АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2024 года Дело № А63-15049/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2024 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя (ИНН 2636045699, ОГРН 1052600306770) - Борисенко Д.А. (доверенность от 11.07.2024), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя (ИНН 2636039215, ОГРН 1022601931989) - Сидельниковой Т.А. (доверенность от 09.01.2024), администрации г. Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901) - Новикова М.Р. (доверенность от 06.05.2024), в отсутствие заинтересованных лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ставропольскому краю (ИНН 2623055555, ОГРН 1042600649992), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю (ИНН 2635330140, ОГРН 1202600011987), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя и администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2024 по делу № А63-15049/2022, установил следующее.

Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ставропольскому краю (далее - инспекция № 5), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю (далее - инспекция № 14) с требованиями: 1) о признании незаконными действия инспекции № 5, выразившегося в незаконном начислении комитету земельного налога в размере 17 134 233 рублей, в том числе штрафа (пени) в размере 3 349 888 рублей 84 копеек.; 2) о признании незаконными и отмене: требования инспекции № 14 от 02.07.2021 № 18150 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 02.07.2022; требования инспекции № 14 от 04.07.2022 № 15066 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 04.07.2022; требования инспекции № 14 от 01.09.2022 № 19496 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 01.09.2022 в части уплаты пени за нарушение земельного налога за 2020 год в сумме 588 588 рублей 12 копеек., а также в части уплаты пени за нарушение срока уплаты земельного налога за 2021 год в сумме 1 361 800 рублей 41 копейки; 3) о признании незаконным и отмене решения от 03.08.2022 № 2150 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет финансов и бюджета администрации г. Ставрополя и администрация г. Ставрополя (далее - администрация).

Решением суда от 05.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.08.2024, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В кассационной жалобе комитет просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у комитета отсутствует обязанность по уплате земельного налога за данные земельные участки. Податель жалобы ссылается на нарушение трехмесячного срока с момента выявления недоимки.

В кассационной жалобе администрация просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований комитета. По мнению подателя жалобы, суды не выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, суды нарушили и неправильно применили нормы материального права. По мнению заявителя, у комитета отсутствует обязанность по уплате земельного налога за данные земельные участки. Налоговый орган пропустил срок для взыскания налога, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

В отзыве на кассационную жалобу инспекция № 14 просит отказать в ее удовлетворении.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция № 5 просит отказать в ее удовлетворении.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалоб.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзывов, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 13.07.2021 в адрес комитета поступило требование от 02.07.2021 № 18150 инспекции № 14 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальный предпринимателей) о том, что числится (выявлена) недоимка, задолженность по пени, штрафам, процентам в сумме 8 023 387 рублей 12 копеек, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 7 434 799 рублей и пени в размере 588 588 рублей 12 копеек. Комитетом на указанное требование подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - управление) об отмене требования от 02.07.2021 № 18150, которая решением от 29.12.2022 № 08-20/030851 оставлена без удовлетворения.

Также 05.07.2022 инспекцией № 14 выставлено требование от 04.07.2022 № 15066 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальный предпринимателей) о наличии недоимки, задолженности по пени, штрафу, процентам в сумме 11 061 234 рублей 41 копейки, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 9 699 434 рубля и пени в размере 1 361 800 рублей 41 копейки за пользование земельными участками с кадастровыми номерами 26:11:021001:817, 26:11:021001:818, 26:11:021001:309. Комитетом на указанное требование подана жалоба в управление об отмене требования от 04.07.2022 № 15066, которая решением от 05.09.2022 № 08-20/021100 оставлена без удовлетворения.

В адрес комитета 03.08.2022 поступило решение № 2150 инспекции № 14 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, согласно требованию от 04.07.2022 № 15066 в размере неуплаченных налогов в размере 11 061 234 рублей 71 копейки.

Также инспекцией выставлено требование от 01.09.2022 № 19496 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальный предпринимателей), согласно которого комитету в срок до 03.10.2022 необходимо оплатить пеню за неуплату основного долга в размере 1 687 046 рублей 53 копеек, из которых пеня за 2020 год - 1 524 257 рублей 70 копеек, пеня за 2021 год - 162 788 рублей 93 копейки.

Полагая, что действия налоговых органов, выразившиеся в начислении комитету земельного налога в размере 17 134 233 рублей, в том числе штрафа (пени) в размере 3 349 888 рублей 84 копеек, а также требования от 02.07.2021 № 18150, от 04.07.2022 № 15066, от 01.09.2022 № 19496 и решение от 03.08.2022 № 2150 являются незаконными, комитет обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 12, 23, 31, 45, 46, 47, 75, 363, 387, 388, 389, 390, 395, 397 Налогового кодекса, статьями 39.9, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 123.21, 123.22, 124, 125, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Суды установили, что решением Ставропольского краевого суда 04.05.2023 по делу

№ 3-а69/2023 удовлетворено заявление комитета об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем во исполнение решения Ставропольского краевого суда от 04.05.2023 инспекцией 15.08.2023 произведен перерасчет земельного налога, в результате чего сумма налога за 2020 год составила 3 648 378 рублей, за 2021 год - 3 648 348 рублей. Таким образом, инспекцией уменьшены налоговые обязательства плательщика, что отражено в едином налоговом счете налогоплательщика 18.09.2023.

Апелляционный суд рассмотрел и мотивированно отклонил доводы комитета и администрации о том, что требования, направленные в адрес комитета, об уплате земельного налога и пени являются незаконными ввиду того, что не соответствуют фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, так как обязательство изменилось в связи с принятым решением Ставропольского краевого суда от 04.05.2023 по делу № 3а-69/2023, которым внесены изменения в кадастровую стоимость земельных участков.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса (в редакции, действующей в спорный период) в адрес комитета выставлено требование от 02.07.2021 № 18150 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) в размере 8 023 387 рублей 12 копеек (налог в размере 7 434 799 рублей, пени в размере 588 588 рублей 12 копеек) со сроком исполнения до 30.07.2021 и направлено по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС). В требование № 18150 включена актуальная сумма задолженности на момент выставления. В период с 01.01.2023 по 10.04.2023 требование № 18150 исполнено в полном объеме.

Решением Ставропольского краевого суда от 04.05.2023 по делу № За-69/2023 внесены изменения в кадастровую стоимость спорных земельных участков. Решение вступило в законную силу 22.06.2023.

В силу статьи 85 Налогового кодекса после получения сведений об актуальной кадастровой стоимости земельных участков инспекцией № 5 произведен перерасчет налога за 2020 год по земельному налогу, сформировано сообщение об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество, земельного налога от 15.08.2023 № 3873672, направленное посредством ТКС. После произведенного перерасчета сумм налог и пени в связи с уменьшением размера земельного налога за 2020 год высвободившиеся денежные средства отражены (возвращены) на ЕНС налогоплательщика и направлены на погашение имеющейся задолженности в силу пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса (в редакции, действующей в спорный период) в адрес комитета выставлено требование от 04.07.2022 № 15066 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) в размере 11 061 234 рублей 41 копейки (налог за 2021 год в размере 9 699 434 рублей и пени в размере 1 361 800 рублей 41 копейки) со сроком исполнения до 27.07.2022, которое направлено посредством ТКС. В требование

№ 15066 включена актуальная сумма задолженности на момент выставления.

После получения сведений об актуальной кадастровой стоимости земельных участков инспекцией № 5 произведен перерасчет налога за 2021 год по земельному налогу, сформировано сообщение об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество, земельного налога от 15.08.2023 № 3873673, направленное посредством ТКС. Также произведен перерасчет сумм (уменьшение), включенных в требование № 15066.

Требование от 01.09.2022 № 19496 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) также выставлено комитету в соответствии со статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) в размере 1 687 051 рубля 73 копеек со сроком исполнения до 03.10.2022 и направлено по ТКС. В требование № 19496 включена актуальная сумма задолженности на момент выставления, оно исполнено в полном объеме.

В связи с внесением изменений в кадастровую стоимость земельных участков и уменьшением размера земельного налога за 2020, 2021 годы инспекцией № 14 произведен перерасчёт (уменьшение) сумм пени.

После произведенного перерасчета сумм пени в связи с уменьшением размера земельного налога за 2020 - 2021 годы высвободившиеся денежные средства отражены (возвращены) на ЕНС налогоплательщика и направлены на погашение имеющейся задолженности.

Принимая во внимание, что статья 71 Налогового кодекса, предусматривавшая направление налоговым органом налогоплательщику или плательщику сборов уточненного требования об уплате налога и сбора в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов изменилась после первоначального направления требования, утратила силу с 01.01.2023 в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2023 № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции правомерно заключил, что применительно к спорным правоотношениям отсутствует обязанность инспекции направлять комитету уточненное требование при изменении его обязанности после выставления первоначального требования. Доказательств несоответствия оспариваемых требований на момент их выставления не представлено.

Суды рассмотрели и правомерно отклонили доводы заявителей о том, что ни комитет, ни администрация не являются плательщиками земельного налога.

Суды установили, что администрации на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 33, 0 га с кадастровым номер 26:11:021001:309, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, муниципальное образование поселение город Михайловск, территория бывшего ГУП ОПХ "Михайловское". Указанный земельный участок приобретен в собственность на основании муниципального контракта № 0321300001116000358_64320.

Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 29.12.2016 № 651 "О включении имущества в муниципальную казну города Ставрополя", принятым в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 28.05.2014 № 513 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" указанный земельный участок включен в реестр муниципальной собственности муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и принят к учету в составе имущества муниципальной казны города Ставрополя.

Постановлением администрации от 03.09.2009 № 663 "О некоторых вопросах учета муниципальной казны города Ставрополя" включенный в реестр муниципальной собственности муниципального образования города Ставрополя земельный участок площадью 33, 0 га с кадастровым номер 26:11:021001:309 передан комитету для содержания, контроля и учета в качестве имущества муниципальной казны города Ставрополя на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Земельный участок предоставлен комитету для осуществления полномочий органа местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по организации ритуальных услуг и предоставления участков земли на муниципальных общественных кладбищах городах Ставрополя для создания семейного (родового) захоронения.

В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 27.11.2013 № 422 "О структуре администрации города Ставрополя" и постановлением администрации города Ставрополя от 11.05.2017 № 795 "Об утверждении Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя" комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в области жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1). Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы и фирменный знак (символику) с собственным наименованием, открывает в установленном порядке лицевые счета, имеет смету доходов и расходов, может выступать истцом, ответчиком и иным лицом в суде, приобретает своими действиями имущественные и неимущественные права и несет ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и указанным Положением о комитете. Организационно-правовая форма комитета - муниципальное казенное учреждение (пункт 3)

Из земельного участка с кадастровым номером 26:11:021001:309 путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами 26:11:021001:817, 26:11:021001:818, 26:11:021001:309.

На основании выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости правообладателем указанных земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования является комитет, правом собственности обладает муниципальное образование г. Ставрополя. Пунктом 3 Положения о комитете, утвержденного постановлением администрации от 11.05.2017 № 795, установлено, что комитет является юридическим лицом.

Комитет согласно сведениям ЕГРЮЛ имеет заявленную форму организационно-правовой деятельности "муниципальное казенное учреждение".

Несмотря на то, что земельный участок с кадастровым номером 26:11:021001:309 находится в собственности муниципального образования г. Ставрополя, он расположен в пределах муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса земельный налог применительно к анализируемому земельному участку регулируется нормативными актами представительных органов муниципального образования г. Михайловска.

Ставки земельного налога, объекты налогообложения, льготы и сроки уплаты земельного налога на территории муниципального образования городское поселение город Михайловск установлены Решением Думы города Михайловска Ставропольского края от 30.10.2014 № 335 "О земельном налоге" (в редакции, действовавшей до 31.12.2020; далее - Решение Думы № 335).

Решением Думы города Михайловска Ставропольского края от 25.11.2020 № 54 "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории Шпаковского муниципального округа Ставропольского края" (в редакции, действующей с 01.01.2021; далее - Решение Думы № 54).

Исходя из анализа указанных решений, пунктом 2 решения № 335 освобождению в полном объеме от уплаты земельного налога подлежат отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края с правом юридического лица, а Решением Думы № 54 основания для освобождения от уплаты земельного налога не предусмотрены. Согласно Решению Думы № 335, Решению Думы № 54 категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность" не освобождена от уплаты земельного налога.

Пунктом 2 Решения № 335 освобождению от уплаты земельного налога подлежали до 31.12.2020 отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края с правом юридического лица, при этом с 01.01.2021 Решением Думы № 54 основания для освобождения от уплаты земельного налога не предусмотрены.

Соответственно, у комитета возникают обязанности по уплате земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами 26:11:021001:309, 26:11:021001:817, 26:11:021001:818.

Апелляционный суд обоснованно отклонил доводы комитета и администрации о то, что требование от 02.07.2021 № 18150 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) выставлено с нарушением срока. Суды установили, что требование от 02.07.2021 № 18150 направлено комитету по ТКС и получено им 16.07.2021. В связи с неисполнением требования № 18150 в двухмесячный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса, инспекцией № 14 вынесено решение от 29.09.2021 № 2919 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств. Суды правомерно указали на то, что налоговый орган обязан обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в срок до 31.01.2022.

Руководителем комитета 20.07.2021 направлено в адрес управление обращение за № 05/1-18/05-10176 об отложении мер принудительного взыскания задолженности в максимально возможный срок в связи с ожиданием получения бюджетных ассигнований и лимитов для исполнения обязанности по уплате налогов. Решением управления от 06.10.2021 № 11 применение мер принудительного взыскания, предусмотренные статьей 47 Налогового кодекса (в соответствующей редакции), в отношении комитета перенесено на максимально возможные сроки с учетом социальной значимости комитета для жителей города Ставрополя.

Инспекция № 14 обратилась с исковым заявлением к комитету в Арбитражный суд Ставропольского края 12.10.2022 о взыскании обязательных платежей и санкций по требованию № 18150 (дело № А63-16894/2022).

В связи с несогласием с требованием № 18150 комитетом подана жалоба в управление. Решением управления от 29.12.2022 № 08-20/030851@ жалоба комитета оставлена без удовлетворения.

Таким образом, инспекцией требование от 02.07.2021 № 18150 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) выставлено в предусмотренный действующим законодательством срок.

Кроме того, апелляционный суд учел, что задолженность по требованию № 18150 в настоящее время отсутствует в связи с погашением задолженности. Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.11.2023 по делу № А63-16894/2022 производство по делу прекращено в связи с отказом инспекции № 14 от исковых требований.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационных жалоб признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Нормы права при разрешении спора применены правильно.