АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2024 года Дело № А24-1714/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Я.В. Кондратьевой
судей Г.А. Камалиевой, Д.Г. Серги
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "КОЕН": Адамчук В.В., представитель по доверенности от 07.07.2023
от Службы охраны объектов культурного наследия Камчатского края: Приходько Ю.К., временно исполняющий обязанности руководителя
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОЕН"
на решение от 19.04.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2024
по делу № А24-1714/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Службы охраны объектов культурного наследия Камчатского края (ОГРН 1174101015395, ИНН 4101180766, адрес: 683017, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 2/1, офис 213)
к обществу с ограниченной ответственностью "КОЕН" (ОГРН 1104101004875, ИНН 4101139655, адрес: 683031, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Топоркова, д. 19)
о понуждении к исполнению обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре; о взыскании судебной неустойки
УСТАНОВИЛ:
Служба охраны объектов культурного наследия Камчатского края (далее - служба) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КОЕН" (далее - ООО "КОЕН", общество) о понуждении к исполнению обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия (далее - ОКН) в натуре, а также о взыскании судебной неустойки.
Решением от 19.04.2024, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2024, в порядке удовлетворения исковых требований Арбитражный суд Камчатского края обязал ответчика совершить следующие действия:
- в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом № 15 по ул. Красинцев в г. Петропавловске-Камчатском" в соответствии с проектной документацией на проведение работ по сохранению объекта, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "АСР" в 2018 году (шифр: 170328/Кр15- КАМ-П-к/С-К) и в установленном порядке согласованной со Службой охраны объектов культурного наследия Камчатского края.
В случае неисполнения вышеуказанной обязанности взыскать с ответчика в доход бюджета Камчатского края судебную неустойку в сумме 1 000 руб. за каждый день просрочки, начиная с 1-го календарного дня девятнадцатого месяца со дня вступления решения в законную силу по день его фактического исполнения;
- в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Службе охраны объектов культурного наследия Камчатского края разрешение на строительство в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации с обязательным прохождением градостроительной экспертизы.
В случае неисполнения вышеуказанной обязанности взыскать с ответчика в доход бюджета Камчатского края судебную неустойку в сумме 1 000 руб. за каждый день просрочки, начиная с 1-го календарного дня седьмого месяца со дня вступления решения в законную силу по день его фактического исполнения;
- в течение одного месяца с момента получения разрешения на строительство организовать получение в Службе охраны объектов культурного наследия Камчатского края разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом № 15 по ул. Красинцев в г. Петропавловске-Камчатском".
В случае неисполнения вышеуказанной обязанности взыскать с ответчика в доход бюджета Камчатского края судебную неустойку в сумме 1 000 руб. за каждый день просрочки, начиная с 1-го календарного дня второго месяца со дня вступления решения в законную силу по день его фактического исполнения.
ООО "КОЕН", не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии доказательств, что произведенные работы являлись затрагивающими конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности ОКН, также, по мнению заявителя жалобы, экспертное заключение не подтверждает, что проведенные ответчиком работы нарушают облик ОКН.
В отзыве на кассационную жалобу служба приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не имеется.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, решением исполнительного комитета Камчатского областного совета народных депутатов от 03.09.1990 № 229 "О принятии на государственный учет и охрану памятников архитектуры и градостроительства, как памятников местного значения, зданий по ул. Ленинской, Красинцев, Красноармейской в г. Петропавловске-Камчатском" здание по ул. Красинцев, д. 15 в г. Петропавловске-Камчатском принято на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения "Дом № 15 по ул. Красинцев в г. Петропавловске-Камчатском".
ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 13.12.2016 № 63914-р. Регистрационный номер объекта культурного наследия в ЕГРОКН - 411610643850005.
Согласно Свидетельству о регистрации права от 30.05.2014 № 41 АВ 202542, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 30.03.2023 № КУВИ-001/2023-74632614 спорный объект принадлежит на праве собственности ООО "КОЕН". Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации, является Кондращенко Максим Евгеньевич - директор.
Охранное обязательство собственника в отношении ОКН вручено ответчику 23.04.2014 в соответствии с требованиями статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)" (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).
В соответствии с данным охранным обязательством собственник объекта культурного наследия обязан обеспечить содержание объекта культурного наследия и всего связанного с ним имущества в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, не допускать ухудшения и порчи предметов охраны объекта культурного наследия, содержать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии, а также безотлагательно принимать меры для предотвращения дальнейшего разрушения и обеспечить восстановление объекта культурного наследия в случае нанесения ущерба.
На основании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 16.07.2018 № 6/2018 ООО "КОЕН" представило на согласование истцу проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта. Проект разработан ООО "АСР" в 2018 году, подготовлено согласование указанной проектной документации.
На основании лицензии от 03.07.2019 № МКРФ 19287, выданной Министерством культуры Российской Федерации, и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 07.08.2019 № 3, выданного истцом, общество осуществляло работы на объекте с момента выдачи указанного разрешения.
Постановлением Петропавловска-Камчатского городского суда от 27.12.2019 № 5-1130/2019 по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно", составленного службой, ООО "КОЕН" признано виновным в совершении данного правонарушения с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Административный штраф уплачен ответчиком в полном объеме.
Статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ установлена необходимость осуществления научного руководства и авторского надзора при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
Поскольку разработчик проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН ООО "АСР" представило заказчику - ООО "КОЕН" информацию о том, что не имеет возможности осуществлять научное руководство и авторский надзор, договор авторского надзора на ОКН за выполнением работ по сохранению ОКН от 05.07.2019 № 4/2019-АН был заключен ответчиком с ООО "Турмалин-Проект".
В рамках исполнения обязательств по договору № 4/2019-АН от 05.07.2019 на оказание услуг по авторскому надзору за выполнением работ по сохранению ОКН, специалистами ООО "Турмалин-Проект" 12.10.2020 и 13.10.2020 осуществлены выезды на ОКН.
В результате осуществления авторского надзора за выполнением работ ООО "Турмалин-Проект" выявлено несоответствие фактически произведенных работ проектным решениям, получившим 20.08.2018 положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и согласование в службе 07.11.2018, а также зафиксирован факт нарушения предмета охраны ОКН, утвержденного приказом Минкультуры Камчатского края от 02.03.2017 № 60.
Письмом от 28.10.2020 № 301.10/2020 ООО "Турмалин-Проект" известило истца о выявленных нарушениях, а именно, сообщило, что фактически выполнена смешанная конструктивная схема (наружные несущие стены и внутренний деревянный каркас выполнен из клееного бруса), а также увеличена высота подвального этажа и этажность ОКН (вместо холодного чердака выполнен мансардный этаж).
В ходе проведения службой контрольных мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия также выявлено несоответствие фактически произведенных работ проектным решениям, предусмотренным проектом ООО "АСР" в 2018 году, что подтверждается актом осмотра от 02.11.2020 № 102.
В связи с выявленными нарушениями проведения работ на ОКН, в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ, Службой в адрес ООО "КОЕН" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия от 05.11.2020, путем немедленного приостановления проведения работ на объекте до устранения выявленных нарушений, а именно: привести предмет охраны ОКН в соответствие с требованиями, указанными в проектной документации.
В связи с тем, что работы, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности в нарушение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводились собственником ОКН без разрешения на строительство, 16.02.2021 службой в Инспекцию государственного строительного надзора Камчатского края (далее - инспекция) направлено письмо о принятии мер административного воздействия в отношении ООО "КОЕН".
15.03.2021 поступил ответ инспекции, из которого следует, что на основании обращения службы приказом от 03.03.2021 № 77 в период с 09.03.2021 по 12.03.2021 назначена внеплановая выездная проверка, однако 12.03.2021 составлен акт о невозможности проведения проверки.
Инспекцией предоставлена информация, согласно которой 23.03.2021 в отношении ООО "КОЕН" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), уполномоченного в соответствии с федеральным законом на осуществление государственного надзора, по проведению проверок, повлекшее невозможность проведения проверки".
Службой в адрес общества направлен запрос о предоставлении в срок до 02.06.2021 информации об исполнении предписания от 05.11.2020. Согласно почтовому уведомлению о вручении № 80085360036094 письмо получено адресатом 21.05.2021. Ответ на данный запрос не представлен.
Также службой в адрес директора ООО "КОЕН" Кондращенко М.Е. повторно направлен запрос о предоставлении в срок до 25.06.2021 информации об исполнении предписания от 05.11.2020. Согласно почтовому уведомлению о вручении № 80085360036100 письмо службы получено адресатом 21.06.2021.
От ООО "КОЕН" в адрес службы поступило письмо из которого следует, что работы на ОКН приостановлены 09.11.2020 на основании приказа директора общества Кондращенко М.Е. от 09.11.2020 № 34. Указанным письмом ответчик также сообщил, что им ведутся переговоры с проектной организацией ООО "Актив-Проект" о возможности внесения изменений в проект устранения аварийности здания и приспособления его для современного использования, разработанный ООО "АСР" в 2018 году (в части изменения габаритов ОКН).
В связи с тем, что в данном случае внесение изменений в проектную документацию законодательством не предусмотрено, 16.07.2021 службой в адрес директора ООО "КОЕН" Кондращенко М.Е. направлено письмо о необходимости соблюдения требований, установленных положениями статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ и предложением обратиться в службу за получением консультации по данному вопросу, а впоследствии направлено уведомление о том, что срок действия разрешения на проведение работ по сохранению ОКН от 07.08.2019 № 3, выданного службой, истек 31.12.2021, и для проведения работ на объекте необходимо получение нового разрешения на проведение работ по сохранению ОКН. Указанным письмом истец повторно запросил информацию об исполнении предписания службы от 05.11.2020, в срок до 15.02.2022.
По информации, представленной ООО "КОЕН", здание находится в состоянии консервации и производятся работы по корректировке проекта лицензированной проектной организацией.
Письмом от 19.01.2022 № 85/02-17/41 истец проинформировал ООО "Турмалин проект" об окончании срока разрешения на проведение работ по сохранению ОКН от 07.08.2019 № 3 и потребовал представить информацию о результатах авторского надзора.
Согласно ответу ООО "Турмалин-Проект" письмом от 20.10.2020 № 289.10/2020, ответчик был уведомлен о нарушении проведения работ на ОКН и необходимости приостановки работ, выполнении демонтажа надземной части здания ОКН до момента государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также получения разрешения на строительство. Авторский надзор после выявленных в 2020 году нарушений на ОКН ООО "Турмалин-Проект" не осуществлялся.
В целях фиксации факта проведения собственником ОКН работ, изменивших предмет охраны, облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры ОКН, службой проведено контрольное (надзорное) мероприятие в форме выездного обследования с участием инженера-геодезиста ООО "Петропавловская кадастровая служба" Малининой Т.И.
Согласно протоколу осмотра от 06.05.2022 № 13 в ходе выполнения полевых и камеральных работ были выявлены значительные отклонения как плановых, так и высотных габаритов здания. Минимальное отклонение плановых размеров внешнего контура объекта составило 0, 02 м, максимальное - 0,34 м. Отклонение фактической высоты здания от проектного составило 1,30 м в сторону увеличения.
В адрес службы поступил запрос ООО "КОЕН" о разъяснении предмета охраны ОКН, на который службой подготовлено и направлено в адрес заявителя разъяснение от 20.05.2022, в свою очередь ООО "КОЕН" письмом от 11.06.2022 № 35 уведомило службу о несогласии с представленными разъяснениями.
Поскольку в нарушение требований Федерального закона № 73-ФЗ собственником ОКН ООО "КОЕН" проведены работы, изменившие предмет охраны, первоначальный облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры ОКН, а также другие характеристики надежности и безопасности ОКН, служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон № 73-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Службе охраны объектов культурного наследия Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 31.03.2023 № 184-П Служба является исполнительным органом Камчатского края, осуществляющим функции по реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), иные правоприменительные функции в установленной правовыми актами Камчатского края сфере деятельности и (или) осуществляющим полномочия Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, а также переданные Российской Федерацией полномочия в соответствующей сфере деятельности.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона № 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 48 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно пункту 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 47.3 настоящего закона при содержании и использовании ОКН в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного ОКН, собственник ОКН обязан: