в коридор; имеются санитарно-гигиенические помещения общего пользования (душевые комнаты, туалеты).