СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2024 года Дело № 33-6205/2024
Санкт-Петербург 30 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.,
судей Горбатовой Л.В., Заплоховой И.Е.,
при секретаре Судовской Е.И.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Комитета по строительству Ленинградской области, администрации муниципального образования "Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 2 мая 2024 года, которым частично удовлетворено исковое заявление Гришина М.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации муниципального образования "Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" о признании отдельной семьей, признании незаконными действий по снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить в списках нуждающихся и выдать сертификат на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., объяснения представителя Комитета по строительству Ленинградской области по доверенности Колонтаевской Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Гришин М.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в Подпорожский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Администрация), в котором, уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), просил:
- признать незаконным и отменить постановление Администрации от 10.02.2023 № о снятии истцов с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении;
- признать действия или бездействие Администрации по снятию с учета нуждающихся в жилом помещении Гришина М.В., Гришиной Е.М. незаконными;
- признать Гришина М.В., ФИО1 членами одной семьи;
- восстановить Гришина М.В., ФИО1 в очереди на получение сертификата по программе "Федеральная молодежная программа";
- обязать Администрацию восстановить истцов в очереди с 02.12.2010 и выдать сертификат на приобретение жилого помещения по соц. программам (л.д. 2-5, 52-53, 107-113 том 1).
В обоснование заявленных требований указано, что в феврале 1998 г. родители истца - ФИО7, ФИО8 - на основании договора социального найма получили трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Совместно с родителями в данной квартире с момента ее предоставления зарегистрированы по месту жительства истец, его братья ФИО23, ФИО9, сестра ФИО23, с 1990 г. сестра ФИО10, с 2019 г. несовершеннолетняя дочь истца ФИО1 С 2008 г. истец проживает отдельно от родителей, его дочь также по адресу регистрации не проживала, они жили отдельной семьей совместно с истцом на съемных квартирах. В 2010 г. истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В 2020 г. несовершеннолетняя ФИО1 также была признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в состав семьи Гришина М.В. (истца). Кроме того в 2012 г. истец вступил в программу "Жилье для молодежи". Вместе с тем, постановлением администрации муниципального образования "Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 13.02.2023 № Гришин М.В., ФИО1 сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а именно в связи с тем, что на каждого из членов семьи, по расчету Администрации, приходилось более учетной нормы жилой площади. При этом при расчете Администрацией учтены все имеющиеся в пользовании и собственности жилые помещения лиц, зарегистрированных по адресу: <адрес>, то есть непосредственно указанная квартира, предоставленная родителям истца по договору социального найма, а также имеющееся в собственности жилье сестры и племянника истца, жилье брата истца. Действия Администрации при производстве расчета обеспеченности жилой площадью по включению в расчет жилых помещений всех зарегистрированных по одному адресу лиц, однако фактически совместно не проживающих, то есть членами одной семьи не являющихся, истец полагает незаконными. В этой связи обратился с настоящим иском в суд.
Определением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21.03.2024, отраженном в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Ленинградской области (л.д. 226-229 том 1).
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 02.05.2024 исковые требования Гришина М.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 удовлетворены частично (л.д. 53-63 том 2).
Суд признал незаконным и отменил постановление администрации муниципального образования "Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 10.02.2023 № о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Гришина М.В. и члена его семьи: дочери - ФИО1
Признал незаконными действия Администрации по снятию Гришина М.В., ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Суд обязал Администрацию восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под прежним номером семью Гришина М.В. в составе 2 человек: Гришин М.В., ФИО1
В удовлетворении остальной части исковых требований Гришина М.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 судом было отказано.
Администрация не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного судом решения, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение суда от 02.05.2024 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме (л.д. 121-124 том 2).
В обоснование доводов жалобы указано, что настоящее исковое заявление судом неправомерно рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства, тогда как дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются с особенностями, установленными Кодексом административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Обращает внимание судебной коллегии, что оспаривание постановления Администрации от 10.02.2023 №, полученное истцом 10.05.2023, было возможно до 11.08.2023, тогда как исковое заявление поступило в суд 14.09.2023, то есть с пропуском установленного законом срока.
Подателем жалобы указано также, что Гришин М.В., обращаясь в Администрацию с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, как на момент обращения в 2010 г., так и на момент принятия оспариваемого постановления о снятии с учета, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, совместно с родственниками: мать, отец, братья, сестры. При этом сведений о том, что Гришин М.В. с дочерью проживают отдельно от иных родственников, с которыми зарегистрированы по одному адресу, истцом в Администрацию не направлялось. В этой связи, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, ответчик указывает на наличие у него обязанности при определении уровня обеспеченности Гришина М.В. общей площадью жилого помещения, учитывать суммарную площадь всех жилых помещений, как находящихся в собственности, так и предоставленных по договорам социального найма, совместно зарегистрированных с ним лиц, указанных в качестве членов семьи. Таким образом, при отсутствии у Администрации сведений о раздельном проживании истца с иными совместно зарегистрированными родственниками, ответчик полагает оспариваемое истцом постановление от 10.02.2023 № законным и обоснованным.
Комитет по строительству Ленинградской области (далее - Комитет) также не согласился с законностью и обоснованностью постановленного судом решения, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой третье лицо просит решение суда от 02.05.2024 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме (л.д. 95-101 том 2).
В обоснование доводов жалобы указано, что на неправомерное рассмотрение судом настоящего иска по правилам гражданского судопроизводства, тогда как иск подлежал рассмотрению по правилам КАС РФ. Комитет выражает несогласие с выводом суда о том, что семья Гришиных была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ссылаясь на положения ст. 49 ЖК РФ Комитет указывает, что жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма могут быть предоставлены только малоимущим гражданам, тогда как материалы учетного дела истца не содержат документов, подтверждающих малоимущность Гришина М.В.
Также, ссылаясь на положения ст. 51 ЖК РФ, и на непредоставление Гришиным М.В. сведений о раздельном проживании с совместно зарегистрированными родственниками, третье лицо указывает на наличие у Администрации обязанности при разрешении вопроса о нуждаемости истца в жилом помещении, запросить документы в отношении всех зарегистрированных совместно с истцом лиц. Однако такие документы до 2023 г. ответчиком не запрашивались, не исследовались. В этой связи Комитет полагает, что Гришин М.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в отсутствие правовых оснований. Однако указанному факту судом первой инстанции правовая оценка не дана.
Кроме того, также исходя из факта отсутствия у Администрации сведений о том обстоятельстве, что истец не проживает совместно с иными родственниками, совместного хозяйства не ведет, Комитет, полагает, что ответчиком при определении нуждаемости истца в жилом помещении правомерно учтено имеющиеся в собственности, а также в пользовании на основании договора социального найма, жилые помещения всех родственников истца.
В суде апелляционной инстанции представитель Комитета по строительству Ленинградской области по доверенности Колонтаевская Е.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение по изложенным основаниям.
Представитель администрации муниципального образования "Важинское городское поселение" Подпорожского муниципального района в суд апелляционной инстанции не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется уведомление. Заявления об отложении рассмотрения дела не направил, также не представил доказательства уважительности причин не явки в суд апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит причину не явки представителя муниципального образования "Важинское городское поселение" Подпорожского муниципального района не уважительной, в связи с чем имеются основания доля рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Порядок ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Областным законом Ленинградской области от 26.10.2005 № 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Областной закон от 26.10.2005 № 89-оз).
Пунктом 1 ст. 7 Областного закона от 26.10.2005 № 89-оз предусмотрено, что ежегодно с 10 января по 31 марта орган, осуществляющий принятие на учет, проводит проверку прав граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании документов, представленных гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и иных сведений, имеющихся у органа, осуществляющего принятие на учет, путем направления запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, которым могут быть известны сведения, подтверждающие наличие (отсутствие) оснований снятия граждан с учета.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, 01.11.2010 Гришин М.В. обратился в Администрацию муниципального образования "Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" с заявлением, в котором просил внести на обсуждение жилищной комиссии его просьбу о признании нуждающимся в жилом помещении его семьи, состоящей из 1 человека (Гришина М.В.), указывая, что занимаемая им жилплощадь менее учетной нормы (л.д. 210-211 том 1).
Постановлением Администрации от 02.12.2010 № Гришина М.В. признан нуждающимся в жилом помещении в связи с тем, что площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (подп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ) и принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек, по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 52 ЖК РФ (л.д. 185 том 1).
Гришин М.В. является отцом несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 10 том 1).
Постановлением Администрации от 16.07.2020 № ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в составе семьи Гришина М.В. (л.д. 186 том 1).
Гришин М.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 7 том 1).
Данная квартира предоставлена отцу истца - ФИО7 - по договору социального найма.
Согласно справке о регистрации формы 9 от 09.02.2023 в указанной квартире совместно с истцом зарегистрированы: ФИО7 (отец) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 (мать) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 (брат) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО23 (сестра) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 (муж сестры) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 (племянник) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 (племянник) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 (племянник) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 (жена брата) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 (сестра) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 (племянник) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 (племянник) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 (дочь) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18 (племянница) - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37 том 1).
Постановлением Администрации от 10.02.2023 № Гришин М.В., ФИО1 сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 73 том 1).
Из возражений ответчика и уведомления от 13.02.2023, направленного Администрацией на имя Гришина М.В., следует, что уровень жилищной обеспеченности Гришина М.В. и ФИО1 определен Администрацией с учетом площади жилых помещений, принадлежащих родственникам истца, зарегистрированных с ним совместно в квартире по адресу: <адрес> (л.д. 75-76 том 1).
Так, при проверке нуждаемости истца в жилых помещениях Администрацией установлено, что в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости:
ФИО11 (мужу сестры) принадлежит 1/10 доля в праве собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
ФИО12 (племяннику) принадлежит 1/2 доля в праве собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
ФИО7 (отец) на праве собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
ФИО8 (мать) на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
ФИО23 (сестра) принадлежит 1/2 доля в праве собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
ФИО13 (племянник) принадлежит 1/4 доля в праве собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
ФИО12 (племянник) принадлежит 1/4 доля в праве собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
ФИО14 (жена брата) принадлежит 1/4 доля в праве собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Администрацией произведен расчет, согласно которому, в совокупности общая суммарная площадь всех жилых помещений, принадлежащих семье как на праве собственности, так и по договору социального найма, составляет 333,19 кв.м (94,8 + 85,1 + 23,45 + 10,98 + 23,45 + 66,4 + 9,67 + 9,67 + 9,67).
Исходя из этого определено, что на каждого члена семьи в настоящее время приходится по 22,21 кв.м общей площади жилого помещения, что более площади учетной нормы, установленной на 1 человека (10 кв.м).
Кроме того, из представленных копий материалов учетного дела Гришина М.В. следует, что 30.03.2022 истец обратился в Администрацию с заявлением о включении его в список молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 г. в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий молодых граждан (молодых семей) государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 407, с указанием о том, что планирует улучшить жилищные условия путем приобретения жилого помещения, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 173-177).
Постановлением администрации муниципального образования "Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 18.08.2022 № 197 утвержден список молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 г. в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий молодых граждан (молодых семей) государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области, в который включены Гришин М.В. и ФИО1 (л.д. 190-191 том 1).
Из письменных объяснений представителя третьего лица - Комитета по строительству Ленинградской области от 22.04.2024 следует, что Распоряжением Комитета по строительству Ленинградской области от 27.02.2023 № 81 утвержден список молодых граждан (молодых семей) - претендентов и молодых граждан (молодых семей), включенных в резерв на получение социальных выплат в 2023 г., в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий молодых граждан (молодых семей) государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области" на основании подп. "а" п. 6.7. Порядка по Молодежной программе Гришин М.В. с составом семьи 2 человека, в связи со снятием с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в список не включался.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 51, 55, 56 ЖК РФ, Областного закона от 26.10.2005 № 89-оз, оценив представленные доказательства по правилам ст.56 ГПК РФ, в том числе постановления Администрации о принятии Гришина М.В., ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также оспариваемое постановление о снятии истцов с учета, материалы учетного дела, показания допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей, пришел к выводу, что при принятии Гришина М.В., ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях ответчик в бесспорном порядке определилих как отдельную семью, в состав которой входили лишь истец и его несовершеннолетняя дочь.