АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2024 года Дело № А51-5637/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс": Клименко С.В., представитель по доверенности от 21.02.2024 № 02-2024;
от Владивостокской таможни: Николюк А.П., представитель по доверенности от 12.02.2024 № 27;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс"
на решение от 01.07.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2024
по делу № А51-5637/2024
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс" (ОГРН 1135476122231, ИНН 5406755347, адрес: 634061, Томская область, г. Томск, ул. Вершинина, д. 9, кв. 16)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д.21, к.А)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астра Плюс" (далее - ООО "Астра Плюс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 25.12.2023 № РКТ-10702000-23/003123.
Решением суда от 01.07.2024, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2024, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано
Не согласившись с судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ООО "Астра Плюс" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа отменить их и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Владивостокская таможня заявила о своем несогласии с изложенными в ней доводами, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции в порядке, предусмотренном статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители общества и Владивостокской таможни поддержали свои позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как установлено судами по материалам дела ООО "Астра Плюс" ввезен на таможенную территорию Таможенного союза и задекларирован по таможенной декларации № 10702070/200222/3067451 товар, обозначенный как "шины пневматические, резиновые, новые, с рисунком протектора отличным "в ёлочку", для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, не предназначены для дорог общего пользования, посадочный диаметр: 22, 5 дюйма, ширина шины 312 мм, внешний диаметр 1090 мм, индекс скорости "B". Без упаковки: шины 315/80R22.5 164/160B E3 производитель TECHKING TIRES LIMITED Тов.знак не обозначен, марка TECHKING Модель Super ETOT количество 218 шт." в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В графе 33 ДТ в отношении указанного товара декларантом заявлен классификационный код 4011 80 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза как "Шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности" (ставка ввозной таможенной пошлины 5%, НДС - 20%).
22.12.2023 Владивостокской таможней после выпуска товаров проведена проверка документов и сведений, оформленная актом № 10702000/210/221223/А003636.
По результатам проверки принято решение от 25.12.2023 № РКТ10702000-23/003123 о классификации товаров, согласно которому данный товар отнесен к подсубпозиции 4011 20 900 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза как "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121", ставка ввозной таможенной пошлины - 10%, НДС - 20%.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности произведенной таможенным органом классификации ввезенного товара.
Выводы суда поддержаны арбитражным судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
При этом судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьями 19, 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица при таможенном декларировании осуществляют классификацию товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. Выявление таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании является основанием для осуществления таможенным органом классификации товаров. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов таможенного союза.
Классификация товара по номенклатуре - это определение соответствующего классификационного кода. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
В частности ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно ОПИ 3 (а) в случае, если в силу ОПИ 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (ОПИ 3 (в)).
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации.
Пунктом 6 Положения о порядке применения ТН ВЭД при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 (далее - Положение № 522), предусмотрено, что ОПИ ТН ВЭД применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
В силу пункта 7 Положения № 522 при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Так, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция (пункт 7.1 Положения № 522), затем определяется субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам, примечаниям к субпозициям - в начале определяется однодефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной товарной позиции, затем определяется двухдефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции), затем определяется трехдефисная подсубпозиция в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) и так далее до достижения необходимого уровня классификации (пункт 7.2 Положения № 522).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность, использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
В рамках данного дела судами установлено, что и таможня, и заявитель определили одинаковую товарную позицию 4011 ТН ВЭД ЕАЭС, спора возник при определении товарной субпозиции на основании применении ОПИ 6.
Так, товарная позиция 4011 80 000 0, избранная декларантом, включает "шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
Товарная субпозиция 4011 20, избранная таможенным органом, включает в себя "шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов".
В разделе "Общие положения" к группе 40 "Каучук, резина и изделия из них" Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI - VIII. Группы 29 - 43) предусмотрено, что в группе 4011 классификация шин и покрышек пневматических резиновых новых проводится по видам транспортных средств, для использования на которых указанные товары предназначены.
Следовательно, как верно указано судами, для правильной классификации спорного товара необходимо установить область применения шин - для моторных транспортных средств для перевозки грузов или для иных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Между тем, обществом при таможенном декларировании, а также на запрос Владивостокской таможни от 29.09.2023 № 07-01-23/36957 не представлены документы, подтверждающие тип машин, с которыми используются ввозимые товары.
Согласно сведениям, содержащимся на сайте Росаккредитации https://fsa.gov.ru в отношении товаров "компоненты транспортных средств: шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей торговой марки "TECHKING" ООО "Драйв" получен сертификат соответствия № ЕАЭС KG417/024.C№ .02.00825 сроком действия с 18.10.2021 по 17.10.2023, в соответствии с которым наименование продукции: "шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей".
Согласно сведениям, содержащимся в сертификате соответствия, шины модели "SUPER ЕТОТ" размер 315/80R22.5, индекс нагрузки 164/160, соответствуют требованиям Технического регламента TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
Проанализировав пункт 2, подпункты 1, 7 пункта 3, пункт 4 раздела 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", суды установили, что данный регламент распространяется на колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси, компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Согласно приложению № 1 в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011, отнесены транспортные средства категории N, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе категорий № 1, № 2, № 3, транспортные средства повышенной проходимости (категории G), специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, в том числе, специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности (например, автолесовозы, автосамосвалы и прицепы (полуприцепы)-самосвалы, пожарные автомобили, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции (полиции), транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, и т.п.), а также компоненты транспортных средств такие, как шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов.
Согласно пункту 1 Правил "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов" (далее - Правила ЕЭК ООН № 54) данные Правила распространяются на шины, предназначенные для транспортных средств категорий М3, № 3, О3, О4, обозначенных индексами категории скорости не менее 80 км/час и с индексом несущей способности более 121, то есть и на шины для грузового транспорта.
При этом ни TP ТС 018/2011, ни Правила ЕЭК ООН № 54 не распространяются на карьерные самосвалы, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, а также на иную спецтехнику, не предназначенную для перевозки грузов.
В сертификате соответствия № KG417/024.C№ .02.00825 в строке "выдан на основании" имеется ссылка на сообщение об официальном утверждении типа шин "E4-54R-0028633", выданного Министерством транспорта, общественных работ и водного хозяйства Нидерландов.
Таким образом, знак "Е4 в круге" является лишь знаком официального утверждения в Нидерландах типа пневматической шины, предназначенной для транспортных средств категорий МЗ, № 3, О3, О4, то есть, в том числе, шин для транспортных средств для перевозки грузов (грузовых автомобилей).
Также судами принято во внимание заключение таможенного эксперта от 23.03.2022 № 12410007/0005126 в отношении товара, задекларированного по спорной ДТ, согласно которому маркировка "ЕЗ" не соответствует маркировке, наносимой по ГОСТ 8430-2003 "Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия", размер исследуемого образца отсутствует в ГОСТ 8430-2003, размер исследуемого образца указан в ГОСТ Р 52899-2007 Межгосударственный стандарт. Шины пневматические крупногабаритные и сверхкрупногабаритные для внедорожных карьерных автомобилей. Технические условия, отсутствует маркировка CYCLIC, предназначенная для машин, работающих циклично, отсутствует маркировка UNDER GROUND (предназначенные для эксплуатации в шахтах) и маркировка ML (предназначенные для добычи полезных ископаемых).
Таким образом, судами сделаны обоснованные выводы о том, что технико-эксплуатационные характеристики спорных шин и имеющиеся на них маркировочные обозначения обусловливают эксплуатацию данных шин на транспортных средствах для перевозки грузов, что указывает на отсутствие исключительной области применения шин, обозначенной в тексте субпозиции 4011 80 000 0, выбранной декларантом.
Ссылки общества на наличие на шинах маркировки "POR" - Professional Off Road, что подразумевает их использование на специальной технике по бездорожью, отклонены судами правомерно, поскольку использование шин на специальной технике не подтверждает их исключительное применение на транспортных средствах, используемых в строительстве, горном деле и промышленности и не исключает их использование на транспортных средствах для перевозки грузов.
В этой связи у таможни имелись основания для принятия спорного решения о классификации товара от 25.12.2023.
Доводы общества об обратном фактически направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, исследованных судами, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного суды обоснованно признали оспариваемое решение Владивостокской таможни законным.
Установленные судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, данной судами, само по себе не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.