АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2024 года Дело № А78-528/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2024 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Парской Н.Н.,

судей: Волковой И.А., Двалидзе Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 мая 2024 года по делу № А78-528/2024, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2024 года по тому же делу,

установил:

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Беломестнова Владислава Андреевича (ИНН 751303821464, далее - должник) Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган, заявитель) 17.04.2024 обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 97 648 рублей 65 копеек.

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 07 мая 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2024 года, требование в заявленном размере признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов во вторую очередь в размере 55 967 рублей 98 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе 43 038 рублей 24 копейки в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2021 год), в третью очередь в размере 41 680 рублей 67 копеек (в том числе 35 025 рублей 69 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по транспортному налогу, 6 654 рубля 98 копеек пени).

Не согласившись с принятыми судебными актами, уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их изменить в части включения в реестр требований кредиторов должника, включить во вторую очередь реестра 59 178 рублей 67 копеек.

В кассационной жалобе заявитель настаивает на включении страховых взносов в совокупном фиксированном размере в полном объеме во вторую очередь.

Заявитель ссылается на установленный в законодательстве с 01 января 2023 года порядок исчисления и уплаты страховых взносов единым налоговым платежом в совокупном фиксированном размере и невозможность погашения части этого платежа.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с положениями части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, уполномоченным органом к включению в реестр требований предъявлена задолженность в размере 97 648 рублей 65 копеек (31 815 рублей недоимки по транспортному налогу физических лиц за 2022-2023 годы; 43 038 рублей 24 копейки недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2021 год; 16 140 рублей 43 копейки недоимки по страховым взносам в совокупном фиксированном размере за 2023 год; 6 654 рубля 98 копеек пени по транспортному налогу за период с 02.12.2023 по 12.02.2024 и по страховым взносам за период с 06.06.2023 по 12.02.2024).

Суд первой инстанции, признав требования обоснованными, определяя очередность их удовлетворения, пришел к выводу о том, что страховые взносы в полном объеме не подлежат включению во вторую очередь реестра, что из заявленных страховых взносов в совокупном фиксированном размере 16 140 рублей 43 копейки за 2023 год в состав второй очереди подлежат включению 12 929 рублей 74 копейки (80, 1078 процентов от 16 140 рублей 43 копейки) - взносы на обязательное пенсионное страхование, в состав третьей очереди подлежат включению 3 210 рублей 69 копеек - взносы на обязательное медицинское страхование (19,8922 процентов от 16 140 рублей 43 копейки).

Суд апелляционной инстанции признал верными выводы суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Очередность удовлетворения реестровых требований кредиторов определена в пункте 4 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральными законами от 14.07.2022 № 239-ФЗ и № 237-ФЗ, с 01.01.2023 установлен единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование.

Вместе с тем, вопреки доводам уполномоченного органа, установление единых тарифов страховых взносов, не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований, а лишь регламентирует порядок исчисления и уплаты взносов, не меняя характера (существа) соответствующих платежей.

С 01.01.2023 все категории налогоплательщиков переведены на новую форму оплаты налогов и страховых взносов - Единый налоговый платеж, распределяющийся на Единый налоговый счет (Федеральный закон № 263 от 14.07.2022 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, единый тариф страховых взносов уплачивается в составе единого налогового платежа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению: страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного пенсионного страхования по нормативу 80, 1078 процента; страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного медицинского страхования по нормативу 19,8922 процента.

Предъявляемые после 01.01.2023 уполномоченным органом к включению в реестр требований кредиторов страховые взносы в составе единого налогового платежа следует определять исходя из приведенных нормативов в части отчисления в Фонд пенсионного и обязательного медицинского страхования.

Исходя из особой правовой природы и предназначения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчеты по соответствующим требованиям в делах о банкротстве осуществляются в порядке, установленном для погашения задолженности по заработной плате, поэтому в соответствии с абзацем 3 пункта 2 и абзацем 3 пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве соответствующая основная задолженность, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом, относится ко второй очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника (ответ на вопрос 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", изложенный в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017 (далее - Обзор № 3)),

Указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование). Так, по общему правилу требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац 6 пункта 2, абзац 4 пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве).

Таким образом, доводы кассационной жалобы о включении различных страховых взносов в совокупном фиксированном размере в полном объеме во вторую очередь отклоняются судом округа, как противоречащие положениям статьи 134 Закона о банкротстве, а также разъяснениям, содержащимся в Обзоре № 3.

На основании изложенного, суд округа полагает правомерным вывод судов о том, что страховые взносы в полном объеме не подлежат включению во вторую очередь реестра, следовательно, считает обоснованным распределение страховых взносов в совокупном фиксированном размере за 2023 год в соответствующие очереди реестра.

Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 мая 2024 года по делу № А78-528/2024, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Н.Н. Парская

И.А. Волкова

Н.В. Двалидзе


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка